Протоиерей Геннадий Беловолов (otets_gennadiy) wrote,
Протоиерей Геннадий Беловолов
otets_gennadiy

Categories:

"...И отверзлись бетонные небеса"

Вот уже целую неделю в храме стоит пыль столбом. Но это тот случай, когда она не огорчает, а радует.
«Батюшка, простите, смотрю и плачу!» – сказала прихожанка Вера Николаевна, встретив меня вчера при входе в храм. Она посмотрела в сторону перекрытия, на котором трудились ребята, разбирая его. «От радости - добавила она. – Сколько лет мы ждали, когда наконец начнем разбирать это перекрытие».
Вечером в Воскресенье начали подготовительные работы. Нужно было вначале разобрать леса, стоявшие на верхнем этаже в храме. Леса мы поставили еще в 2003 году для реставрации росписей. Тогда мы уже разбирали самое верхнее потолочное перекрытие, отгородившее основной купол храма. За этим перекрытием мы и обнаружили старые росписи, выполненные леушинскими монахинями. Окна в куполе были разбиты и кое-как заделаны жестью. В них попадал и дождь, и снег, гнездились голуби. Нетрудно представить, в каком состоянии мы увидели забитые и забытые росписи. Они были покрыты грязью, в местах протечек воды – шелушились, зияли местами с отвалившейся штукатуркой. Реставраторы говорили, что легче и дешевле написать новые. Но для нас эти росписи имели большую духовную ценность. Ведь они были написаны леушинскими монахинями по благословению и под духовным руководством игумении Таисии, а освящены они были при участии св. Иоанна Кронштадтского, когда освящался весь храм. Их ценность становилась еще большей, если вспомнить, что сам монастырь, также расписанный сестрами, – затоплен, и эти росписи – все, что осталось от их живописных трудов.
В своде купола была изображена т.н. композиция «Отечество». Межу окнами в барабане – восемь архангелов. В нижнем регистре купола 20 святых в рост, а в центре, над алтарем – Матерь Божия «Нерушимая Стена» в окружении Ангелов. Именно на этом уровне было устроено первое перекрытие, выполнявшее функцию потолка. Оно проходило по уровню коленей изображенных фигур. Когда демонтировали это перекрытие, то они оказались без ног. Пробные расчистки на парусах не дали никакого результата – видимо на этом уровне росписи были уничтожены. Лишь позже, когда шли штукатурные работы, на правом у алтаря парусе был обнаружен лик Евангелиста. Это оказался Иоанн Богослов. Разве это не чудо, что Небесный покровитель храма не оставил его своим изображением. Его удалось восстановить, а три других Евангелиста были написаны заново.
Здесь нас ждало одно открытие: изображение Евангелиста Иоанна, оказалось, в точности соответствует парусу в Андреевском соборе в Кронштадте на старой фотографии. Стало ясно, что на Леушинском подворье были повторены элементы росписей Андреевского собора. Зачем это было сделано, нетрудно догадаться – чтобы Иоанн Кронштадтский чувствовал себя на Леушинском подворье как дома. Позже выяснилось, что и композиция «Отечество» также соответствует изображению в Андреевском соборе. Опять же, если учесть, что Андреевский собор разрушен, ценность Леушинских росписей еще более возрастает.
Мы начали кропотливую работу по реставрации. Реставрировала мастерская супругов Большаковых, которая восстановила росписи в Тихвинском монастыре, в Старой Ладоге, на Валааме, на Смоленском кладбище. Мужским составом артель ездила на Афон, восстанавливала и расписывала Пантелеимонов монастырь. Начиная, я не мог представить, что работа в общей сложности затянется на шесть лет. Были перерывы, когда нужно было ставить или опускать леса, или же реставраторы уезжали на Афон или на Валаам…
И вот пришло время разбирать и леса, и второе перекрытие. Я все оттягивал этот момент, ожидая, когда появятся необходимые для этого проекта миллионы рублей. Но в церкви, как показывает опыт, все решают не деньги, а люди.
И Господь послал помощников. Техническую экспертизу, необходимую в этом деле, проектная организация сделала нам бесплатно. Алексей взялся за организацию самих работ. Для него разборка часовни стала своего рода репетицией перед этим большим делом. Его помощниками вызвались быть участники бойцовского клуба имени Александра Невского в Санкт-Петербурге, которые являются прихожанами нашего храма.
В первые три дня удалось разобрать деревянную часть перекрытия.
Когда обрушивали искусственные потолки советского происхождения, пыль в храме стояла уже не столбом, а стеной. Я заходил в храм и не видел из-за пыли самоотверженных тружеников в респираторах. Запечатлеть исторический момент прорыва, как рушились стены иерихонские, не удалось из-за плохой видимости.
23 декабря – теперь для Леушинского подворья стал историческим. В этот день вечером пали «стены иерихонские» и открылось пространство купола. Когда закончились работы и немного осела пыль, около двух часов ночи я пришел в храм и став посредине посмотрел вверх. Среди строительного мусора, досок, щебенки, я был один в храме. Впервые за 10 лет службы на Леушинском подворье я, стоя в храме, мог увидеть купол с росписями, таким каким его задумала матушка Таисия и таким, каким его освящал батюшка Иоанн. Таким красивым я его еще не видел. Я даже не мог представить, что храм такой высокий, величественный, устремленный ввысь. До этого был храм, а теперь явился – собор. У меня непроизвольно возник образ: «и отверзлись бетонные небеса»…
Я радовался, что исполнилось мое заветное желание. «Горе имеем сердца», - именно это чувство посетило меня в этот момент. Мне не нужно было скрывать ни от кого благодатные слезы радости. Я пропел первые молитвы Господу и Его Пречистой Матери, слушая, как они гулко уносились ввысь купола.
Теперь остается убрать бетонные балки. Работа сложная, трудоемкая. Когда попробовали дробить бетон, стало ясно, что перекрытие делали не временно, а навсегда. Перфораторами тут было делать нечего. Одна наша прихожанка - Александра Савельевна - работает в строительной фирме, она дала нам на несколько дней отбойный молоток и предложила в помощь несколько рабочих, которых сняли с других объектов.
Молюсь, чтобы к Рождеству Христову окончательно освободить храм от «архитектурных излишеств» строителей светлого будущего и преподнести этот дар Родившемуся в Вифлееме Богомладенцу.

см.фотоальбом:
Tags: Леушинское подворье
Subscribe

  • СТИХИ В ДОРОГУ КРЕСТОХОДЦАМ

    ДОБРОГО ПУТИ, КРЕСТОХОДЦЫ! И день, и ночь, и в зной, и в стужу Идет народный крестный ход, Свершая всю дорогу службу, Незыблемо который год.…

  • СВЯТОЙ ВЛАСИЙ ОСТАЛСЯ БЕЗ ПАСТВЫ

    Сегодня в Сомино престольный праздник святого Власия. С ним я познакомился, когда еще был студентом филологического факультета и мы на занятиях…

  • ИСТОРИЯ КАРТИНЫ, КОТОРУЮ Я УВИДЕЛ 20 ЛЕТ СПУСТЯ

    Говорят, что Сомино — живописное село. Это доказывают художники, которые часто приезжают сюда на этюды. Некоторые такие творческие командировки…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments