Протоиерей Геннадий Беловолов (otets_gennadiy) wrote,
Протоиерей Геннадий Беловолов
otets_gennadiy

Эвен Сапфир – «мир детства» Иоанна Предтечи

Когда впервые слышишь словосочетание «Пустынька Иоанна», можно подумать, что речь идет о месте на берегу Иордана, где проповедовал Иоанн Предтеча. Но как оказалось, это место связано с младенческими годами жизни Крестителя Христова.
После Бейт-Джалы еще утром наш путевод предлагал нам поехать в Горненский монастырь, но у нас была договоренность с игуменией Георгией о посещении ее обители в воскресенье. К тому же мы подумали, что в субботу после обеда там будет всенощная и мы не сможем пообщаться с матушкой.
Тогда Григорий предложил посетить место, которое называется «Пустынька Иоанна», которая не входила в нашу программу. Тогда-то я впервые услышал эту название.
Вот пример, как у нас подчас совершенно неожиданно строилась поездка. Не раз бывало, мы сами не знали, что день грядущий нам готовит. Но в такой непредсказуемости была особая благодать. В ней мы чувствовали действие промысла Божия, открывая в неожиданных изменениях маршрута следование сюжетам евангельских событий.
Действительно, между Лаврой Феодосия Великого, точнее Пещерой Трех Волхвов, и Пустынькой была связь. Оба места связаны с гонениями Ирода, его желанием уничтожить всех младенцев "от двух лет» в окрестностях Вифлеема.
Что же это за «Пустынька»? Это место горной области к востоку от Иерусалима, в 3 км от Эйн-Карема, где находилось имение свв.праведных Захарии и Елизаветы, а ныне расположен Горненский монастырь.
Поскольку Иоанн Предтеча был одногодок Христа Спасителя, а Эйн-Карем расположен неподалеку от Вифлеема, страшный приказ Ирода об уничтожении младенцев распространялся и на него. Воины искали Елизавету с младенцем и она вынуждена была бежать из своего дома в Горнем и прятаться в пустынном месте в горах.
По преданию, в тот момент, когда воины настигали Елизавету, она вошла в расщелину горы, и та сокрыла мать с младенцем, образовав пещеру. Рядом с нею забил источник, образовав горный колодец.
Это место и называют сейчас «Пустынька Иоанна».
Когда мы вышли из автобуса на стоянке, перед нами открылась великолепная панорама над живописным ущельем Сорек. Ближайший еврейский поселок имеет название Эвен Сапфир, которое также напоминает о первосвященнике Захарии: сапфир – это один из камней, которые он сил на священническом облачении в храме. Мы прошли вниз и вошли во врата францисканского монастыря «Св. Иоанн в пустыни», чем и объясняется то, что далеко не всех православных паломников сюда привозят. В 19 веке это место не успел купить наш неутомимый архимандрит Антонин Капустин, его опередили «нищие» францисканцы.
Надо отдать должное: то, что попало в руки католиков, содержится в образцовом порядке. За святыми вратами мы попали в цветущий сад. Несмотря на позднюю осень здесь все зеленело и цвело. Здесь, кстати, цветут особые розы, которые носят имя Предтечи – «розы Иоанна».
Монастырь расположен на крутом, подчас отвесном горном склоне и занимает большое пространство, так что его границы определить совершенно невозможно. Ни монахов, ни монахинь мы здесь не увидели, поэтому не было ощущения монастыря и так сказать «чужой территории». Мы были в гостях у Иоанна Предтечи.
Главная святыня – та самая пещера! К ней нужно спуститься по живописной дорожке, на которой то и дело сталкиваешься с группами со всего мира. Слово "Пустынька" здесь скорее означает парк для прогулок. Вообще открываешь еще раз, что в «католических» святых местах куда больше посетителей, а главное царит какая-то туристическая атмосфера. Нам периодически приходилось на узкой дорожке расходиться группами «всех племен и народов», бросались в глаза вездесущие японцы. У входа в пещеру тоже нужно подождать очередь.
Но мы были в таком состоянии, что нам ничего не мешало чувствовать себя именно в «пустыньке Иоанна».
