Протоиерей Геннадий Беловолов (otets_gennadiy) wrote,
Протоиерей Геннадий Беловолов
otets_gennadiy

Category:

Три дня, прожитые по Типикону

В прошедшие выходные дни на моем дальнем приходе в Сомино проходила практика учащихся Курсов церковного чтения на Леушинском подворье. Хочу рассказать об этом необычном событии.
Вот уже десять лет у нас при храме существуют Курсы церковного чтения памяти игумении Таисии. Первые годы они были полугодичными, последние три года – стали годичными. В течение учебного года учащиеся изучают церковный устав, церковно-славянский язык, литургику, акафистоведение. По всем этим предметам у нас составлены наши собственные учебные пособия (серия книг «Учебный часослов», Церковно-славянский язык в таблицах). Самое главное, что наши учащиеся имеют возможность проходить практику на клиросе. В нашем храме каждый день, независимо от служения Литургии, вычитывается полный круг богослужения. В нем как раз и участвуют учащиеся. Завершается обучение «полевой практикой»: выездом на дальний сельский приход, где три-четыре дня учащиеся полностью посвящают себя только молитве, участию в богослужении, а также трудовым послушаниям по храму.
В этом году богослужебная практика проходила с 17 по 21 июня. Учащиеся приехали на двух легковушках в количестве восьми человек в пятницу вечером. Мы тут же начали практику с вычитки в храме повечерия. Разместили учеников на ночлег в церковном доме, который с легкой руки предыдущего настоятеля называют по-афонски «архондарик». Это старая большая изба, которая по документам построена еще в 1918 году. Я ее называю последней избой Российской империи (когда ее рубили, Император Николай был еще жив). Двадцать лет назад ее приобрел приход. Мы ее переоборудовали, разделили на несколько келий. В ней могут поселиться до 10 человек.
Большинство учащихся - городские жители, для них пожить в такой рубленой не музейной избе было настоящей русской экзотикой.
Учитывая, что ко сну отошли уже во втором часу ночи, вставание было ранним. Уже в семь часов утра в храме началось чтение субботней полунощницы, потом по уставу была вычитана утреня, первый, третий и шестой час с изобразительными. Поскольку чтецов было много – с «педагогами» - 10 человек, мы поставили аналои в храме. Весь центр храма стал клиросом. Читали все учащиеся по очереди. Закончили к 10 утра.
К сожалению, предполагавшиеся работы на огороде по окучиванию картошки из-за накрапывающего дождя пришлось отложить. Занялись делом, за которое я никак не мог взяться один: разбором на колокольне и на чердаке церковного дома. Эти места всегда были источником находок и открытий. У нас также не обошлось без находок: старые отчеты времен уполномоченных по религиозным организациям за проданные свечки и крещения. Это уже теперь история. На колокольне сложено много киотов от икон, собранных за десятки лет. Что с ними делать – не знаю. Реставрировать их без икон дело дорогое. Писать под них иконы – еще более дорогое. Один из учащихся попросил киот для их храма.
Также навели порядок в дровянике, сожгли не нужный хлам из него. В дождик безопаснее всего устраивать костер.
Во время обеда читали «Душеполезные наставления» аввы Дорофея, память которого совершалась в этот день. Выбрал второе наставление «О смиренномудрии». Здесь, на дальнем приходе, после долгих молитв и приходских трудов как то особенно прозвучали слова из этого наставления: «Некто из старцев сказал: "Прежде всего нужно нам смиренномудрие, чтобы быть готовыми на каждое слово, которое слышим, сказать: прости; ибо смиренномудрием сокрушаются все стрелы врага и сопротивника". Исследуем, какое значение имеет слово старца; почему он говорит, что прежде всего нужно нам смиренномудрие. Старец хочет показать нам сим, что ни самый страх Божий, ни милостыня, ни вера, ни воздержание, ни другая какая-либо добродетель не может быть совершена без смиренномудрия. Вот почему говорит он: "Прежде всего нужно нам смиренномудрие, - чтобы быть готовыми на каждое слово, которое слышим, сказать: прости; ибо смиренномудрием сокрушаются все стрелы врага и противника". Вот видите, братия, как велика сила смиренномудрия; видите, какое имеет действие слово: прости».
После обеда до вечерней службы был отдых. Всенощное бдение служили без сокращений максимально близко к требованиям устава. Начали в 17.00, а закончили где-то пол-десятого, то есть почти пять часов.
Вычитали все кафизмы, канон читали на 14 (12 тропарей плюс ирмос и катавасия), причем, как и положено по типикону, с библейскими песнями в качестве запевов. В общем, помолились хорошо.
В воскресенье на день всех святых служил Литургию. Алтарников хватало с избытком, в алтаре помогали трое из учеников. Для наших сельских прихожан приезд петербургских молитвенников был радостным событием. Я представил наших учащихся приходу на проповеди.
К обеденной трапезе присоединились и прихожане. В церковном доме не поместились, и я благословил вынести стол. Трапезовали буквально на улице у ограды храма. Получился «пир на весь сельский мир».
После обеда учащиеся ходили на чтимый источник за селом у Линевой горы. Молились в часовне над источником. Источник в Сомино называют глазным. Одна из сестер даже решилась омыться в нем полностью. А еще один из учащихся - р.Б.Владимир, почему-то на нем потерял очки. Что бы это значило?
На вечернюю службу ездили в село Заборье, что расположено в 37 км от Сомино, где вместе с прихожанами этого села служили вечерню с повечерием. Прочитал молитву в благословение на Петровский пост. По образу Прощенного воскресенья перед Великим постом и по уставу о служении повечерия также совершили чин прощения перед началом Апостольского поста.
Осмотрели памятник-обелиск Дороге Жизни в поселке. Для наших гостей стал открытием тот факт, что именно в Заборье начиналась Дорога Жизни, отсюда по лесным дорогам везли на полуторках продукты к Ладожскому озеру, по льду которого они доставлялись в блокадный город. Собственно и построенный здесь храм тоже является «блокадным». Он освящен в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» в память открытия дороги жизни 22 ноября в день празднования этого образа. Об этом тоже, к сожалению, знают немногие в Санкт-Петербурге.
Трапезовали в доме у Валентины Александровны Грачевой, который давно стал своего рода трапезной в Заборском приходе.
Вернулись в Сомино в одиннадцатом часу и сразу отправились на ночлег.
Понедельник также начался с вычитки полунощницы в семь утра в храме. Утреню и часы закончили к 10 утра. Служба в этот день была не совсем обычной. Дело в том, что по уставу в Петровский пост, как и в Рождественский, если в будние дни нет большого праздника, положено совершать так называемую "аллилуйную" службу, очень похожую на великопостную. Литургия в этих случаях не совершается, зато читается молитва Ефрема Сирина. Так мы и служили. От всего этого начало поста получилось каким-то особенно сосредоточенным и серьезным.
В этот день мы успели сделать куда больше, чем в субботу. Мужчины починили крышу на дровянике. Сильные ветры сорвали старую толь, которую мы восстановили. Поправили водостоки на храме. А главное - окучили картошку. Сосед Анатолий дал специальный плуг, с которым мы прошли весь огород. Когда держишь плуг в своих руках, меняется отношение к земле, просыпается внутри какая-то древняя память. Ведь именно так пахали наши предки эту землю в течение многих веков.
После физических трудов постная трапеза показалась куда вкуснее любой скоромной. Наши учащиеся оказались замечательными трапезарницами.
К 6 часам вечера ездили в поселок Подборовье, где в храме св.Иоанна Кронштадтского мы послужили вечерню с повечерием.
Собралось много прихожан, для которых эта первая служба в начале Петровского поста стала большим утешением. В Подборовье всегда на службу приходят дети, не стала исключением и эта служба. Прихожанка Елена угощала нас в трапезной на первом этаже храма супом и вареной картошкой.
Это была последняя служба учебной практики. Во вторник рано утром учащиеся-чтецы должны были возвращаться в Санкт-Петербург. Я спросил о впечатлениях. Александр Орлов кратко сказал: «Батюшка, хочется здесь остаться». «Но Петербург не отпускает…» - пошутил я.
Действительно, три дня пролетели на одном дыхании. И это было молитвенное дыхание. Современному человеку трудно полностью свою жизнь погрузить в молитву. Множество дел и обязанностей связывают нас в этом мире. Даже приезжая в монастыри, мы лишь пассивно воспринимаем службу, слушая то, что читают другие на клиросе. Наша сельская практика дала возможность учащимся прожить три дня по Типикону.
Несмотря на долгие службы, время проходило быстро. В храме учащиеся стояли не как статисты, а как полноправные участники богослужения. Все читали, все молились, все следили за службой по богослужебным книгам. Такую службу не отстаиваешь, а реально молишься.
Через такой опыт открываешь, чем и как жила Святая Русь в течение многих веков. Ведь Типикон можно без преувеличения назвать настоящей конституцией нашей Древней Руси. Ей подчинялись и стар и млад, и царь и мужик. Типикон лежит в основе древнего Домостроя. Все православные каждый день вычитывали Часослов, который многие знали наизусть, и жили молитвой, а не политическими новостями или телесериалами. То есть средний русский человек проводил в молитве примерно столько же времени, сколько современный человек проводит у экрана телевизора. Эти три дня стали для нас опытом Святой Руси в отдельно взятом приходе. Невольно пелось на душе несколько измененными словами известной с детства песни:
«И кто с молитвой по жизни шагает, тот никогда и нигде не пропадет».

Tags: Заборье, Подборовье, Сомино, молитва, устав
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments