Протоиерей Геннадий Беловолов (otets_gennadiy) wrote,
Протоиерей Геннадий Беловолов
otets_gennadiy

Category:

Нужно ли христианину быть богатым?

Вчера очередной раз позвонили с РНЛ (Русской Народной Линии). Должен сказать, что подобные вопросы с РНЛ мне поступают внезапно, застают меня в самых неожиданных обстоятельствах: в храме, в дороге, на трапезе, в кабинете… Ответить нужно сразу, сходу. Хочется сказать что-то душеполезное, значимое. Иногда хочется попросить тайм-аут и сказать: «Перезвоните позже», - но с другой стороны такой «интеллектуальный экстрим» обостряет мысль, и я всегда говорю без подготовки, импровизом. Потом иногда хочется какие-то мысли уточнить. Это, как правило, я делаю у себя в блоге.
На этот раз мне предложили вопрос о христианском отношения к богатству. Тема не простая, особенно в наше время. В стране, в которой живет столько людей за порогом бедности, оправдывать богатство заведомо непопулярная тема. Поводом к вопросу стало «исследование американского психолога и социолога Дачера Келтнера из Калифорнийского университета в Беркли, который вместе с коллегами потратил значительное количество времени на изучение характеров обеспеченных людей пришел к выводу, что вне зависимости от воспитания и образования, подавляющее большинство миллионеров и миллиардеров интересуются только собственной персоной. То есть те, кто обладает максимальными возможностями оказания помощи нуждающимися, на деле является наименее альтруистичными».
Проведенное исследование всего лишь подтвердило святоотеческое учение о страстях. Как известно святые отцы первой из страстей называют сребролюбие. Всякая страсть в своем развитии искажает образ Божий в человеке и, в конце концов, способна довести душу до погибели. Человек, подчиненный страсти, не способен думать ни о чем, кроме нее, страсть подменяет Бога. Безусловно, всякая страсть требует, как минимум, сопротивления, а как максимум – управления. На греческом языке это и называется «аскетика» от слова «аскео» – «управляю». Но нигде святые отцы не учили, что страсть побеждается её полным отрицанием. Например, борьба со страстью блуда не требует полного прекращения продолжения рода человеческого, а со страстью чревоугодия – полного отказа от еды. Также и страсть сребролюбия не побеждается нищетой (я не имею в виду монашество). В нищете могут развиться другие страсти – осуждения, зависти, гнева. Для человека, живущего в миру, скорее нужно помнить о пути преодоления этой страсти через дела милосердия. И вот здесь открывается иная перспектива богатства.
Богатство дает гораздо больше возможностей для дел милосердия. Очевидно, что богатый человек может построить детские дома, помочь нищим, выступить инициатором социальных программ. Богатство – это возможность христианских добрых дел. Поэтому христианство не осуждает богатство как таковое. Вопрос в том, как приобрел человек богатство и как он им воспользуется. Всякое богатство – это только потенция. Богатство содержит в себе как возможность многих добрых дел, так и многие искушения. Через него можно как спаститсь, так и погибнуть. Человек даже владея миллионами, по существу ничем не владеет, кроме возможности употребить эту сумму, если так можно сказать, материализовать ее. В реальности он будет владеть только тем, во что он вложит и как использует имеющиеся у него миллионы. Здесь невольно вспоминается слово Господне «Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Матф. 6:21). Тут дана подсказка самого Спасителя, как надо распорядиться данным богатством. Оно должно быть посвящено служению Богу.
В России было много таких положительных примеров служения Богу, Царю и Отечеству своим богатством. Здесь нужно вспомнить такие имена как: Павел Третьяков, создатель национальной галереи русской живописи, Иннокентий Сибиряков, великий афонский храмоздатель, меценат русской культуры Савва Мамонтов . Очевидно, что не обладая богатством эти люди не смогли бы осуществить свои «национальные проекты». Хочется высказать сожаление, что нам в наше время не хватает таких богачей.
Можно вспомнить и Святителя Николая Чудотворца, когда он, бросив в окно дома бедной семьи мешочек с деньгами, спас трех дочерей неблагоразумного отца. Если бы он сам был нищим, то не смог бы этого сделать. Часто, чтобы помочь ближнему, просто не обойтись без материального блага. Думаю, что для тех людей в России, которые обладают богатствами, есть очень много возможностей для его приложения, чтобы послужить Богу, своему народу, Отечеству. Сколько разрушенных храмов, памятников культуры, сколько детей нуждающихся в помощи! Надо бы помогать одиноким пожилым людям и многодетным матерям. Кто мешает и нам, священникам, помогать нуждающимся прихожанам, например тем, кто имеет много детей? Так, в нашем приходе уже стало традицией ознаменовать рождение ребенка сбором пожертвований для оказания поддержки молодой семье.
Также мне вспоминается пример святого Иоанна Кронштадтского. С одной стороны, мы можем сказать, что он был человеком нищим, потому что он в этой жизни фактически ничем не владел. Даже в его формулярном списке была запись, что он недвижимостью не владеет. Даже та квартира, в которой он прожил всю жизнь, ему не принадлежала. Это был дом причта Андреевского собора. Он не озаботился приобретением недвижимости на этой Земле. Тот дом, в котором сейчас располагается мемориальная квартира святого, является свидетельством его богатства и его нищеты. С другой стороны мы знаем, что через руки отца Иоанна в течение года проходило до миллиона рублей. Чтобы представить это в нынешних ценах, надо добавить ещё три нуля и получится астрономическая сумма. Но как батюшка распоряжался этими деньгами? Они приходили к нему от жертвователей и не задерживались у него в руках, а тут же воплощались в его добрые дела, в дела милосердия. На эти средства святой Иоанн Кронштадтский построил Дом трудолюбия, основал первый в России приют-ясли. Именно оттуда и пошло само название «ясли». По праву, портрет отца Иоанна Кронштадтского должен бы висеть во всех яслях Российской Федерации, как родоначальника этой идеи. Отец Иоанн помогал бедным сельским храмам, конкретным людям. Будучи бедным – он был богатым, и, будучи богатым – был бедным.
В чем же тут секрет? В том, что отец Иоанн Кронштадтский не считал приходившее к нему богатство своим. Так же как мы не считаем своим воздух, которым дышим. Такое христианское отношение к богатству дает возможность использовать его на служение Богу. Славянская этимология слова «Бог» связана со словом «богатство». Бог - это Тот, у Кого всё есть и Который всё отдает нам. Тайна богатства раскрывается тогда, когда мы его не берем, а отдаем. В послеевангельских источниках записано высказывание Христа о том, что «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20:35). Я думаю, что если человек богат этой мудростью, то он богат по-настоящему. Тогда богатство для него становится средством угождения Богу.
Подытожить разговор я бы хотел такой формулой: христианин, конечно, не обязательно должен быть богатым, но богатый человек должен быть христианином, чтобы его богатства не пропало даром.

Tags: Иоанн Кронштадтский, Православие, РНЛ, Русская_линия, благотворительность, добродетель, заповеди
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments