Протоиерей Геннадий Беловолов (otets_gennadiy) wrote,
Протоиерей Геннадий Беловолов
otets_gennadiy

Categories:

Афонские рассказы. Продромос – обитель Божией Матери

В этой поездке на Афон мне также хотелось посетить скит Продромос. Надо сказать, что его посещают немногие богомольцы. По крайней мере, из тех знакомых, кто было на Афоне, никто мне о нем ничего не мог сказать. То объясняется тем, что он расположен на самой крайней южной точке Афонского полуострова. Чтобы побывать там, в общей сложности нужно потратить сутки. А на Афоне драгоценным становится каждый час. Другая причина состоит в том, что скит по Афонским меркам – новый, и в нем нет таких великих святынь, как в других монастырях. К тому же и румынское богослужение менее привлекательно для российского паломника. У меня же была своя цель: поклониться иконе Божией Матери «Продромитисса». Об этой иконе я уже писал. Меня поразил принесенный с Афона первый в России список этого образа, и возникло желание увидеть первообраз на Афоне.
Из Пантелеимонова монастыря мы на пароходе «Агиос Пантелеимонос» доплыли до Дафни. Оттуда на автобусе доехали до Кареи. В Карее спросили, не едет ли кто до Продромоса, но маршрутка оказалась только до Великой Лавры, от которой до скита еще 6 км. По дороге познакомились с тремя румынскими паломниками, один из которых был священник, а двое – преподавателями какого-то университета. Они необычайно темпераментно общались между собой, громко говорили и смеялись. Как выяснилось, они немного понимали русский язык, который изучали еще в школе в период социализма. Они ехали именно в Продромос, и в лавре их должна была встречать машина. В Лавре мы вышли из автобуса, и нам оставалось либо идти пешком до Продромоса, либо оставаться на ночлег в Лавре. Но наши спутники неожиданно предложили пересесть на их местах в подъехавшем микроавтобусе. Мы хотели было отказаться, но их предложение было столь темпераментно и искренно, что мы решили их не обижать. Надо сказать, что за их милость, Господь им тут же послал попутную машину, и в Продромос мы приехали практически вместе.
Место, где расположен скит Продромос, находится действительно на самой оконечности Афонского полуострова. «Продромос» - по-гречески «Предттеча» - посвящен святому Иоанну Предтече. В середине девятнадцатого века эта пустынная келья была продана двум молдавским старцам – иеросхимонаху Нифонту и Нектарию, основателям скита. Статус скита был получен в 1857 году. Сейчас он закреплен за румынами. Скит живет по общежительному уставу.
Он стоит у подножия самой горы Афон, а с другой стороны – море. Внешне место поражает роскошной красотой. И меня удивило, что монастырь здесь возник только в сер. XIX века. Но оказалось, что это место открыто всем ветрам, и здесь большую часть года очень ветрено. Так что за более чем 1000-летнюю историю Афона здесь никто не основал обитель. Только румыны проявили удивительную твердость и терпение, построив здесь скит.
Скит на Афоне – это целый монастырь, который отличается от Афонского монастыря только статусом. Скит находится в подчинении кириархального монастыря. В частности, Продромос является одним из трех скитов Великой Лавры, но выглядит как настоящий монастырь. В отличие от греческих монастырей, сложенных из натурального необлицованного камня, румынский скит весь оштукатурен и выбелен, отчего производит какое-то особое благоприятное и ухоженное впечатление, напоминая русские обители. Еще в России я познакомился с насельниками этого скита, привезшими икону. Я сопровождал их в поездке в Мемориальную Квартиру св. Иоанна Кронштадтского в Кронштадт. Один из насельников – иеродиакон Иоиль – прекрасно говорит по-русски. Он был переводчиком в группе. Его-то я и спросил первым делом в Продромосе.
О.Иоиль встретил нас радушной улыбкой и братскими объятиями, как будто он нас ждал. Он сразу же сказал, что осталось 10 минут до службы, ему нужно готовиться. Пригласил нас на службу и на трапезу, а потом пообещал рассказать об обители.
Зайдя в храм св.Иоанна Предтечи, я сразу же увидел слева от солеи огромный киот с иконой Божией Матери «Продромитисса». В полутьме собора при мерцании лампад образ казался особенно величественным. В течение службы я смотрел, стоя в стасидии, на лик Божией Матери, чудесно написанный Ангелом. Икона в Царском селе предстала в сиянии электрических паникадил, в окружении выбеленных стен и казалась украшенной Невестой Христовой. Здесь же чудотворный образ представлялся Царицей Неба и земли, пред которой хотелось в благоговении преклонить колена. Хотя список сделан очень точно, но впечатление было весьма разным.
Мы отстояли вечерню. Сразу хочу сказать, что служба на румынском языке мне очень понравилась. Язык – мелодичный, без раздражающих звукосочетаний. Многократно повторяемое «Господи помилуй» - «Домини милуэштэ» - сразу запоминается и западает в душу. В румынской службе можно услышать знакомые слова: «слава», «Святой Дух». Отец по-румынски: «Тата», так что в формуле «Слава Отцу, и Сыну и Святому Духу» непонятно звучит только слово «Сын». На службе несколько возгласов делал ветхий днями старец, дребезжащим голосом с остановками.
После вечерней службы по Афонскому обычаю вынесли для поклонения святыни. Главной из них является коленная чашечка св. Иоанна Предтечи. Среди мощей в особом ковчеге я увидел частицу мощей преп. Антипы Валаамского. Потом я спросил у о.Иоиля, почему она находится здесь. Он пояснил, что преп. Антипа был молдаванином и подвизался в монастыре Продромос, будучи одним из его основателей. Его пригласили два молдавских старца – Нифонт и Нектарий из монастыря Эсфигмен. Какое-то время он был даже духовником этой обители. Ездил со сборами на монастырь по России. В 1865 г. посетил Валаам и нашел много общего у Валаама и Афона. И неожиданно пожелал остаться на Валааме навсегда. Здесь он прославился как духовный старец, молитвенник и чудотворец. В 1990-е гг. он был канонизирован в России, в в 1998 г. игумен Панкратий совершил паломничество на Афон в скит Продромос и принес с Валаама эту частицу мощей.
После службы братия направилась в трапезную. Впереди шел тот саамы согбенный старец, которого благоговейно поддерживали под руки два монаха. Отец Иоиль пояснил, что это – настоятель архимандрит Петроний. Ему 94 года. Он Афоне с 14 лет, т.е. уже 80 лет своей жизни. В Румынии он является чтимым старцем, и многие из Румынии приезжают на Афон, чтобы увидеть и благословиться у него. Мы также благословились у старца, а я успел еще и сфотографировать его.
После трапезы мы успели сходить в пещеру преп. Афанасия Афонского, расположенную в минутах 10-15 ходьбы от скита. А вернувшись, хотели отправиться в Лавру, чтобы там переночевать. О.Иоиль, предоставивший нам монастырскую машину для этого, прощаясь, сказал: «Жалко, что уезжаете, а то бы завтра вместе послужиди Литургию». Послужить Литургию на Афоне – непросто. Для этого в монастырях требуют благословение вселенского патриарха. Поэтому священники из России, как правило, сподобляются только Причастия без сослужения. Даже в русском монастыре русские батюшки лишены радости Литургического сослужения. И когда я услышал эти слова, то я не поверил своему счастью. Об этом я даже не мечтал. Я даже переспросил о.Иоиля: «У вас можно завтра будет сослужить?» Он ответил: «Да, будем служить втроем: наш чередной иеромонах, румынский батюшка и Вы. А я за дьякона». - «Тогда мы остаемся у Вас на ночлег, а машину отпускаем».
Нас приняли как почетных гостей, расположили в архиерейском корпусе в одноместных кельях. Электрического света в нем не было. Мы сидели при свечах, делясь впечатлениями.
К нам еще раз пришел о.Иоиль и сказав, что завтра после службы не будет времени, предложил уже практически в ночной тьме показать монастырь. Мы прогулялись по монастырскому двору, потом спустились в подвал, где находится огромный бассейн для воды. Главная проблема этого места в том, что здесь отсутствуют источники пресной воды, и приходится собирать дождевую в особом резервуаре под землей. Потом он открыл старый Параклис св.Иоанна Предтечи с древней чудотворной иконой этого святого пророка. Также мы посетили костницу, в которой за полтора века истории монастыря собралось около 200 глав. Они лежат открыто прямо на полках в кладбищенском храме. В отличие от русской традиции, на черепах не надписывают имя, и большинство глав безымянны. Помнят только самых чтимых подвижников, в частности, Неофита и Нектария. Ходить ночью по костнице только со свечой оставляет глубокое впечатление.
О.Иоиль расспрашивал нас, как приняли и как почитают список с их образа в нашей епархии. И рассказал, как провожали Царскосельский список в Продромосе. Из Царского Села приезжал священник о.Сергий. В честь иконы был отслужен Панагиар, т.е. всенощное бдение как на престольный праздник. О.Иоиль еще раз повторил, что с этой иконы никто никогда не делал списков. И список для России оказался первым. Так что даже в Румынии нет такой иконы. Все это делает принесение списка Продромитиссы в Россию особенно важным духовным событием.
Следующий Воскресный день стал для меня одним из главных в этой поездке на Афон: я сподобился сослужить на Божественной Литургии у подножия Святой Горы. Трудно описывать чувства, которые переживаешь на службе. Здесь остается только повторить слова древних послов князя Владимира: не знаю, где я был – на небе или на земле. Хотя служба шла на румынском, я делал возгласы, естественно, на церковно-славянском.
После Литургии и трапезы мы пешком отправились в Великую Лавру.

Tags: Афон, Божия Матерь, иконы, старцы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments