Протоиерей Геннадий Беловолов (otets_gennadiy) wrote,
Протоиерей Геннадий Беловолов
otets_gennadiy

Рождественские встречи в вертепе Вифлеема

В Вифлееме как-то не спиться. Проснувшись рано и выглянув в окно, я был поражен: в нем открывался вид на старый город. Минареты, колокольни, башни – и среди них в центре силуэт храма Рождества Христова. Такого рождественского подарка я даже не мог себе представить – прожить два дня в Вифлееме с видом на храм Рождества. В какую книгу написать благодарность?!
Рано утром ходили на Литургию в храме Рождества Христова, которая совершается в вертепе над местом рождения Спасителя каждый день в 6 утра.
Город в это время только оживал.
В величественный храм ведут несоразмерные храму маленькие двери. Чтобы войти в него, нужно поклониться. Эти двери так и называют – «Врата смирения». Большой портал был заложен христианами во времена мусульманского владычества, когда лихие агаряне дерзали въезжать в храм на лошадях. Теперь без поклона Христу не войдешь. Говорят, мусульмане тут же перестали появляться…
Этот храм, построенный еще святой равноапостольной царицей Еленой, уникален тем, что является древнейшим на Святой Земле. Он единственный сохранился со времен св.Елены неповрежденным. Никогда не разрушался и не закрывался. Самые страшные удары христианские святыни претерпели во время нашествия персидского шаха Хосроя в 614 году и в 13 веке во времена нападения Саладина. И тот и другой тотально уничтожали все, что напоминало о Христе. Что же спасло Вифлеемский храм? Есть предание, что персидский шах увидев в нем фреску с изображением волхвов в персидских одеждах, приказал храм не разрушать. Так волхвы, спустя семь веков преподнесли Христу еще один свой дар, - спасли сей храм. Не случайно их на Западе почитают как святых.
Вертеп находится в крипте храма под главным алтарем. В него ведет спуск из 15 ступеней. Мы пришли, когда служба только началась.
Литургию совершал арабский священник. Он служил в присутствии Вифлеемского архиепископа Феофилакта (официальный титул у него - Иорданский), который стоял в простой рясе, панагия была прикрыта. Я сразу даже не понял, что стою рядом с архиереем. Потом поспешно благословился. Но здесь перед вертепом как-то все звания и титулы становятся весьма условными. Ведь на этом месте смирился Сам Господь. Что же остается нам?
В Вифлееме живет много православных арабов. Впервые слышал литургические возгласы на арабском. Вначале ассоциативно вспоминаешь крики муэдзинов на минаретах, которые здесь приходиться слышать довольно часто. Но на Литургии арабский звучит совершенно иначе, как-то мягко и проникающе. Впечатление необычное, но весьма благоприятное. Оценил певучую красоту этого языка. Кстати, православные арабы называют Спасителя - Аллах Иисус Христос. Так что возглас «Аллах акбар!» может быть вполне наполнен христианским содержанием.
Литургия в Вифлееме имеет особый смысл. Ведь само имя этого города означает «дом хлеба» (на иврите - бейт лехем). Именно Литургия как Таинство хлеба и вина открывает весь сокровенный смысл, заложенный в названии Вифлеема. Именно во время Литургии он и становиться «Домом Хлеба». Сам Господь называет Себя Хлебом (Лехем), то есть он использует название Своего родного города для раскрытия Своей тайны.
Вифлеемская звезда расположена прямо под престолом. Литургия совершается на звезде. Приложиться к ней можно только после службы.
Очень хотелось причаститься, но в это утро мы были не готовы. Зная, что у нас будет еще одна литургия, решили причаститься завтра.
Хотя само прикладывание к звезде воспринимаешь как причастие. К месту рождения Спасителя хочется приложиться не только устами, но всем сердцем и всей душой.
Возле вертепа, как и положено, меня ждало одно маленькое чудо. Храм был полон паломников, в них угадывались русские лица. Оказалось, что группа из Череповца. Среди них я увидел знакомое лицо отца Владимира Беляева, настоятеля храма в Мяксе.
Это место – ближайшее к затопленному Леушинскому монастырю. Именно здесь в 1999 году возникла традиция Леушинских стояний. Когда в Мяксе в 2001 году был организован приход и началось строительство храма, о.Владимир был назначен настоятелем. Несколько лет подряд мы с ним вместе проводили Леушинские стояния на берегу Рыбинского водохранилища. Потом вологодский владыка запретил мне посещать свою епархию, начались гонения на икону Божией Матери «Аз есмь с вами» (я имею ввиду брошюрки Филимонова). Вот уже шесть лет я не бывал на стояниях в Мяксе, не видел отца Владимира. Мог ли я представить, что Господь сподобит увидеть его в Святой Земле. Здесь в Святом Вертепе Господь напомнил о Леушино. Я невольно вспомнил крестные ходы, ночные стояния, всенощные под открытым небом, чтение «неусыпающего акафиста»… Кому и чем помешали эти народные стояния – стояния в своей вере и верности своим святыням?!
После службы мы поприветствовались: «Если не в Мяксе, так хоть в Вифлееме встретились». Многие череповецкие паломники оказались знакомыми по Леушинским стояниям. Радостно было видеть череповецких леушан у места рождения Спасителя мира.

Tags: Святая Земля, паломничество, фотографии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments