Протоиерей Геннадий Беловолов (otets_gennadiy) wrote,
Протоиерей Геннадий Беловолов
otets_gennadiy

Categories:

"Встретимся в Третьяковке"

Есть места, где русский человек должен обязательно побывать. К ним относится и Третьяковская галерея. Я был в ней один раз еще студентом. Давно хотелось побывать еще раз.
Когда мне в начале марта позвонила научный сотрудник Третьяковской галереи Ирина Николаевна Флерова и пригласила выступить с лекцией о чудотворной иконе Божией Матери «Знамение Царскосельская» я тут же не раздумывая согласился и только потом уточнил – когда? Оказалось - 13 марта в день Торжества Православия. Этот праздник Ирина Николаевна назвала «нашим профессиональным праздником» всех, кто изучает иконы и вообще изобразительное искусство, потому в этот день был утвержден тот догмат иконопочитания, который лежит в основании всего европейского изобразительного искусства.
Мне пришлось отказаться от столь приятного приглашения, поскольку я в этот день должен служить у себя в храме. Но через время Ирина Николаевна перезвонила и сообщила, что есть поезд «Сапсан», который из Питера выходит в 13.30, а в Москву приходит в 17.45. В этом случае я могу успеть на лекцию, которая объявлена на 18.00. Ирина Николаевна сказала, что она сделает вступительное слово, а я по прибытию тут же начну свой доклад. Хотя ситуация получалась на грани, я все равно согласился. "Встретимся в Третьяковке" - были последние ее слова по телефону.
Как мне рассказала Ирина Николаевна, при Третьяковской галерее существует культурно-просветительский клуб «Добрые плоды ученья», который проводит лектории по древней и современной культуре, семинары по древнерусскому искусству, встречи с интересными людьми. Он существует уже 9 лет, его члены – культурная и научная общественность, студенты, старшеклассники, все желающие. Возглавляет его работу сотрудница отдела методической работы и музейной педагогики Ирина Николаевна Флерова. Сейчас в Третьяковской галерее развернута интересная выставка, посвященная 250-летию императрицы Елизаветы Петровны под названием «Императрица Елизавета и Москва». Именно в рамках этой выставки и был задуман особый вечер, посвященный ее моленной иконе Царскосельской Богоматери. Я в свое время – в середине 1990-х гг. – собирал материалы по этой иконе и «Фонд писателя Валентина Пикуля» издавал мою книгу об этой иконе. Видимо, зная об этом, ко мне и обратились из Третьяковской галереи. Мне было приятно, что мой давний труд оказался востребованным. Я нашел свою книгу, для удобства работы отсканировали и отфайнридил текст, скомпоновал материал для выступления.
На «Сапсане» я ехал первый раз. Впечатление осталось приятное, по крайне мере ничто не мешало полноценно поработать над докладом. Музыка не гремит – каждый может слушать в наушниках, куревом не пахнет – курить запрещено на всем следовании маршрута, продавцы не пристают – разносят только горячий чай и кофе.
На вокзале меня встретили с машиной. По воскресной Москве проехали без пробок и уже в 20 минут седьмого я сидел за столом на сцене большого актового зала перед аудиторией. А перед этим еще и посмотреть саму выставку.
Ирина Николаевна приготовила фрагменты документальных фильмов о Царском Селе и императрице Елизавете.
Я выступал почти два часа. Благодарю слушателей за их терпение и внимание. Как потом выяснилось, Царскосельская икона таким образом впервые прославлялась в Москве.
Не могу здесь опубликовать весь текст своего выступления, но хочу привести некоторые тезисы, посвященные Иконе и Императрице. Доклад назывался «Царскосельская икона Знамение»- любимая икона Императрицы Елизаветы Петровны» .
1. Царскосельская Икона является одной из трех икон Божией Матери, через которые Пречистая Богородица явила Свое Покровительство Царствовавшей Династии Романовых, наряду с Казанской и Феодоровской иконами. С Казанским Образом князь Д.Пожарский освободил Москву в 1612 г. Перед Феодоровской Иконой в 1613 г. первый Царь из Дома Романовых Михаил Феодорович был избран на всероссийское царство. Царскосельская Икона была по сути келейным моленным Образом Дома Романовых.
2. Казанская Икона Богоматери, относящаяся к иконографическому типу Одигитрия-Путеводительница, вела и направляла Державный Род. Феодоровская Икона (тип Умиление) умилила Дом Романовых радостию избрания на царское помазание. Царскосельская Икона Знамение стала Знамением Покрова Божией Матери, Ее молитвенного заступления Царского Дома. В этих трех иконах выражена полнота Покровительства Божией Матери Царствовавшему Дому и всей России, что подтвердилось в 1917 г. явлением Державной Иконы в селе Коломенском, близ Москвы, родовом имении Романовых.
3. Дочь Петра Великого, несмотря на свой веселый нрав и унаследованную от отца широкую натуру, любовь к нарядам, балам и псовой охоте, была в душе глубоко набожна и предана Православной Церкви. Она усердно посещала церковные службы, не пропускала воскресных и праздничных богослужений, хорошо знала порядок служб и следила за правильностью их исполнения, любила подолгу молиться, стоя на коленях.
4. Елизавета Петровна строго соблюдала все установленные посты. Достоен рассказа случай, когда в марте 1760 г. доктор Пуасонье предписал Елизавете Петровне в связи с ухудшением здоровья пить в пост мясной бульон. Государыня наотрез отказалась нарушить Великий пост. "Она предпочитает умереть от грозящего ей отека легких, чем выпить бульону", - писал Пуасонье (3,с.85).
5. "Церковолюбивая" Елизавета Петровна часто совершала паломничества в лавры и монастыри. Ходила на богомолье пешком из Москвы в Троице-Сергиеву лавру на поклонение к мощам преподобного Сергия. В 1748 г. это паломничество заняло почти все лето. В Петербурге ежегодно 30 августа она шла с крестным ходом из Казанского собора в Александро-Невский монастырь. При посещении Мартирьево-Зеленецкой обители Елизавета Петровна повелела чтить память преподобного Мартирия как святого.
6. О глубокой православной вере Елизаветы Петровны свидетельствует рассказ о том, как в 1752г. в Кронштадте Императрица, ожидая во время сильной бури яхту с Великим Князем и Великой Княгиней, всю ночь провела у окна в молитве и св. мощами в руках. "Когда ей казалось, что барка, которую она принимала за яхту, погружалась в море, она поднимала их кверху" (3,с.85).
7. В октябре 1740 г. производилась присяга малолетнему Иоанну V1 и его матери-регентше принцессе Анне Леопольдовне Мекленбургской, отказавшейся принять Православие. Русское общество встало перед выбором: либо присягать правительнице-протестантке, что означало не что иное, как измену Православной Вере, либо возвратить законные права Елизавете Петровне.
8. Цесаревна жила в собственном Дворце, уклоняясь от больших собраний при Дворе, и, казалось, совсем забыла о своих правах на Всероссийскую Державу. Икона Знамения Божией Матери, пред которой Цесаревна часто молилась в уединении, напомниала о ее праве и долге наследования Престола и Отечества.
9. Когда в ночь на 25 ноября 1741 г. Цесаревна узнала о полной поддержке гвардейцев Преображенского полка, она оказалась перед судьбоносным для всей России выбором. Тогда Елизавета Петровна припала к родительской Иконе Царскосельской и пред Нею пламенно молила Владычицу Небесную явить ей Свое знамение и заступление в решительный час. Она дала обет Божией Матери в случае восшествия на престол отменить смертную казнь на все время своего царствования. Во время молитвы пред нею предстали некоторые из преданных ей и России государственных сановников: лейб-медик Цесаревны Лесток, камергер Воронцов и братья Шуваловы с призывом видеть ее на Родительском престоле и что ей нечего более опасаться врагов своих (5, с. 25). С этой минуты Цесаревна вся будто переродилась: доселе кроткая и беззаботная, она показала необыкновенную твердость и силу воли. Осеняемая державным Покровом Божией Матери, Цесаревна в 2 часа ночи отправилась в Преображенский полк, "к которому, будучи его шефом, с детства питала особенное расположение" (25,с. 34). Гвардейцы полка с нетерпением ожидали Цесаревну, чтобы провозгласить ее Императрицею и присягнуть ей на верность. Брауншвейгское семейство в ту ночь в Зимнем дворце было арестовано. Рассказывают, что Елизавета Петровна, не желая пролития ни одной капли крови, в Зимнем дворце отвела своей рукой в сторону штык гренадера, чуть было не пронзивший караульного офицера. 25 ноября вся столица единодушно присягнула Елизавете Петровне как законной Императрице и торжественно приветствовала ее как избавительницу от чужеземного властительства. В этот же день в церкви Зимнего Дворца и во всех петербургских церквях при колокольном звоне и пушечной пальбе было совершено торжественное молебствие по случаю восшествия Елизаветы на престол.
10. Здесь произошло одно удивительное обстоятельство. ПО всем правилам стратегии и тактики нужно было провозласить Манифест о восшествии, чтобы не потерять время. "Замечательно, что, воцарившись, Елизавета не тотчас издала манифест о своем восшествии на престол, но прождала несколько дней для того, чтобы манифест вышел в праздник Иконы Знамения Божией Матери, 27 ноября" (29,с.79), желая показать всем верноподданным, что воцарением своим она более всего обязана Покрову Богоматери и чудотворной силе святой Иконы Знамения. Свидетели и современники этого исторического события до того изумлены были таким быстрым и вполне благополучным исходом происшедшего, что при встречах невольно спрашивали друг друга: "Каким образом все это случилось?" На эти вопросы глубоко верующая и благодарная Господу и Его Пречистой Матери Императрица последующими своими делами ответствовала, что это дивное событие совершилось не иначе как помощью чудотворной Иконы Знамения Царскосельской».
Не буду пересказывать всю свою книгу. Желающие могут ее приобресть в свечной лавке нашего храма на Леушинском подворье.
На ночлег меня устроили в Марфо-Мариинскую обитель, расположенную неподалеку от Третьяковки на Большой Ордынке, но это тема для следующей записи…

Tags: Божия Матерь, Царскосельская_икона, иконы, монархия, музей, царь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments