Протоиерей Геннадий Беловолов (otets_gennadiy) wrote,
Протоиерей Геннадий Беловолов
otets_gennadiy

Category:

Самый древний, самый дальний и самый посещаемый…

Сегодня у меня престольный праздник.
Вот уже почти 20 лет я встречаю праздник Рождества Божией Матери в одном и том же месте. Это деревня Лиственка Бокситогорского района. Здесь находиться древняя церковь во имя Рождества Богородицы.
Деревянная церковь была построена в 1599 г., то есть даже еще Дом Романовых не избрали на царство (перестроена в 1720 г.). Точную дату постройки удалось установить по сохранившейся тябловой иконе, на которой можно прочесть: «...лета 7108 (1599 г.), сентября в восьмой день постави сию церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы раб Божий крестьянин Данилы Патрикеева сына Клобакина Ефтефей Тимофеев сын з братиею...».
В советское врем храм был закрыт, находился в заброшенном состоянии и наверно бы погиб, но им заинтересовалась инспекция охраны памятников в Петербурге и в начале 1990-х гг. храм восстановлен, а в 1992 году был передан епархии, став приписным к храму в Сомино. Именно в том году я был назначен в соминский храм и таким образом оказался настоятелем и храма в Лиственке.
С храмом связаны древние предания. Одно из них гласит, что здесь скончался князь Синеус, один из трех братьев призванных княжить на Руси – вместе с Рюриком и Трувором. Ему был дан в удел Белозерск. Именно здесь проходила древняя дорога из Великого Новгорода на Белозерье. Погребен был Синуес в самом Белозерске. Его надгробный курган сохранялся близ Белозерска еще до Отечественной войны. О легендарной древности говорит сама за себя и топонимика – на другом берегу Колпи располагается деревня Перунь.
Другое предание рассказывает, как в Смутное время в начале XVII в. сюда пришел отряд шведских войск, как здесь говорят, «пришла литва», который разорял на своем пути многие храмы и монастыри. Но увидев этот храм, захватчики почему-то не тронули его и ушли восвояси.
Храм в Лиственке является самым древним действующим деревянным храмом на северо-западе России, а может быть и во всей России. Церковь находится на кладбище, - по-видимому, это обстоятельство ее и сохранило. В храме сохранились фрагменты старого иконостаса 1599 г., а также древний престол, жертвенник, резной клирос, волоковые окна.
Служить в таком храме – большая радость. Кругом леса, озера, мимо протекает речка Колпь, внутри нет ни электричеств , ни отполения. Здесь кажется, что времена Сергия Радонежского и Кирилла Белозерского еще не прошли. Понимаешь, что такое намоленный храм. Ведь до тебя здесь уже 400 лет молились. Молились, когда еще Петербурга в проекте даже не было.
Вот сегодня в Петербурге отмечают 200-летие Казанского собора. А этому храму – в два раза больше лет. Служу я здесь в основном на престольный праздник. Место не только древнее, но и глухое. Это – самый дальний приход нашей епархии. До Питера – 370 км. Общественный транспорт сюда никакой не ходит, вернее перестал ходить. Магазина нет, точнее – ликвидировали. Хлеб привозит раз в неделю житель соседней деревни – ездит покупать себе, а по пути завозит и соседям. Езжу я сюда только на УАЗике. До недавнего времени местных жителей было человек 10. Если на службу приходило хотя бы 5 человек местных, то я говорил: «Явка у нас – 50% населения». Таким высоким процентом не может похвалиться ни Москва, ни Питер. Представьте себе, если бы в Москве 50% населения пришло в храмы.
Сегодня весь день шел мелкий дождь. В храме меня встретил собравшийся народ: 5 человек из Лиственки, остальные из Заборья и Подборовья. Когда в храме стоит человек 12, уже кажется, что он – переполнен. Служба здесь идет при свечах, впечатление дополняет знаменное пение – поют наши клирошанки с Леушинского подворья. От небольших окошек в храм идут два луча света. Лица молящихся в темноте едва различимы. В какие-то моменты они кажутся написанными фресками. В течение всей службы не покидает чувство нереальности происходящего.
После службы совершаем Крестный ход, который проходит среди могил, теснящихся к храму. Жалко заканчивать службу и покидать этот храм до следующего года.
На праздничной трапезой у Александры – ключаря храма на столе были продукты исключительно своего производства, кроме хлеба, чая и сахара. Фактически – натуральное хозяйство. Рассказы о прогрессе и модернизации здесь воспринимаются как что-то фантастическое. От нее узнал последние новости. Оказывается, теперь на зиму в селе остается 2 человека. Сама Александра тоже уезжает на зиму в Тихвин.
Хочу передать всем поздравление с Рождеством Божией Матери из этого древнего храма, посвященного сегодняшнему Празднику.



Tags: Божия Матерь, история, фотографии
Subscribe

  • СТИХИ В ДОРОГУ КРЕСТОХОДЦАМ

    ДОБРОГО ПУТИ, КРЕСТОХОДЦЫ! И день, и ночь, и в зной, и в стужу Идет народный крестный ход, Свершая всю дорогу службу, Незыблемо который год.…

  • СВЯТОЙ ВЛАСИЙ ОСТАЛСЯ БЕЗ ПАСТВЫ

    Сегодня в Сомино престольный праздник святого Власия. С ним я познакомился, когда еще был студентом филологического факультета и мы на занятиях…

  • ИСТОРИЯ КАРТИНЫ, КОТОРУЮ Я УВИДЕЛ 20 ЛЕТ СПУСТЯ

    Говорят, что Сомино — живописное село. Это доказывают художники, которые часто приезжают сюда на этюды. Некоторые такие творческие командировки…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments

  • СТИХИ В ДОРОГУ КРЕСТОХОДЦАМ

    ДОБРОГО ПУТИ, КРЕСТОХОДЦЫ! И день, и ночь, и в зной, и в стужу Идет народный крестный ход, Свершая всю дорогу службу, Незыблемо который год.…

  • СВЯТОЙ ВЛАСИЙ ОСТАЛСЯ БЕЗ ПАСТВЫ

    Сегодня в Сомино престольный праздник святого Власия. С ним я познакомился, когда еще был студентом филологического факультета и мы на занятиях…

  • ИСТОРИЯ КАРТИНЫ, КОТОРУЮ Я УВИДЕЛ 20 ЛЕТ СПУСТЯ

    Говорят, что Сомино — живописное село. Это доказывают художники, которые часто приезжают сюда на этюды. Некоторые такие творческие командировки…