Святая пещера висит на отвесной скале. Перед нею площадка с бассейном и фонтаном. Красные рыбки как всполохи пламени кружили в воде. Над пещерой воздвигнут храм, который, кажется, парит «на воздусе». Он построен недавно, но в романском стиле, напоминающем о временах владычества крестоносцев.
Мы подождали, что бы из пещеры вышли туристы и затем полностью заполнили ее сами, не оставив места для посторонних. Нам повезло, сразу после нас не было групп и нас не торопили.
Когда переступаешь последнюю ступеньку и оказываешь внутри пещеры, вся туристическая суета отступает. Пещера большая, просторная, напоминает залу, тем более в ней проделаны два окошка с прекрасным видом на ущелье.
Священные воспоминания охватывают здесь. Это место чудесного спасения последнего пророка Ветхого Завета. Великий Иоанн, как сказано в Евангелии, не сотворил в своей жизни ни одного чуда, но Сам Господь творил над ним Свои чудеса, и одно из первых было явлено на этом месте. Здесь прошли первые младенческие годы Иоанна. В этой пещере Елизавета, молилась Богу о спасении своего младенца первенца, здесь она его кормила, омывала в источнике и пеленала. Вот он суровый «мир детства» Крестителя Иоанна. В этой пустыньке понимаешь истоки подвига Иоанна Крестителя, истоки его аскезы, открываешь, откуда происходит любовь Иоанна Крестителя к пустыне. Здесь обнаруживаешь связь этой «пустыньки» с пустыней Иудейской на берегу Иордана, где проповедовал Иоанн Мессию.
В дальнем углу пещеры над камнем, на котором сидела св.Елизавета устроен престол. В древности это был православный храм - теперь католический. Над престолом написан необычный образ Елизаветы - играющей с младенцем Иоанном, причем в стиле близком к древнерусскому.
Я облачился в епитрахиль и мы послужили молебен, в котором одновременно призывали имена всей святой семьи - свв.Иоанна Предтечи, Захарии и Елизаветы.
У входа в пещеру прямо в скале источник, в котором принято омываться. Об этом источнике рассказывают, что сейчас очень много стало приходить разных людей. Но падре Серджио - францисканский священник и единственный монах этой пустыньки - сейчас стал разрешать окунаться в купель только в крестильных рубашках (как в Иордане). Потому что много стало приходить купаться (ради забавы) евреев, а требование надеть крестильную рубашку с изображением Христа и Иоанна Крестителя (ну, или просто Креста) для них, мягко говоря, трудно выполнимо :) Таким образом о.Серждио удалось отсечь некоторых "лишних людей".
В те дни, когда здесь мало посетителей (бывают и такие) сюда любят приходить омываться матушки Горненского монастыря.
У нас было большое желание также омыться, но на купание стояла очередь и наш путевод поторопил нас – нужно было еще успеть подняться к гробнице Елизаветы. Мы смиренно отправились за ним.

Гробница расположена выше по склону, к ней нужно пройти метров 100-150, но учитывая, что это подъем – это требует сил и времени.
Гробница праведной Елизаветы стала еще одним открытием в Святой Земле. Над гробницей воздвигнут храм в самых простых формах, скорее напоминающий обычный каменный дом. Внутри никого не было, поэтому мы смогли также спокойно помолиться и поклониться. Трогала мысль о том, что Иоанн Предтеча не мог не помнить о погребении своей матери и приходил на это место.
Жаль было покидать это благодатное место, особенно было жаль, что не успел омыться в источнике. Когда уже садились в автобус, я обнаружил, что забыл в пещере свою скуфейку. Я помчался назад. Скуфейка была на месте, а у купальни не было ни души. Тут меня осенила мысль: может быть я не случайно забыл скуфейку? Я стремительно разоблачился и стремглав бросился в святой источник. Так быстро я еще никогда и нигде не омывался. Я понял одно, что скорость омовения не связана прямо пропорционально с обилием благодати. В данном случае связь была скорее обратно пропорциональная. Назад к автобусе я, уже не бежал, а летел. Мне было жаль огорчать, моих спутников, что я один нежданно-нечаянно сподобился этой благодати. Все решили, что я мокрый от стремительного бега…