Протоиерей Геннадий Беловолов (otets_gennadiy) wrote,
Протоиерей Геннадий Беловолов
otets_gennadiy

Category:

Кому нужны спекуляции вокруг чтимого образа Божией Матери "Аз есмь с вами, никтоже на вы"?

Ко мне обратился редактор "Русской народной линии" и сообщил, что ему стало известно, что в Издательский совет Русской Православной Церкви поступила для получения грифа Издательского совета брошюра петербургского писателя Валерия Филимонова, посвященная иконе Божией Матери "Аз есмь с вами, и никтоже на вы".

Меня попросили прокомментировать эту информацию.

- Весьма удивлен этой информацией. Видимо, речь идет о переиздании брошюры Филимонова об иконе Божией Матери «Аз есмь с вами, и никтоже на вы», в которой он предъявляет множество претензий, в том числе и ко мне лично.

Хотел бы пояснить, что чтимая икона Божией Матери «Аз есмь с вами, и никтоже на вы», находящаяся в Свято-Георгиевском Даневском монастыре Черниговской епархии решением Священного Синода Украинской Православной Церкви Московского Патриархата от 23 апреля 2002 года была внесена в список чудотворных икон УПЦ МП. История и чудеса от этого образа зафиксированы в документах, поданных в Синод архиепископом Черниговским и Нежинским Антонием и опубликованных в официальных изданиях Свято-Георгиевского Даневского монастыря. В этих книгах содержатся сведения о происхождении иконы (написана в кон. 19 века в Леушинском Иоанно-Предтеченском монастыре) и благодатной истории (была моленным образом св.Иоанна Кронштадтского и преп. Серафима Вырицкого) (Во славу Божию. Свято-Георгиевский монастырь, 2008. - С.122-132.)

Своим кротким Ликом, умилительным наименованием и связью с именами Всероссийских святых, а также случаями благодатной помощи, эта икона стала известна и любима не только на канонической территории УПЦ МП, но и по всей России. Списки с этого образа можно встретить во многих храмах в разных городах, а типографские копии издаются огромными тиражами многими церковными издательствами, в том числе и «Софрино».

В 2009 - 2010 гг. В.П.Филимонов издал две брошюры: «О преподобном Серафиме Вырицком и иконе «Аз есмь с вами, и никтоже на вы» (Кириллов, 2009) и «Икона Божией Матери «Аз есмь с вами, и никтоже на вы»: правда и вымыслы» (Вологда, 2010). Обе брошюры изданы на территории Вологодской области, во второй указано благословение архиепископа Максимилиана. Эти публикации, также как и регулярные выступления Филимонова на радиостанции «Слово», вызвали большое смущение среди верующих людей, почитателей образа Божией Матери. В прессе и интернете появились статьи с критикой Филимонова, в частности, московский писатель-историк Юрий Рассулин напечатал статью в газете «Русский вестник» и отдельную книгу «В защиту иконы Божией Матери ««Аз есмь с вами, и никтоже на вы» (Москва, 2010).

В брошюрах и выступлениях Филимонова содержится откровенная клевета на икону Божией Матери. Путем неточностей, подтасовок и умолчаний Филимонов поставил своей целью доказать, что история иконы - вымысел, ее иконография - неканонична, а ее почитание искусственно инспирировано раскольниками, и что этой иконы Божией Матери вообще не существовало до 1997 года.

Прежде всего, поражает то обстоятельство, что Филимонов, говоря об иконе Божией Матери, ни разу нигде не упоминает о факте ее прославления Украинской Православной Церковью Московского Патриархата. А ведь чтимая икона «Аз есмь с вами, и никтоже на вы» внесена в список чудотворных икон, ей установлен день празднования (в Субботу Акафиста на Похвалу Пресвятой Богородицы), и этот праздник значится во всех календарях, издаваемых УПЦ МП. Иконе Божией Матери «Аз есмь с вами, и никтоже на вы» составлен тропарь, кондак, акафист, молитва и особая служба. В честь образа освящены приделы, храмы, часовни, как на Украине, так и в России. Обо всем этом Филимонов не может не знать, но при этом в своих брошюрах не упоминает ни одним словом.

Такое умолчание нельзя назвать иначе, как сокрытием важнейшего факта истории и почитания чудотворной иконы и, по сути, введением в заблуждение читателей и православной общественности.

Сразу хочу обратить внимание на то, что автор, будучи мирянином, не имея богословского и искусствоведческого образования, касается сложных вопросов истории и иконографии иконы «Аз есмь с вами, и никтоже на вы».

На первой же странице своего сочинения «Икона Божией Матери «Аз есмь с вами, и никтоже на вы. Правда и вымыслы» Филимонов безапелляционно заявляет, что история почитаемой иконы является «мифом»: «В последнее время появился ряд печатных изданий, которые описывают происхождение и обретение иконы Пресвятой Богородицы «Азъ есмь съ вами, и никтоже на вы». Все они тиражируют один и тот же миф, связывающий этот образ Божией Матери с именами святого праведного Иоанна Кронштадтского и преподобного Серафима Вырицкого» (с.3).

Далее в своей брошюре Филимонов, не стесняясь в выражениях, многократно объявляет историю иконы «плодом фантазии» (с.9), «мифическим повествованием» (с.27) «вредоносной выдумкой» (с.28), «легендой» (с.31), «фантастическим сказанием» (с.22), «вопиющей ложью» (с.28).

Для своего «анализа» Филимонов привлекает несколько книг об иконе «Аз есмь с вами, и никтоже на вы», причем первой в списке библиографии он называет книгу, изданную Свято-Георгиевской обителью по благословению митрополита Антония Черниговского. Книги об иконе, изданные как Свято-Георгиевским монастырем на Украине, так и нашим приходским издательством, Филимонов называет «повествованиями, содержащими откровенную ложь». (с.4)

Более того, Филимонов заявляет, что чтимая икона Божией Матери «Аз есмь с вами, и никтоже на вы» «впервые появилась только в 1997 году»: «На самом же деле история этой иконы, впервые появившейся в 1997 году, не имеет никакого отношения к жизни и подвигам всероссийских молитвенников» (с.3). В другом месте Филимонов еще раз повторяет, что икона «Аз есмь с вами, и никтоже на вы» впервые появилась только в 1997 году: «Когда эта икона в 1997 году впервые появилась на свет стараниями «отца» Херувима...» (с.29) То есть, по Филимонову получается, что икона до этого времени вообще не существовала.

Филимонов отвергает каноничность прославленной чудотворной иконы. Он утверждает, что икона «Аз есмь с вами, и никтоже на вы» «имела неканонический вид» (с.29). В другой брошюре он прямо называет икону «неканонической»: «Как он (Иоанн Кронштадтский) мог подарить кому-то образ, нарушающий иконографические каноны, не имеющий нужных надписаний и изображений? И как могли в Леушинском монастыре почитать неканоническую икону?». Игнорируя историческое развитие иконографии, этими заявлениями Филимонов подвергает сомнению сам факт правомочности канонизации иконы.

На этом Филимонов не останавливается. Он предъявляет образу тяжкие обвинения, приписывая ему связь с раскольниками. Он прямо связывает историю и почитание иконы «Аз есмь с вами, и никтоже на вы» с раскольничьей катакомбной церковью: «Фантастическое сказание об иконе «Азъ есмь сь вами и никтоже на вы» родилось в недрах «истинно-православной» катакомбной Церкви» (с.22).

Обвиняя о.Херувима в принадлежности к расколу, Филимонов при этом приписывает ему духовное окормление Даневской обители: «Свято-Георгиевский женский монастырь Черниговской епархии, который с 1997 года «окормляет» «схиархимандрит» Херувим (Дегтярь)» (с.21). Т.о., Филимонов фактически объявляет Свято-Георгиевскую обитель чуть ли не рассадником раскольников.

Продолжая свои обвинения, писатель подвергает сомнению и составленную настоятельницей Георгиевской обители игуменией Пелагией и благословленную к употреблению молитву Божией Матери «Аз есмь с вами, и никтоже на вы», приписывая ей неверие в истинность РПЦ МП: «Особый интерес представляет молитва к Божией Матери, помещенная на последней странице рассматриваемой брошюры: «Сохрани истинную Святую Православную Церковь... Возврати Святую Русь на дарованный ей Богом путь неповрежденной веры...» Эти двусмысленные фразы реально ставят вопрос: Не из недр ли «истинно-православной» катакомбной Церкви появилась упоминаемая икона? Уж не там ли подвизаются «истинные спасители России»? «Истинно-православными» называют себя именно катакомбники...» «...известно, что представители секачевской группировки и им подобные считают веру Московской Патриархии поврежденной» (сс. 28-29). Таким образом, Филимонов трактует общепринятую молитву Божией Матери «Аз есмь с вами, и никтоже на вы» как скрытый призыв против Московской Патриархии.

Брошюра Филимонова наполнена множеством личных выпадов, как в мой адрес, так и в адрес игумении Пелагии (Филатовой).

Филимонов прежде всего записывает меня в «давние соратники «схиархиепископа» Черниговского» (с.28), таким образом, по сути причисляя меня к раскольникам.

Далее оказывается, что я в своих книгах не привожу сведения принятые Священным Синодом Украинской Православной Церкви Московского Патриархата и опубликованные в официальных изданиях Черниговской епархии, а «активно распространяю вредоносные выдумки подпольного лжеархиерея» (с.28).

Филимонов приписывает мне заявления, направленные против потомков Серафима Вырицкого: «Поражает пренебрежительное отношение протоиерея Геннадия Беловолова к потомкам преподобного Серафима Вырицкого. Он не знаком с ними, но утверждает, что их свидетельствам верить нельзя...» Откуда все это взял Филимонов? Нигде я не делал никаких заявлений, касающихся потомков Серафима Вырицкого. Все утверждения Филимонова являются голословными выдумками.

Кроме того, Филимонов делает прямые упреки игумении Пелагии (Филатовой), хранительнице иконы «Аз есмь с вами, и никтоже на вы». Он пытается уличить уважаемую игумению в том, что она якобы в разных случаях изменяла сведения по истории иконы. Работу по сбору и уточнению исторического материала, проделанную настоятельницей Свято-Георгиевского монастыря, он объявляет сознательным искажением фактов: «В 1999 году ко мне приехала игумения Пелагия, настоятельница Свято-Георгиевского женского монастыря Черниговской епархии и предложила включить в мою книгу «Старец иеросхимоных Серафим Вырицкий и Русская Голгофа» сведения об иконе «Азъ есмь съ вами и никтоже на вы», которая, якобы, была келейной у преподобного Серафима Вырицкого. Прежде всего, я указал матушке, что представленная на репродукциях Свято-Георгиевского монастыря икона противоречит иконописным канонам. /.../ Хотелось бы отметить еще один интересный момент. Мать Пелагия передала мне бумагу, собственноручно написанную «схиигуменом» Херувимом, где говорилось: «...Святой праведный Иоанн Кронштадтский передал сей образ последнему духовнику Александро-Невской Лавры иеросхимонаху Серафиму. Он же предсказал ему грядущие бедствия на Россию... Святой праведный Иоанн Кронштадтский и иеросхимонах Серафим при этих словах плакали со слезами...» На это я заметил, что иеросхимонах Серафим (Муравьев) стал духовником Александро-Невской Лавры через 20 лет после блаженной кончины кронштадтского пастыря. Через некоторое время вышла брошюра издания Даневского Свято-Георгиевского женского монастыря «Аз есмь с вами и никтоже на вы», где говорилось уже, что святой праведный Иоанн Кронштадтский благословил на духовный подвиг и молитву не иеросхимонаха Серафима, а мирянина - петербургского купца Василия Муравьева. Комментарии, как говорят, излишни...» (сс.30-31).

В своей брошюре Филимонов активно внушает мысль о том, что «мифическое повествование об иконе «Азъ есмь съ вами и никтоже на вы» успешно внедряется в сознание доверчивых верующих. Таким образом, множество верующих людей вводится в духовную прелесть, в погибельное заблуждение» (с.27). Получается, что официальное прославление и народное почитание иконы, как на Украине, так и в России, публично называется «духовной прелестью и погибельным заблуждением».

В конце своей брошюры Филимонов делает потрясающий по своей «логике» заключительный вывод относительно истории и современного почитания образа Божией Матери «Аз есми и с вами, и никтоже на вы»:

«1. Появление иконы «Азъ есмь съ вами и никтоже на вы» - это современный проект, имеющий духовную, политическую и, несомненно, коммерческую составляющие.

2. Лица, распространяющие миф о связи этой иконы с именами святого праведного Иоанна Кронштадтского и преподобного Серафима Вырицкого, сознательно вводят в заблуждение огромное количество верующих» (с.32).

После выступлений Филимонова на радио, а также выхода его брошюр ко мне стали обращаться верующие в недоумении и смущении по поводу нападок на почитаемую икону Божией Матери.

Хочу еще раз напомнить, что икона прославлена Св.Синодом УПЦ МП и в официальных материалах зафиксировано предание о связи иконы с именами Иоанна Кронштадтского и Серафима Вырицкого. В ходатайстве о прославлении иконы на имя митрополита Киевского Владимира Черниговский митрополит Антоний указывал на то, что «история иконы связана с такими великими подвижниками благочестия как святой праведный Иоанн Кронштадтский (по его благословению написана и им освящена) и Серафим Вырицкий (получил в благословение от Иоанна Кронштадтского и в 1937 году перед ней повторил подвиг Серафима Саровского)» (Ходатайство, N 115 от 15 апреля 2002 г.).

Эта же информация отражена на официальном сайте Черниговской епархии: «Образ Божией Матери, именуемый "Аз есмъ с вами и никтоже на вы" был написан по благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского и освящен этим же угодником Божиим. Позднее икону получил в благословение от святого Иоанна преподобный Серафим Вырицкий (+1949), который в 1937 г. повторил перед ней подвиг преподобного Серафима Саровского» (http://www.orthodox.com.ua/index.php?go=Pages&in=view&id=94).

Также эти факты истории иконы «Аз есмь с вами, и никтоже на вы» на основании материалов прославления отражены в Православной энциклопедии, издаваемой под редакцией Патриарха (Т.13, с.723).

Наконец, это предание зафиксировано в богослужебной традиции и отражено в официально принятых богослужебных текстах: «Великий праведник Великия России святый Кронштадтский пастырь Иоанн, видя отступление от благочестия, \...\ благослови написание образа Пресвятыя Девы» (Канон. Песнь 6). «Быв хранителем святыя иконы и молитвенником Пречистой, в подражание Саровского старца святый Вырицкий Ссерафим многопредстателен явися ныне пред Владычицею и Господом...» (Канон. Песнь 9). (Служба Божией Матери в честь Ея чудотворной иконы «Аз есмь с вами, и никтоже на вы». Свято-Георгиевский монастырь, 2004. - По благословению Амвросия, архиепископа Черниговского). «Святый праведный Иоанн, Кронштадтский нарицаемый, благослови написание иконы святыя Твоея, Богомати» (Акафист. Кондак 2) «Слыша скорби людския, отец Серафим, иже в келии своей подвиг Саровского старца подъя, денно и нощно усердно пред иконою Богородицы вопияше таковая...» (Акафист. Икос 4)

Итак, принятое официально в Церкви предание Филимонов называет «мифом» и «ложью»?! Трудно вспомнить в истории Церкви подобный пример поношения прославленной иконы. Эти кощунственные заявления и нападки В.Филимонова, не могут не смущать верующих Украины, с любовью принявших этот образ как символ духовного единства нашей Церкви: написанный на севере Руси и намоленный великими святыми, образ ныне сияет благодатью и изливает чудотворения в Черниговской епархии. В то время, как Святейший Патриарх Кирилл прилагает столько усилий для укрепления духовного единства наших братских народов, Филимонов сеет смуту и разделения, внося раскол в почитание известной святыни.

В личной беседе с игуменией Свято-Георгиевского монастыря Пелагией (Филатовой) я убедился, что она также возмущена нападками на главную святыню их обители. Матушка Пелагия получает из России письма от смущенных и возмущенных православных христиан, которые не знают, кому верить: книгам, изданным в обители, или брошюрам Филимонова.

Удивляет тот факт, что тексты брошюр Филимонова размещены на официальном сайте Вологодской епархии, на сайте преподавателя Минской духовной семинарии А.Слесарева в рубрике «Фальсификация истории иконы Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы», а также на других сайтах в интернете (на форуме о. А. Кураева). Брошюры Филимонова активно распространяются в церковных лавках Вологодской епархии. На книге Филимонова стоит благословение Вологодского архиепископа Максимилиана, что заставляет читателей с доверием относиться к содержанию книг Филимонова. Летом прошлого года тираж этой брошюры Филимонова кто-то завез даже на Украину и некоторое время она продавались в лавке Киево-Печерской лавры. Узнав об этом, игумения Пелагия, хранительница чудотворной иконы, выразила свой протест, и брошюры тут же изъяли из продажи.

Невольно возникает вопрос, какую же конечную цель ставит Филимонов своими публикациями, зачем он развернул такую активную пропаганду, направленную на дискредитацию решений Синода Украинской Православной Церкви МП? Действительно, ли он желает разобраться в истории иконы? Если бы это было так, следовало бы ожидать, что он обратится в Черниговскую епархию, в Синод УПЦ МП, и наконец, напрямую ко мне. Я уже много лет собираю материалы по истории, как этого образа, так и других чтимых икон Божией Матери (я выпустил более десяти книг, как например, об иконе «Невская Скорополушница» по благословению Свято-Троицкой Александро-Невской лавры или об иконе «Хлебная» по благословению митрополита Ювеналия Крутицкого и Коломенского).

Но Филимонов не предпринял никаких попыток поставить свои вопросы в УПЦ МП, в Черниговской епархии. Он не обращался к игумении Пелагии, не встречался со мною (хотя прекрасно знает, где я служу). Если у него появились какие-то сомнения или новые факты, почему он не сообщил о них непосредственно в Свято-Георгиевский монастырь или в Священный Синод УПЦ МП? Вместо этого Филимонов предал публичному осуждению прославленный образ Божией Матери, объявляя через СМИ его официально принятую историю заведомо выдуманным «мифом» и «ложью».

В довершение всего Филимонов совершает еще один подлог: по какой-то странной фантазии он упорно пытается меня провозгласить первоисточником информации об этом образе. Он создает впечатление у несведущего читателя, что именно отец Геннадий придумал всю историю иконы; что о. Геннадий выдумал, будто икона написана в Леушинском монастыре, ее благословил Иоанн Кронштадтский, пред нею молился Серафим Вырицкий. Упорно игнорируя тот факт, что все эти сведения по истории иконы приняты как церковное предание УПЦ МП и заимствованы мною из официальных изданий Черниговской епархии, документов Синода УПЦ МП и публикуются мною со ссылками на них, Филимонов активно приписывает мне создание истории иконы, обвиняя меня же в ее искажении.

Признаюсь, при всем желании я не могу найти разумное объяснение всем этим нападкам Филимонова на икону и понять мотивацию его действий.

Чтобы разобраться в церковной позиции Филимонова, я просмотрел его выступления и заявления за последние годы в прессе и в интернете, и надо сказать, обнаружил также много вещей, которые также не поддаются объяснению с позиции церковной этики.

К примеру, оказалось, что Филимонов активно сотрудничал с органом последователей «епископа» Диомида газетой «Дух христианина».

В период «диомидовской смуты» В.Филимонов выразил полную солидарность Обращению «епископа» Диомида. В статье «За правду Божию» в газете «Дух христианина» он писал: «Проблемы, поднятые в Обращении Владыки Диомида и его пасомых, имеют непосредственное отношение к спасению безсмертных душ многих миллионов людей. Настало время говорить правду! /.../ Всецело поддерживая Обращение клириков, монашествующих и мирян Анадырско-Чукотской епархии во главе с преосвященным епископом Диомидом, требуем соборного рассмотрения поставленных в Обращении вопросов». (http://www.christian-spirit.ru/v48/48.(10).htm)

В одном из интервью Филимонову задали вопрос: «Получается, что религии уже сегодня участвуют в построении царства антихриста»? Его ответ меня поразил широтой обобщения: «Безусловно. В том числе православные иерархи всех Православных Поместных Церквей. В каком духе они могут объединиться? Только в духе мира сего - в духе антихриста, потому что дух сей царствует сегодня в мире». То есть Филимонов считает православных иерархов «участниками в построении царства антихриста»? В том числе и тех архиереев, которые благословляют его брошюры и рекомендуют их Издательскому отделу РПЦ? Эти слова опубликованы как в самой газете «Дух христианина» (2007 г. Вып.59), так и в ее интернет-версии (http://www.christian-spirit.ru/v59/59.(9).htm).

Нынешний патриарх Кирилл по Филимонову также является участником строительства церкви антихриста. В том же интервью Филимонов приводит слова митрополита Кирилла (Гундяева) о его участии в конференции «Мировые религии и диалог ради развития», и так их комментирует: «Я думаю, это реальный шаг к построению всемирной церкви антихриста».

Размышления Филимонова о недавней истории так называемых «пензенских сидельцев» также весьма оригинальны. Он, пожалуй, единственный автор, называющий себя православным писателем, который выступил с программной статьей - апологией этих затворников, ожидавших несколько месяцев под землей конца света: «Люди, ушедшие в пещеру в Пензенской области, не "сектанты", а православные борцы "за право жить без ИНН". Однако официальные СМИ скрывают подлинные мотивы их поступка» (В.Филимонов. Информационная Погановка. http://portal-credo.ru/site/?act=fresh&id=701). Критические высказывания по поводу «пещерников» Филимонов расценил так: «очевидно, что шумиха, поднятая по поводу "сектантов" и "фанатиков" из пещеры под Пензой, не имеет под собой никакой почвы, а "эксперты", якобы представляющие Церковь при анализе причин и характера происходящего там, являются профессиональными лжецами и провокаторами, разжигающими рознь между людьми на почве религиозных убеждений». Характерно, что сами «пещерники» назвали «имена достойных, мнением которых их община особенно дорожит» и с которыми они готовы были вступить в диалог и среди этих «достойных имен» пещерники назвали Валерия Филимонова.

Характерно, что публикация Филимонова в защиту «пензенских пещерников» тут же была перепечатана на сайте баптистов. Интересно, почему? Потому ли что баптисты стали нашими союзниками? Да нет, просто такие материалы удачно дискредитируют нашу Церковь и дают повод сектантам показывать в нашу сторону: «Вот вам и "пещерное православие"» (http://old.cef.ru/3/a/4439/).

Филимонов практически еженедельно выступает в эфире радиостанции «Слово» в С.-Петербурге. На своем сайте «радиогазета» декларирует себя как «народное» и «независимое радио». Оставим на совести единственного учредителя самоназвание «народное». Что касается «независимости», любопытно отметить, что список партнеров радиогазеты первым открывает известная организация КПРФ. А на первой странице официального сайта радиогазеты в Интернете выставлена факсимильная копия почетной грамоты КПРФ за подписью Г.Зюганова, которой был награжден главный редактор и ведущий радиогазеты В.Суворов. Думаю, после этих фактов о «независимости» радиогазеты говорить можно только в кавычках. Достаточно послушать один раз эту радиогазету, чтобы не оставалось сомнений в ее прокоммунистической направленности. В этом, конечно, нет никакого криминала. КПРФ у нас не является запрещенной партией. Однако, когда на столь «независимой» радиостанции подвергается поношению чтимый образ Божией Матери, возникает вопрос: почему так волнуют эту радиостанцию внутрицерковные вопросы? Почему православный писатель-агиограф Филимонов не нашел иной трибуны для внутрицерковных проблем кроме прокоммунистического радио?

Очевидно, что человек с такими взглядами не может претендовать на статус церковного публициста. Видимо, поэтому Филимонова не видно и не слышно на собственно православных теле- и радиостанциях - «Град Петров», «Союз», «Радонеж», «Православный Санкт-Петербург».

Не буду делать окончательных выводов по поводу самого В.Филимонова. Предоставляю это читателям. Что же касается его «трудов» по иконе «Аз есмь с вами, и никтоже на вы», здесь нужно сказать, что заявления Филимонова о прославленной и почитаемой иконе Божией Матери «Аз есмь с вами, и никтоже на вы» носят деструктивный характер и вносят разделения среди верующих. Никто из членов Церкви не имеет права подвергать критике прославленную и почитаемую икону Божией Матери. Публично подвергая ревизии и опровергая решение Священного Синода УПЦ МП, касающееся истории иконы, применяя по отношению к официально прославленной и широко почитаемой в церковном народе иконе Божией Матери такие выражения как «миф», «легенда», «выдумка», приписывая раскольнические идеи благословленным к употреблению богослужебным текстам, В.Филимонов выступает как откровенно антицерковный писатель.

Приписывая почитанию и прославлению иконы Божией Матери «политическую и, несомненно, коммерческую составляющие», он поддерживает традиционные обвинения врагов Церкви.

Создается впечатление, что, пытаясь провести свое сочинение через Издательский совет РПЦ и получить его одобрение, Филимонов преследует цель придать своим нападкам на икону официальный статус, выдать их за позицию Московской Патриархии, и тем самым противопоставить УПЦ и МП.

Протоиерей Геннадий Беловолов, настоятель храма св.Иоанна Богослова (Историческое подворье Леушинского монастыря в Санкт-Петербурге)

Subscribe

  • Стихи о Серафиме Вырицком

    "КАК БОГ ДАСТ" К 100-летию монашеского пострига прп.Серафима Вырицкого (1921 - 2021) 1. Скрипел морозный под санями наст. Купец увидел нищего…

  • СТИХИ В ДОРОГУ КРЕСТОХОДЦАМ

    ДОБРОГО ПУТИ, КРЕСТОХОДЦЫ! И день, и ночь, и в зной, и в стужу Идет народный крестный ход, Свершая всю дорогу службу, Незыблемо который год.…

  • ПОСЛЕДНЯЯ СНЕЖИНКА. Стихи на конец зимы

    ПОСЛЕДНЯЯ СНЕЖИНКА Поймать снежинку на лету, Увидеть, как она растает. И вспомнить детскую мечту, Которая еще летает... 7 марта 2021

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 46 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Стихи о Серафиме Вырицком

    "КАК БОГ ДАСТ" К 100-летию монашеского пострига прп.Серафима Вырицкого (1921 - 2021) 1. Скрипел морозный под санями наст. Купец увидел нищего…

  • СТИХИ В ДОРОГУ КРЕСТОХОДЦАМ

    ДОБРОГО ПУТИ, КРЕСТОХОДЦЫ! И день, и ночь, и в зной, и в стужу Идет народный крестный ход, Свершая всю дорогу службу, Незыблемо который год.…

  • ПОСЛЕДНЯЯ СНЕЖИНКА. Стихи на конец зимы

    ПОСЛЕДНЯЯ СНЕЖИНКА Поймать снежинку на лету, Увидеть, как она растает. И вспомнить детскую мечту, Которая еще летает... 7 марта 2021