Протоиерей Геннадий Беловолов (otets_gennadiy) wrote,
Протоиерей Геннадий Беловолов
otets_gennadiy

Category:

Возвращение Императрицы

28 сентября исполнилось 5 лет со дня перезахоронения гроба Императрицы Марии Федоровны из Дании в России. В этот день по инициативе потомка Марии Федоровны Павла Куликовского-Романова в Петро-Павловском соборе в Санкт-Петербурге состоялась панихида на гробом Императрицы. Ее возглавил иеромонах Никон (Белавенец), духовник Общероссийского общественного движения "За Веру и Отечество", специально приехавший из Москвы. Ему сослужил клирик собора отца Михаила. На панихиде присутствовал Павел Куликовский-Романов с супругой. В почетном карауле стояли курсанты мореходного училища. Я также сподобился сослужить на этой панихиде. Для меня это была уже третья панихида за последние 15 лет. Первая - в 1997 году в Дании, вторая в 2006 году в Петергофе, третья – вчера в Петро-Павловской крепости. Все три в разное время, в разных местах, но все – над гробом Императрицы Марии Федоровны. Каждая стала особым событием в моей жизни.
Я писал уже на эту тему. И сегодня помещаю свою статью 2006 года, опубликованную тогда в газете «Православие и самодержавие» ( с небольшими редакторскими изменениями).

Возвращение Императрицы
Государыня Императрица Мария Феодоровна вернулась в Россию…
Произносишь эти слова и не вериться, что это совершилось. Я не хочу называть это событие перезахоронением праха, потому что для современной России это нечто намного большее.
Трудно осмыслить сразу всю глубину этого события и все его последствия для нашего будущего. Я глубоко убежден, что за последние бурные 15 лет, наполненные многими казалось прежде невозможными событиями, это - является одним из самых важных в судьбах нашего отечества.
Наше время - стало временем прославления Царя Мученика Николая с Царственной Семьей. Но во многих разговорах о Царе как-то забылось о его Царственной Матери, родившей и воспитавшей России Великого Русского Царя, сподобившегося мученического венца. К сожалению, мы не много знали о ее судьбе после революции, где и когда она умерла и где пребывает ее могила.
Первым резонансным напоминанием об Императрице в России стало празднование юбилея 150-летия со дня ее рождения в 1997 году, которое проводилось в Дании на высочайшем в буквальном смысле этого слова уровне - по инициативе датской королевы Маргариты II. Была разработана программа мероприятий, которую поручено было осуществить главному хранителю королевского придворного музея Оле Крогу. Главным событием должна была стать выставка памяти Российской Императрицы в Королевском дворце Амалиенборг в Копенгагене. В начале 1997 года Оле Крог приезжал в Россию, исследовал фонды многих российских музеев, выявил уникальные материалы, связанные с именем Марии Федоровны. Ему удалось собрать великолепную выставку. (К сожалению, в тогдашней ельцинской России не нашлось заинтересованной стороны для ее показа у нас).
Тогда Оле Крог посетил и Музей Достоевского в Санкт-Петербурге. Императрица Мария Феодоровна была знакома с Достоевским, зачитывалась его романами, была одной из первых слушательниц «Братьев Карамазовых» в чтении самого автора. Датчане пожелали отразить в экспозиции выставки эту духовную связь с великим русским писателем. Я как раз занимался этой темой, сделав буквально накануне доклад на конференции по теме «Александр III и Достоевский». Меня представили Оле Крогу и он пригласил меня участвовать в подготовке выставки, в частности, написать статью для научного каталога выставки.
К осени 1997 года выставка была готова, издан юбилейный каталог-альбом. В благодарность за участие в подготовке выставки и написание статьи я был приглашен на открытие в Данию. Это поездка стала глубочайшим событием в моей духовной жизни.
Я в составе небольшой делегации из России участвовал во всех официальных мероприятиях.
Прежде всего Оле Крог показал нам хранилище королевских реликвий и драгоценностей в Королевском дворце, типа нашей Оружейной палаты. Мы участвовали в открытии юбилейной выставки во дворце Амалиенборг, которая стала для Дании событием национального масштаба. Датчане гордятся, что их принцесса стала Императрицей величайшей на земле империи, правда называют ее чаще и охотнее принцесса Дагмара, нежели трудновыговариваемым именем Мария Федоровна. О значимости выставки говорит тот факт, что датская королева Маргарита предоставила для ее размещения залы и комнаты дворца, находящиеся в ее личном пользовании. На время выставки она таким образом утеснила себя ради памяти своей тети, которой она доводиться праправнучатой племянницей (отец Марии Федоровны король Христиан IX – прапрадед Маргариты II). Поэтому неудивительно, что датская королева, будучи лютеранкой, присутствовала на православной панихиде в русской церкви св.Александра Невского в Копенгагене. Здесь была редкая возможность представиться настоящей королеве.

После официальных торжеств нам предложили культурную программу. В Дании обязательным считается посещение замка Гамлета, где экскурсанты рефлектируют на тему «быть или не быть»?

Но я попросил датскую сторону вместо этого дать нам возможность побывать в другом доме, где действительно можно поразмышлять над гамлетовским вопросом в масштабе нашего национального бытия. Это дом Видоре в пригороде Копенгагена, где Императрица Мария Федоровна провела свои последние годы и где она преставилась 13 октября 1928 года. Это местечко на берегу Балтийского моря производит неизгладимое впечатление. Двухэтажный белый дом на возвышении с балконом и окнами в сторону России, небольшие уютные комнаты. Через дорогу сразу берег Балтийского моря, уложенный огромными серыми валунами. Сейчас это элитный медицинский центр. Общий доступ в в него закрыт. Но для нас была проведана экскурсия. К сожалению, исторические интерьеры утрачены. В спальне, где умерла Императрицы, сейчас небольшой конференц-зал. В этом доме нельзя было говорить, что Императора Николая Александровича нет. Для матери он был жив. Этот дом был последним местом, где в сердце императрицы жила великая Россия.
Мария Федоровна каждый день выходила на берег и вглядывалась в морскую даль, ожидая возвращения своего сына Императора Николая Александровича. Императрица отказывалась признавать тот факт, что ее сын с семьей убит. Она не верила, что русские люди люди, верноподанные царя, могут убить ее сына. Даже в самые горькие дни своей жизни Императрицы никогда не открекалась от своих слов, однажды написанных своему сыну Георгию: «Можно гордиться от сознания того, что принадлежишь к такому великому и прекрасному народу».
Она запрещала служить панихиды по сыну Николаю. Это трудно объяснить рационально, да и не хочется объяснять. С точки зрения земной логики Императрица ошибалась. Ее сын со всей семьей был злодейски расстрелян. Но в этом материнском поступке чувствуешь какую-то высшую правду, которая в конце концов и восторжествовала. Ведь мы живем в то, время когда панихиды по царю-мученику действительно не служат – только молебны.
На этом берегу не хотелось ничего говорить, только слезы начинали душить, когда осознавал, что же действительно произошло с Россией, когда смотрел на Россией вместе с Марией Федоровной ее материнскими глазами. Это берег материнского плача о Русской земле. Нигде прежде я не переживал так нашу русскую трагедию (подобное чувство я потом пережил на Ганиной Яме).

Также я выразил желание посетить погребение Императрицы. Она была похоронена в другом пригороде Копенгагена - в королевской усыпальнице Роскил. В древнем соборе находятся погребения всех датских королей, ее родственников и предков. Храм лютеранский и российскую Императрицу как православную христианку похоронили не в основном помещении собора, а в особой пристройке с левой стороны. Причем гроб ее был заключен в деревянный саркофаг, а не предан земле, будто датчане чувствовали, что рано или поздно придется перезахоранивать ее гроб в России. Над гробом по стенам размещены иконы, в том числе принадлежавшие Императрице.

В соборе я попросил разрешения послужить панихиду. Пастор-настоятель был любезен и тут же разрешил служение. На мой вопрос, как часто здесь служат панихиды, он ответил, что это обычно бывает в день памяти Императрицы 13 октября, но право служить имеют исключительно клирики Русской Зарубежной церкви, а представители Московской патриархии никогда здесь официально не совершали панихид. Сознание, что я первый приношу из России поминание на гробе Императрицы Марии Федоровны, придало моей молитве особое вдохновение и покаянное чувство. Во время этой панихиды я почувствовал, как одиноко возлежит здесь прах русской Императрицы – без супруга, без детей, без России, которая стала для нее второй родиной. Известно, что Мария Федоровна желала быть погребенной рядом с супругом в Петро-Павловском соборе. Осуществиться ли когда-нибудь это последнее желание Императрицы, - подумалось после окончания панихиды. В тот день эта мысль казалась нереальной и несбыточной мечтой. Мог ли я представить, что спустя десять лет стану очевидцем исполнения заветного желания Марии Федоровны.

Надо сказать, что на юбилейных торжествах князья Романовы, проживающие в Дании и приехавшие на торжество, высказывали мысль о том, что Мария Феодоровна должна быть перезахоронена в России.


Спустя 9 лет 26 сентября 2006 года Санкт-Петербург встречал гроб Императрицы Марии Феодоровны. Вначале он был помещен в Петергофе в церкви св.Александра Невского в парке Александрия. 27 сентября в этьом храме служилась заупокойная Литургия над гробом Императрицы, на которой я сподобился сослужить. Потом служилась панихида – первая на русской земле. А для меня это была уже вторая панихиду над гробом Марии Феодоровны. Необыкновенная радость наполняла душу, несмотря на печальные песнопения панихиды, – радость о возвращении нашей Царицы-матери домой. И при этом охватывало невольное чувство вины: сколько скорби и огорчений доставил наш неразумный народ своей Царице… И к прошениям о упокоении и помиловании ее души мысленно присоединялись прошения к самой Царице о нашем прощении.
исполняло душу. С чем мы встречаем Русскую Царицу?! Достойны ли мы ее возвращения?!
На другой день в Исаакиевском соборе служил заупокойную литургию над гробом Императрицы патриарх Алексий в сослужении сонма духовенства (около 100 священников). Государыне были возданы подобающие царские почести. Вдоль улиц стояли курсанты воинских училищ, будущее христолюбивое воинство России. При погребении в Петро-Павловской крепости был дан артиллерийский залп по царскому чину. У гроба Марии Федоровны впервые после революции собрались практически все здравствующие потомки Дома Романовых – около 40 человек. Когда гроб был опущен в могилу в рядом с Императором Александром Третьим, тогда как-то глубоко почувствовалось, что в России восстанавливается что-то очень важное и нужное всем нам. Все присутствующие, начиная с патриарха, бросили в могилу горсть земли как бросают в могилу своей матери…
Стало как-то спокойнее на душе за всех нас и за всю нашу Россию.
Что же означает это возвращение Российской Императрицы Марии Феодоровны?!
Некоторые недоброжелатели возражали – говорили, что Мария Феодоровна не оставила письменного завещания о своем погребении в России. Здесь все переставлено с ног на голову. Российская Императрица по статусу должна быть погребена в России. Это подразумевается по факту венчания на Российский престол, через которое Императрица становиться неотъемлемой частью России. Как не раз говорил св.Иоанн Кронштадтский: «Россия без Царя не Россия», – так можно сказать, продолжая эту мысль, что Царь или Царица также без России не могут существовать – ни в этой жизни, ни посмертно. Венчание на царство составляет мистический союз Царя и России. Не случайно, все Русские Цари и Царицы были упокоены именно в русской земле. Единственным исключением оставалась Императрица Мария Феодоровна. Противников возвращения императрицы следует спросить, а есть письменное завещание о ее погребении в Дании. Если нет, то она очевидно должна быть похоронена в своей стране, т.е. в России.
Возвращение Императрицы стал восстановлением самого образа России. Без Императрицы Марии Феодоровны невозможно говорить о целостности России. Только после ее возвращения мы по настоящему почувствовали, как нам ее не хватало.
Смысл возвращения императрицы чрезвычайно глубок. Ее возвращение стало ее встречей с горячо любимым августейшим супругом Императором Александром Александровичем. В Петро-Павловской крепости все русские государи почивают августейшей четой, в чем зримо явлен образ крепости семейных уз, их святости и незыблемости. Только Государь Александр Третий был разделен после смерти со своей супругой. Сразу после его погребения рядом с его могилой было оставлено место. Вдовствующая Императрица Мария Феодоровна знала, что она будет лежать здесь. Это была одна из царских привилегий – знать уже при жизни место своего погребения. Это место пустовало до нашего 2006 года. Возвращение Марии Феодоровны стало долгожданной встречей супругов. Как радуются их души на небесах! Это возвращение стало напоминанием о незыблемости уз русской семьи, столь необходимым в наше время, когда именно семья стала стратегической целью нападения разрушительных сил зла на Россию. В этом исторически уникальном случае посмертного «воссоединения семьи» нам всем явлена святость и нерасторжимость семейных уз. В очах Божиих семейный союз оказывается сильнее времени, сильнее человеческой воли, сильнее исторических потрясений. Это возвращение стало торжеством русской семьи.
Возвращение Императрицы Марии Феодоровны стало ее возвращением к горячо любимому сыну и внукам. Нет, не к тем неизвестным останкам, которые погребены под колокольней Петро-Павловского собора. Это возвращение в саму русскую землю, которая оказалась орошена кровью царственных мучеников и приняла их останки в свою глубину, так что теперь никто и никогда не сможет их отделить от нашей земли. Русская земля стала в буквальном смысле землей святого царя-мученика, и с ней отныне соединилась Императрица-мать.
Императрица Мария Феодоровна пережила величайшее страдание матери, вместив в свое сердце всю боль растерзанной России. После революции были расстреляны два ее сына, и пятеро внуков. Какое сердце матери может выдержать эту муку. Можем ли мы до конца представить эту великую трагедию – остаться без своей страны, без своего народа, без своих сыновей и внуков…
Ее материнский плач стал олицетворением русского страдания.
Как она смогла пережить это? Ее укрепляла великая вера. Ее зять вел.кн. Александр Михайлович вспоминал о ней: «Ее слепая вера в истинность каждого слова Писания давала нечто более прочное, нежели просто мужество. Она была готова ко встрече с Создателем; разве не повторяла она все время: «На все воля Божия»?»
И Господь, попустивший это великую трагедию, явил ей и величайшую Свою милость. Она стала матерью святого царя-мученика и бабушкой пятерых святых царственных внуков-мучеников. Она – самая богатая в России мать. Ее земная скорбь претворилась в величайшую небесную радость.
Мария Федоровна является одним из великих образов нашей русской истории. Безусловно, она заслуживает особого увековечивания в народной памяти. Образ страдающей матери царя-мученика должен быть запечатлен в достойном памятнике, который украсил бы Санкт-Петербург (к примеру, во дворике Аничкова дворца).
Погребение Императрицы Марии Феодоровны в родной земле спустя почти полвека нельзя не признать чудесным событием, так что невольно возникает вопрос, чьими молитвами оно совершилось. Безусловно, его вымолил царь-мученик. Это событие явилось еще одним чудом по молитвам царственных мучеников.
Возвращение Императрицы Марии Феодоровны стало ее возвращением к русскому народу, который она так любила. В ее жизни было одно чудо, которое стало для нее самой полной неожиданностью. Взойдя на российский престол, датская принцесса стало во всем и вполне русской царицей не только по званию, но по духу, по самой душе. Она считала себя русской, частью русского народа. В письме к своему сыну великому Князю Георгию Александровичу она написала глубокие слова своего национального символа веры: «Можно гордиться от сознания того, что принадлежишь к такому великому и прекрасному народу». Что ж мы, нынешние русские? Говорим ли мы в себе подобные слова? Гордимся ли мы от того сознания, что Господь даровал нам таких великих и прекрасных Государей – Царей и Цариц, верноподданными которых были наши предки?
Возвращение Императрицы Марии Федоровны стало восстановлением целостности русского царствовавшего Дома Романовых. Теперь все русские царствовавшие особы находятся в России. Больше возвращаться некому. И нам уже не будет дано пережить подобное торжество.
Перезахоронением была выполнена царская воля, исполнены законы Российской Империи. А стало быть, в России без Царя все еще действуют царские законы. Значит – не все потеряно. Значит Россия не такая уж и не царская.
Пожалуй, именно это событие следует считать точкой в великой русской смуте ХХ века.
Возвращение Императрицы Марии Феодорвны напомнило всем нам, что у нас были Русские Цари и что наша история еще не закончена…

Tags: Дом Романовых, Мария_Федоровна, история, монархия, покаяние
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments