Я сподобился, будучи еще мирянином, исповедоваться, духовно общаться с о.Иоанном.
Мне тогда представился старец, который берет на себя кресты других людей и помогает им нести их. Моей мечтой стало побывать в Печорах у этого старца крестоносца. Учась в Москве в институте культуры, я только и думал, как бы мне попасть в Печоры. Расписание занятий, да и студенческая стипендия, не позволяли мне вырваться из Москвы. Но как-то разузнав расписание поездов, я по весне побывал в Псково-Печерском монастыре. Тогда я только на службе увидел старца – этим и ограничилось знакомство.
Но тогда же я для себя открыл сам Псково-Печерский монстырь. Побывать в действующем монастыре (в то время их всего было два на территории РСФСР) было для меня большим знаковым событием.
В следующий раз в Печоры я приехал в сер. 1980-х гг., когда закончил филфак Кубанского Университета. К этому времени я был уже, как мне казалось, воцерковленным сознательным христианином. С о.Иоанном удалось поговорить после Литургии, которую он служил в Успенском храме. Спрашивал о духовном отце, имея намерение стать его духовным чадом. Старец кратко расспросив о моей учебе, тут же ответил: «Это Вам нужно к архимандриту Зинону)
После службы старца всегда встречала толпа людей приехавших благословиться. Запомнилась одна выразительная сцена. Старец медленно двигался вместе с окружившей его толпою, благословляя, наставляя, неожиданно целую кого-то в голову. Но внезапно он остановился, посмотрел в сторону, и увидел у белой стены стоявшего одиноко молодого человека. Он смотрел со стороны на происходящее, и видимо не хотел смешивать с этой толпой, созерцая все на расстоянии. Старец Иоанн устремил на него свой взор, решительно раздвинул рукою толпу, и своим коротким шагом не пошел, а как бы побежал к этому молодому человеку. И подняв руки, поскольку молодой человек был значительно выше, приклонил его голову к себе на грудь. Как будто давно его знал и давно ждал. И потом стал покачивать, как мать баюкает свое чадо. И при этом приговаривать: «Ну что же ты такой угрюмый? Что же ты такой угрюмый?» Молодой человек явно не ожидал такого действия, и был полностью покорнее старцу. Вся толпа с изумлением смотрела на эту картину, напоминавшую возвращение блудного сына к отцу. Потом старец вдруг изменил интонацию своего голоса, и решительно отрывисто произнес: «Нельзя так! Ты ведь один кирпич кладешь, а два убираешь. Так ничего не построишь. После этого он поцеловал в голову неизвестного и опять бросился в толпу народа. Молодой человек стоял совершенно ошеломленный происшедшим. Он так и не успел сказать старцу ни одного слова. Но судя по всему, получил ответы на свои вопросы. На его лице вместо угрюмости появилась какая-то новая благостная улыбка.
Потом с благословения старца я познакомился с архимандритом Зиноном. Несколько раз приезжал и общался с ним. Но то уже другой рассказ.
Как-то у Феофана Затворника я нашел такую формулу старчества: «Старцы – то верстовые столбы на нашем духовном пути». Для меня уж точно старце Иоанн (Крестьянкин) стал тем столбом, который указал мне путь в священству.
Царство Небесное приснопоминаемом старце всея Руси Архимандриту Иоанну (Крестьянкину)!