Протоиерей Геннадий Беловолов (otets_gennadiy) wrote,
Протоиерей Геннадий Беловолов
otets_gennadiy

Category:

Почему Репин рисовал Иоанна Кронштадтского?

Давно мечтал побывать в Репино. Не только потому, что Репин великий русский художник, воспевший «убогую и обильную, могучую и бессильную, Матушку Русь». В связи с Репиным у меня был свой особый вопрос: рисовал ли когда-нибудь Илья Ефимович Иоанна Кронштадтского?
Этот вопрос у меня возник давно. Несколько лет назад в музей-квартиру Иоанна Кронштадтского настоятель Оптинского подворья в Санкт-Петербурге игумен Ростислав пожертвовал прижизненный портрет Иоанна Кронштадтского. Авторство на холсте не было указано. Но один авторитетный художник-академист, увидев его в музее, высказал предположение: «Портрет такого уровня, что это может быть даже сам Репин. Тем более, что по стилю очень близко». Я к этому предположению отнесся как к высокой оценке портрета. Но вскоре возникло еще одно обстоятельство. Когда я показал этот портрет Тамаре Ивановне Орнатской, упомянув версию художника, она неожиданно вспомнила семейное предание. Ее бабушка Анна Семеновна Орнатская, в девичестве - Малкина, была родной племянницей святого праведного Иоанна Кронштадтского, дочерью его сестры Дарьи Ильиничны Сергиевой-Малкиной. О.Иоанн взял ее на воспитание к себе домой в Кронштадт. Ею занималась Елизавета Константиновна. Потом Анюта, так называл ее о.Иоанн, закончила Учительскую школу в Леушинском монастыре, была выдана замуж за о.Иоанна Орнатского, служившего главным священником храма св.Иоанна Богослова на Леушинском подворье в Санкт-Петербурге. Она стала матерью 17 детей. Умерла в 1950-е гг и похоронена на Шуваловском кладбище.
Так вот Тамара Ивановна вспомнила, что ее бабушка рассказывала ей, как в Кронштадт приезжал художник Репин и рисовал Иоанна Кронштадтского. Каких-то подробностей она не могла привести, но важен был сам факт. Этот рассказ заставил более внимательно отнестись к портрету Иоанна Кронштадтского. Но в таком важном вопросе необходимо было заключение специалистов.
В прошлую субботу я наконец собрался и впервые побывал в знаменитом музее-усадьбе И.А.Репина «Пенаты». Расположена она в 45 км от Санкт-Петербурга по Приморскому шоссе в сторону Выборга в поселке Репино (бывшая Куоккала) между Сестрорецком и Зеленогорском. Репин прожил здесь 30 последних лет своей жизни. Здесь он умер и по его завещанию был похоронен в парке на указанном им месте. Художник создал в усадьбе свой мир. Необычный, напоминающий сказочный терем дом построен по его проекту. Прилегающий парк также оформлен самим художником. Небольшой парк стал воплощением художественного микрокосма художника. В нем есть площадь Гомера, пруд Рафаэля, беседка Шахерезады, аллея Пушкина.
Пенаты стали очагом культурной жизни Петербурга. В гостях у Репина перебывал весь цвет русской культуры начала ХХ века.
В музее нас ждало (ездил с матушкой и дочкой) много открытий. Во-первых, в доме в точности воссоздана обстановка и через нее сама атмосфера жизни художника, во-вторых, в музее много подлинных полотен мастера, причем малоизвестных (особенное сильное впечатление производит последний автопортрет Репина).
Но самое главное - удалось познакомиться с человеком, который живет Репиным. Это старший научный сотрудник музея Людмила Ивановна Андрущенко. Ее должность называется «хранитель», но она является хранителем памяти Репина не только по должности, но и по душе. Она говорила о Репина с таким знанием, с таким увлечением, с такой готовностью поделиться своими знаниями, что создавалось впечатление, что она говорит о каком-то родном и очень близком человеке.
После экскурсии мы были приглашены в научный отдел музея, где у нас с Людмилой Ивановной состоялась глубокая и насыщенная беседа о Репине.
Для начала я уточнил для себя историю второго варианта картины «Бурлаки на Волге». Это, наверное, самая известная картина Репина. Ее включили в арсенал советской пропаганды против царской России. Ее хотели сделать символом России, угнетенной и отсталой, в глазах нескольких поколений русских людей. Но оказывается, что после того как произошла революция, принесшая «свободу» и «освободившая от угнетенные народные массы», Репин кардинально переосмыслил своих «Бурлаков» и написал новый вариант картины под выразительным названием «Быдло империализма». Бурлаки в ней представлены как хаотическая озлобленная масса, как озверевшая толпа. Мысль о бунте этой толпы страшит своей «бессмысленностью и беспощадностью». Эту картину в советское время спрятали от глаз подальше аж в Бакинскую художественную галерею. Более того Репин, оказавшись в Куоккале после отделения Финляндии вынужденно заграницей, был в ужасе от революционных событий, от поведения вожаков большевиков. Услышав реальный рассказ о том, как голодные революционеры на улицах Петрограда вырывали хлеб из рук детей, Репин написал страшное обличительное полотно, которое так и назвал: «Большевик». Людмила Ивановна передала мне электронную копию этого «неизвестного» полотна Репина, который сейчас хранится в Константиновском дворце в собрании М.Ростроповича и Г.Вишневской. Может, шедевром и не назовешь, но чувства художника выражены предельно ясно.
Также было интересно узнать, что у Репина есть и тема Достоевского. Известной картине «Арест пропагандиста» предшествовала эскизная работа «Взятие под стражу», на которой сохранилась пометочка Репина о том, что он имел ввиду арест Достоевского по делу петрашевцев.

Но главный мой вопрос, с которым я приехал в Репино, состоял в другом: мог ли Илья Ефимович Репин рисовать святого праведного Иоанна Кронштадтского? И здесь, сразу скажу, я пережил почти одновременно два противоположных чувства: горечь утраты и радость обретения. Увидев портрет Иоанна Кронштадтского, Людмила Ивановна сразу заявила: «Мне жаль Вас огорчать, но это работа не И.Е.Репина». «Какие доводы против?» -«Это не манера Репина. У него есть очень характерные и узнаваемые приемы. Потом у него особая красочная подложка. Это портрет высокого уровня. Я вас хочу поздравить, что вы его имеете. Но он не имеет отношеня к Репину. Не огорчайтесь». Если честно, я и не огорчился, хотя имел надежду: «Людмила Ивановна, установить истину – не может быть огорчением».
Но тут же Людмила Ивановна сообщила мне новость, которая меня действительно обрадовала: «Репин все же рисовал Иоанна Кронштадтского…» - «Откуда это известно?» - «Сохранился карандашный рисунок Репина, изображающий отца Иоанна. На нем отец Иоанн изображен среди народа в Кронштадте. Рисунок подписной, сомнений нет».
Да это же событие! Где же этот рисунок? Какова его судьба? Людмила Ивановна не смогла его мне показать сразу. Этот рисунок неожиданно «всплыл» в последние годы на одном из аукционов Кристис и был продан в частную коллекцию за границей. По правилам аукциона строго сохраняется тайна приобретателя. Поэтому можно только выяснить, откуда пришел этот рисунок, и неизвестно, куда он ушел. Но в каталоге этого аукциона он был опубликован и Людмила Ивановна пообещала найти каталог и прислать мне по электронной почте изображение рисунка.
Сегодня утром я посмотрел почту и увидел этот рисунок. Невозможно было без волненя увидеть это свидетельство всенародного почитания кронштадтского праведника, запечатленное рукой Репина. На рисунке Иоанна Кронштадтский изображен идущим сквозь толпу народа. Он в священнической шляпе с полями и верхней рясе, не в богослужебных ризах, стало быть это не крестный ход. Может быть, Дорогой Батюшка выходит из Андреевского собора после службы. На заднем плане намечены какие-то архитектурные линии. Кажется, что он спускается по ступеням паперти, под ногами намечена линия ступеньки. Народ стремиться к батюшке, берет у него благословение. Большинство лиц намечены силуэтно. Но некоторые проработаны в такой степени, что можно определить социальны статус и какой характер. Батюшка в центре композиции, в водовороте народного моря, подобно кораблю рассекает его и ведет за собой весь этот народ. Композиция написана необычайно экспрессивно, в сложном движении. Надо отметить, что требовалось большое мастерство, чтобы успеть зарисовать такую композицию. И несмотря на незаконченность рисунок производит сильное художественное впечатление. От него веет какой-то внутренней силой и ощущением масштаба происходящего. Невольно мелькнула мысль: не вынашивал ли Репин замысел написать законченное полотно, посвященное Кронштадтскому пастырю? И более широкий вопрос, что же заставило приехать Репина в Кронштадт и рисовать отца Иоанна? Какая сила или какая мысль привели художника в Андреевский собор в Кронштадте? По известным причинам исследование подобных тем до последнего времени не проводились.
Но к этому Людмила Ивановна приложила файл с еще одним рисунком Репина, сделанный в Кронштадте, с изображением бытовой сценки: стоящие телеги, извозчики, м.б., у Андреевского собора. На этом рисунке есть надпись художника: «Кронштадтъ. 25 октября 1897». Этот рисунок Репин мог сделать в ожидании выхода Иоанна Кронштадтского из собора. Рисунок также ушел в частную коллекцию за рубежом на другом аукционе Кристис.
Я искренне поблагодарил Людмилу Ивановну за это открытие.
Это действительно большое событие – найти изображение Иоанна Кронштадтского работы Репина. Его нужно еще осмыслить: великий художник рисовал великого праведника. Один этот факт многого стоит и говорит о многом: о том, что русская культура в лучших ее представителях тянулась к Церкви. Для почитателей Иоанна Кронштадтского также является важным фактом то, что Всероссийский пастырь общался с представителями русской культуры.
Последние недели были отмечены какими-то особыми событиями, связанными с именем Иоанна Кронштадтского. Уже четвертый пост подряд в своем блоге пишу о Дорогом Батюшке. Июнь какой-то иоанновский месяц»: четыре недели подряд можно совершать его память. 1/14 июня – новый праздник его прославления. Неделя Всех святых – включает память и св.Иоанна Кронштадтского. Следующая Неделя всех русских святых – также подразумевает празднование одного из самых любимых русских свытях Иоанна Кронштадтского. Ну а уж в Неделю Всех Санкт-Петербургских святых – как опять не почтить самого петербургского святого Иоанна Кронштадтского. Может быть, поэтому и было такое обильно излияние благодати по молитвам св.Иоанна Кронштадтского.
Р.S. По телефону Людмила Ивановна пригласила на встречу с потомками Репина, которая состоится в Пенатах 21 июля. Они впервые за многие годы приезжают в Россию и совершают паломничество по репинским местам: это и Чугуев, где родился художник, и имение Здравнево в Белоруссии, и многие другие места. Всего сейчас насчитывается 126 потомков Репина. Все они живут во Франции. 18 человек приезжают в Россию. Это уже четвертое поколение – в основном праправнуки и праправнучки Татьяны Ильиничны, дочери Ильи Ефимовича. Будет открыта небольшая выставка «Репин и его потомки». На могиле будет отслужена панихида, из Зеленогорска приезжает настоятель. Кстати, у Репина была своя моленная иконка св.пророка Ильи, которую он заказал в Москве специалисту в древнерусской иконописи Остроухову. Она потом была помещена на молигке Репина, но в войну была утрачена. Сейчас есть воссозданная копия, которую приносят из музея на могилу на панихиды.
А я в свою очередь пригласил ее, а также, если пожелают, и потомков посетить Мемориальный Музей-Квартиру св.Иоанна Кронштадтского.

Tags: Иоанн Кронштадтский, Репин, живопись, портрет
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments