Протоиерей Геннадий Беловолов (otets_gennadiy) wrote,
Протоиерей Геннадий Беловолов
otets_gennadiy

Category:

Бейт-Джала. Чудеса святителя Николая на Святой Земле

храм в Бейт-Джале Бейт-Джала у нас в программе не стояла. Признаюсь, я до этой поездки не ничего не слышал об этом святом месте. Его посещение стало для нас подарком нашего путевода Григория, который, зная наше желание увидеть редкие места в Святой земле, предложил нам после Лавры св.Феодосия по пути в Иерусалим заехать в Бейт-Джалу.
Что же такое Бейт-Джала и почему ее нельзя проехать мимо? Это арабский город на территории Палестинской автономии между Вифлеемом и Иерусалимом, причем при общей численности жителей в 15 тысяч человек – 13 тысяч из них – арабы-христиане, конечно, православные. То есть этот один из немногих городов в Израиле (чуть ли не единственный!) с подавляющим христианским населением.
Город известен еще с библейских времен и отождествляется с поселением Гило, родиной Ахитофела, «друга» царя Давида. Есть предание, что здесь был погребен Иессей, отец царя Давида.
Но настоящая слава города связана с именем святителя Николая, который, как известно, перед рукоположением совершил паломничество в Святую Землю и прожил здесь почти три года с 310 – по 313 гг. И только укрепившись здесь духовно, он согласился принять архиерейский сан и взойти на Мирликийскую кафедру. Так вот, жил будущий святитель именно в Бейт-Джале, в память о чем в византийскую эпоху на месте его дома был основан монастырь и город даже назывался Никополис.
Нынешнее название означает «дом на зеленом склоне (горы)», - именно так он и расположен.
Я не заметил сам момент, когда мы въехали в город и вскоре оказались в самом центре города у главной его святыни. Это храм святителя Николая, на месте дома, в котором жил святой угодник. Храм святителя Николая поражает большими размерами, сразу видно, строили без оглядки на притеснения арабов и запреты турков. Действительно, выяснилось, что нынешний храм построен в 1920-е гг (освящен в 1931 г.) в период т.н. «английского мандата», когда англичане проводили политику христианизации Палестины. Встреча со святителем Николаем на Святой Земле необычная, потому что он в нашем восприятии менее всего ассоциируется с Палестиной, но тем более приятна, поскольку святитель Николай для нас особый, наш русский по духу святой.
«Русский» святой нас и встретил по-русски, причем в буквальном смысле слова. В храме нам на встречу вышла матушка местного батюшки араба и заговорила с нами на чистом русском языке. Она сама оказалась русской. Мария, так ее зовут, училась на регентском отделении при Санкт-Петербургской семинарии, где познакомилась с семинаристом из Палестины арабом, если не ошибаюсь, Павлом. Они поженились, в 2004 году закончили учебу в городе на Неве и отправились служить на родину православного араба-батюшки в Бейт-Джалу. Теперь матушка Мария радушно принимает своих соотечественников на Святой Земле. После ее поселения в Бейт-Джале это место все больше стали посещать русские паломники. В самом деле, не везде на Святой Земле можно услышишь рассказ из первых уст на русском языке.
Надо отметить, что в матушке Марии мы увидели воплощение лучших качеств русской матушки, как внешне, так и духовно. Она дородна, с чисто русским лицом, кажется персонажем Кустодиева, сошедшим с полотна. Она уже успела обзавестись тремя детьми. Чувствуется, что ее широкая русская душа глубоко приняла и Бейт-Джалу как родную землю и православных арабов как новых соотечественников. Это явствовало из ее искреннего и сердечного рассказа о приходе, прихожанах и чудесах святителя Николая. Было радостно, что такая замечательная матушка представляет наш народ на Святой Земле, хотя и немного жаль: такие матушки нужны и в России.
Матушка Мария рассадила нас на скамьи в храме. «Только в монастырских храмах нет лавочек, а в приходских храмах – это древняя восточная традиция», - сказала она. И как оказалось, не зря, потому что ее рассказ оказался продолжительным. Я старательно записал этот уникальный рассказ о современных чудесах святителя Николая на Святой Земле, который и предлагаю своим читателям с максимальным сохранением авторской речи:

« О монастыре свят.Николая
Когда здесь жил святитель Николай, местные жители его очень почитали за Божьего человека. И когда он ушел, дом его сохраняется в неприкосновенности с большой любовью. Никто в нем не поселился, его не разоряли. И после того, как совершилась канонизация свят. Николая, здесь строится огромный монастырь, который впервые упоминается уже в 415 году. Его территория составляла примерно 6 кв. км, было построено несколько храмов, большой собор вмч.Георгия Победоносца и двухуровневый собор свят. Николая Чудотворца, в нижнем приделе которого как раз находился его дом. В лучшие времена монастырь насчитывал 5000 насельников. И на сегодняшний день бывают такие открытия. Например, на прошлой неделе когда копали колодец для дождевой воды в частном доме и нашли монастырскую кладку и погребение 5 века. Выстаивает монастырь и персов, и мусульман, и крестоносцев, но в 14 веке его разрушают мамлюки. И после того как мамлюки прошли здесь огнем и мечом, остается только нижний придел собора с домом свят. Николая и груда развалин. После мамлюков монастырь уже не восстанавливался, потому что вслед за ними приходят турки и воцаряется здесь Османская империя. Турки очень притесняют христиан, и одно из притеснений заключалось в том, что они не разрешали строить или восстанавливать храмы и монастыри. Вот только что есть, в том и молитесь.
Община Бейт-Джалы была очень большая, многотысячная. Например, 1753 году по документам она насчитывала 8500 православных христиан. Но, несмотря на это, несмотря на то, что они постоянно просили разрешения на строительство хотя бы верхнего храма, чтобы люди могли собраться и помолиться, это разрешение никак не давали. И только в 1914 году, когда Османская Империя была фактически вытеснена отсюда англичанами, был получен параман, т.е. разрешение на строительство храма. Но сразу приступить к строительству не удалось, потому здесь была очень тяжелая ситуация: война, холера, нищета, голод. Вы даже представить себе не можете, насколько тяжелая. Дети ходили за турецкими лошадьми, из их навоза выковыривали уцелевшие зернышки, их мыли, сушили и с травами из этого пекли хлеб.
Но когда в 1923 году здесь произошло чудо, то это всех вдохновило на строительство и оно началось.

Чудо при начале строительства храма.
Здесь было большое землетрясение. И оно много домов разрушило и повредило. И видимо, купол нижнего храма тоже пострадал, потому что он неожиданно рухнул, когда под ним находился человек. Естественно, все подумали, что человек – звали его Абуманша – уже погиб. Но стали его раскапывать, чтобы по-человечески похоронить. И когда раскопали, обнаружили его целым и невредимым. И только одна туфля с его ноги пропала бесследно. Тут у нас был один врач катастроф, паломник. И он сказал: «Матушка, это чудо – для меня». Я говорю: «Почему?» - «Потому что я как никто другой знаю, что если откапывают из обрушившихся зданий человека, и обувь у него снята, то это явный признак того, что это – труп. Он уже жив никак не может быть». А вот у него обувь снялась, и даже одну так и не раскопали, а он жив-здоров.
И вдохновленные этим явным чудом Божиим, жители Бейт-Джалы начали строительство храма.
В 1925 году за два года полностью были построены стены, купол. И нынешний иконостас был сделан тогда же, в 1925 г. Он выполнен из камня, который называют «розовый Вифлеемский мрамор». Из этого же камня сделаны цельные колонны в храме Рождества Христова. И пол выложен этими же плитами. На самом деле, хотя он и называется так красиво, это – известняк по своим свойствам. Но поскольку он розового цвета и очень трудно обрабатывается, его и назвали «мрамор». А резчики по камню – это как раз бейтджальцы. Если вифлеемцы – это резчики по дереву, бейт-сахурцы это крестьяне большей частью, то бейтджальцы – это как раз каменотесы и прекрасные резчики по камню по сегодняшний день. Если Вы посмотрите, то и сегодня на многих христианских домах увидите резные каменные иконы: вмч.Георгия Победоносца, свят.Николая и других. Это все – бейтджальцы.
Закончено было полностью строительство храма в январе 1931 года. Храм был освящен, и милостью Божией с тех пор он не разорялся. Службы проходят здесь фактически ежедневно. И было очень много чудес, как в древности, так и буквально в наши времена, на наших глазах.

Чудо при бомабрдировке
Вот Вы сейчас будете прикладываться к частичке мощей свят. Николая. Эту частичку передали после чуда, которое было в 1967 году. Во время 6-тидневной войны, когда стреляли по Бейт-Джала, на крыше храма ночью появился святитель Николай в полном святительском облачении, а сверху мантия – и все бомбы, которые летели по небу, он собирал и под мантию складывал. И абсолютно реальный факт, что не только храм не пострадал, но и ни один дом в Бейт-Джале, ни один бейтжалец не был ни ранен, ни убит. А видели святителя Николая на крыше храма огромное множество народа, практически все жители Бейт-Джалы того времени.
Если Вы посмотрите в окно, то увидите стрельчатые окна. Это – католический монастырь в честь Божией Матери, который был построен таким немножко обманным путем в православной Бейт-Джале в конце 19 века. Это было время католической экспансии. А настоятелем в то время был итальянец, кардинал, и он потом стал нунцием папы здесь на Святой Земле. То есть сделал большую карьеру, говоря светским языком. Он своими глазами видел, как святитель Николай ловил бомбы здесь на крыше. И тоже собирал свидетельства, документировал и послал целый том папе Римскому. А резолюция удивила нас особенно приятно: передать частичку мощей свят. Николая из Бари в православный храм в Бейт-Джале, где и случилось чудо.

Обретение чудотворной иконы
Напротив мощей иконочка в деревянном киоте. Ее история произошла в августе 2007 года. Один прихожанин по имени Майкл принес эту икону к нам в храм и рассказал, что с ним случилось. К нему приходит один человек, персидский еврей, неизвестно, каким образом к нему попала эта икона, но он предложил ее продать и запросил за нее 20.000 долларов. Майкл, когда посмотрел на нее, то понял, что он ее купит за любые деньги. Но сами понимаете, сумма такая, что карман не откроешь и не вытащишь. Он попросил отсрочку. Договорились на три дня. Через три дня Майкл пришел открывать свой магазин, и увидел, что этот продавец его уже ждет, бежит ему навстречу и весь такой как невменяемый, кричит: «Неси его домой. Он сказал, что ты к нему ходишь по Воскресеньям в гости! Вот бери и неси его домой! Оставьте меня уже в покое! Это же невозможно!». Оказалось, что к нему все три ночи являлся некто, по описанию как Ангел Господень, и очень грозно что-то говорил! А на третью ночь приходит к нему старенький священник и говорит: «Отнесите меня уже домой. Хватит меня мучить». Он отвечает: «Да кто Вы такой? Я Вас знать не знаю! Где Ваш дом?! Что Вы все ко мне пристали? Оставьте меня в покое!». На что батюшка ему и отвечает: «Да, сынок, ты меня не знаешь. А вот Майкл ходит ко мне каждое воскресенье в гости, вот пусть меня домой и отнесет!» И пропал.
Ну, Майкл выслушав, как он говорит, бредни этого человека, ничего не понял и говорит: «Слушай, идем, я тебе денег отдам, успокойся, и иди себе с Богом». Заходят они в офис, Майкл достает эту икону, достает конверт с деньгами и говорит: «Пересчитай, все ли в порядке». Тот смотрит вот такими глазами: «А кто это?! Кто здесь изображен?» – «Ну это святитель Николай, а тебе зачем?» Тот обрадовался: «Как хорошо! Значит, ты его знаешь? А где его дом? Ты знаешь, где его дом?!» - «Ну конечно, я прихожанин храма свят. Николая, я знаю, где его дом. Ну а тебе-то какое дело?» «А то, что вот это изображение – как будто цветная фотография того самого старенького священника, который просился домой! Так что если ты его знаешь, и дом его знаешь, то бери и неси его, и чтоб я Вас больше никогда не видел. Оставьте меня в покое!» И вот с августа месяца эта икона у нас в храме, и народ ее прозвал чудотворной, потому что многие люди, и наши прихожане, и паломники, по молитвам перед этим образом получают помощь и потом рассказывают разные чудесные события, происшедшие в их жизни.

Как деревья защитили Бейт-Джалу
А вот эта красненькая иконочка рассказывает о чудесах, которые произошли именно в нашей Бейт-Джале и в нашем храме и потому и называется «Отец города». Вот эти чудеса произошли, когда здесь было смутное время между мамлюками и турками, и постоянно приходили такие, как их здесь называют арабским словом, если дословно перевести, «всадники», то есть разбойники. И в очередной раз, когда эти всадники приехали, и не было никаких сил, чтобы отразить нападение. И тогда все собрались в Дом святителя Николая и просили о его заступничестве. И что случилось? Оливковые деревья, которые росли здесь всегда в изобилии, и по сегодняшний день Бейт-Джала славится своим оливковым маслом, эти деревья стали кидать камни в разбойников. И они испугались и ушли.

Как святитель Николай защитил от интифады
В 2002 году, когда началась вторая интифада, христиане, как всегда, были не в курсе. Ведь воюют между собой мусульмане с евреями, а христиане между двух огней, побиваемые обеими сторонами. Не преминут убить христианина мусульмане-арабы, которые здесь же живут, но и евреи, конечно, тоже. Был воскресный день, и люди все находились в храме. Во время Литургии вдруг начался обстрел. Все, конечно, перепугались, залегли. А дальше говорят, что нет, мы не остановим Литургию. Сейчас все причастимся, а там как Бог даст. Взяли мощи свят.Николая, обошли внутри храма трижды с крестным ходом, и обстрел абсолютно прекратился, как будто его и не было. Люди все причастились и разошлись по своим домам абсолютно целы и невредимы.

Как святитель Николай защитил от Моссада
Свят. Николай помогал людям в тяжелое время. Постучите в любой дом – вас с радостью накормят, приветят, и если Вы спросите: «Помогал ли Вам святитель Николай?», то Вам расскажут, как лично их семье святитель помог. Кому-то явился во сне и рассказал о судьбе пропавшего брата, мужа. Либо появлялся посреди дома ночью и говорил: срочно все выходите, выбрасывайте детей в окно. И как только все покидали дом, дом взрывался. Или просто человеку приказывает: «Отойди!», и как только он отходит, на его место бомба падает. Таких случаев огромное множество. Или, например, приходили из Моссада, и забирали всех, независимо от того, воевали, не воевали. Например, старший сын нашего священника все время прятался от всех, потому что, то приходили мусульмане, которые требовали, чтобы он участвовал в военных действиях, то вот Моссад. И в очередной раз солдаты пришли, а дома были батюшка, матушка и сын в спальне. И они спрашивают: «Есть ли кто-то в доме, кроме твоей семьи?» Бтиюшка отвечает, нет, только семья. И они начинают обыск. А вы себе не представляете, что такое военный обыск. Они перевернули все верх дном, но мимо двери, которая вела в спальню, они проходили как мимо стенки. Не видели ее.

Чудо об оружии на лампадах
Следующее чудо было в 1934 году во время правления англичан, т.н. британский мандат. Служил здесь тогда отец Иса. Англичане не разрешали местным жителям иметь оружие. Если у кого-то в доме находилось оружие, то вешали и его, и жену, и детей, чтобы неповадно было. А надо сказать, что у мужчины-араба понятие чести состоит из трех составляющих. Первое – это его душа и вера в Бога. Второе – это верность ему жены. А третье – это его оружие. Поэтому отдать оружие в руки врага – просто позорище, крайне бесчестно. И что сделали тогда партизаны, которые здесь были? Они собрали все оружие, что у них было, и принесли в храм. Батюшка благословил развесить его на эти крючки, на которых лампадки висят, видите? Он был уже старенький и решил, что лучше пусть его одного казнят, чем весь город. Когда же англичане пришли, обошли весь город и ничего не нашли, пришли они конечно же и в храм. Батюшка со страху вот таким ключом не мог в замочную скважину попасть. Решил, что все, смертный час его пришел. Они его резко отпихнули, ключ забрали, вошли в храм, мол, ага, попались, и тут Господь закрыл им глаза, и они не увидели совершенно ясно висящее здесь оружие. Обошли весь храм и ушли. Настолько местные жители были уверены, что святитель Николай их покроет, и так все и вышло.

Чудо со вдовой
У одной вдовы, у которой было две дочери, и единственным источником их пропитания были оливковые деревья, т.е. собирали, солили, мыло варили. Это было в 1980-е гг. Хочу сказать, что здесь нет никаких пенсий, социальных пособий. Пока человек работает – он работает, а потом его содержат дети. Но при этом абсолютно нет брошенных стариков, больных. Все в семье, присмотрены, последним куском с ними поделятся. Нам бы этому поучиться. Настолько развито почитание семьи, родителей, слава Богу.
Так вот, женщины собрали урожай, постелили на крышу. И вдруг пришли воры, двое мужчин, к стыду – православные христиане. И вдовица схватила иконочку свят.Николая и кричит: «Отче Николае! Приди, помоги! Нет ведь мужчины в доме, кроме тебя! Умрем ведь с голоду, если сейчас урожай заберут! Чем питаться целый год?!» И так она просила, что вопль ее дошел до неба. И святитель Николай явился на крыше. И вдруг оливки в руках вором превратились больших жуков – называются самсу(?), они такие ядовитые, противные. И они в ужасе кидают мешки, а бежать некуда – дом как посреди моря оказался. И явился им сам свят.Николай и говорит: «Идите в храм и покайтесь священнику. Нельзя обижать ни вдов, ни сирот. Я – их защитник и покровитель». И все стало как прежде. И вот два этих вора с крыши скатились, бегом в храм, каялись на весь город, разбудили батюшек и рассказали, что хотели обворовать вдовицу, а свят. Николай им запретил ».

На этом рассказ о чудесах закончился. Все приложились к иконе, а я взял ваточку с миром и помазал паломников. Потом мы спустились вниз и оказались в 4 веке, побывав в гостях у свят. Николая.
Это посещение Бейт-Джалы открыло нам, что свят.Николай творит множество чудес не только в нашей земле. Здесь мы поняли, что он являестя не только русским и Мирлликийским, но и Бейтджальским чудотворцем. Не случайно его в Бейт-Джале так и называют: «Отец города».

Tags: Святая Земля, паломничество, фотографии, чудо
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments