Хочу отметить такой парадокс - в советское время соблюдались нравственные заповеди Христовы, но были гонения на Христа. Сейчас получилось с точностью до наоборот: веру как таковую не преследуют, но нравственные заповеди подвергаются откровенному поруганию. И в этом смысле нам должен быть интересен опыт советского времени, опыт того, как в системе официального безбожия, тем не менее, существовало искусство, не противоречившее Христианству, а во многих проявлениях даже выражавшее православный идеал. И к таким примерам можно отнести образ и творчество Кирилла Юрьевича Лаврова. Он сыграл знаковые роли советской эпохи, которые воплотили идеал своего времени, идеал человека, покоряющего космос, или человека, осваивающего природу, совершающего трудовые подвиги.
Или же тот факт, что он завещал отпеть себя в том храме, где он некогда был крещен младенцем. И вот, спустя 70 лет он вновь пришел в этот храм, когда Леушинское подворье было возвращено, открыто, стал его прихожанином. Мне посчастливилось быть знакомым с Кириллом Юрьевичем, общаться с ним. И он тоже остался верен своему храму, он неизменно называл его «моим родным храмом». Немногие, даже воцерковленные люди, исповедуют такую верность своему родному приходскому храму. Это говорит о том, что в душе Кирилла Юрьевича живы были те нравственные черты, которые воспитала Церковь в нашем народе в течение тысячелетнего его пребывания в Православии. Это говорит о том, что официальная атеистическая пропаганда все-таки не коснулась глубины души народа, по крайней мере, лучших его представителей. Даже не будучи воцерковленными, многие деятели культуры оставались как бы стихийными христианами. И, может быть, именно поэтому так естественно в последние годы своей жизни Кирилл Юрьевич не только пришел в Церковь, в храм своего детства, но именно вошел в Церковь, стал воцерковляться.
В последний год жизни он исповедовался, причащался, его сердце горело желанием помочь родному храму. Я помню, как он сказал: «Батюшка, я так хотел бы вам помочь, но мы сейчас сами нуждаемся в помощи. Большой Драматический Театр сам ищет спонсоров, помощников, поэтому простите меня, что не могу вам помочь материально. Но если вам нужна для какой-нибудь цели наша сцена, то она в вашем распоряжении». И вот тогда родилась идея, которая до сих пор имеет продолжение, идея проводить на сцене Большого Драматического Театра ежегодные Рождественские Таисинские вечера и концерты. В нескольких вечерах участвовал Кирилл Юрьевич, благодаря его поддержке они проходили, они состоялись, и сейчас, когда его нет, руководство Большого Драматического Театра выразило желание, чтобы эти вечера продолжались. Они стали заметным событием в духовной и культурной жизни Санкт-Петербурга, и это, можно сказать, вклад Кирилла Юрьевича в дело воцерковления нашего города, это одна из православных традиций, основанной при его участии.
Для меня Кирилл Юрьевич стал живым примером того, что советский человек, советский деятель культуры на самом деле был не так далеко от Церкви. Ведь он играл и парторгов и Ленина, казалось, ему трудно будет войти в Церковь, но, тем не менее, это было как-то легко и естественно, как естественно дыхание для человека. Не случайно, наверное, буквально за три дня до кончины, может быть, предчувствуя ее, он пожелал, чтобы его любимая икона Апостолов Петра и Павла, старинная, богато украшенная позолотой, академического письма, находилась в его храме. Этот образ передали его родные и близкие на сороковой день его памяти, икона находится у нас в храме. Мы сегодня совершали поминовение Кирилла Юрьевича Лаврова, и в день его памяти, 27-го апреля, я служу всегда панихиду. Так что, Кирилл Юрьевич остается нашим прихожанином, мы помним его, и если он для всех людей - великий актер, замечательный человек, то для нас он еще и наш добрый прихожанин Леушинского подворья.
Меня пригласили принять участие в открытии мемориальной доски на доме, где жил Кирилл Юрьевич Лавров, в этом доме он прожил 40 лет с 1967-го до своей кончины в 2007-м году. В церемонии открытия приняли участие губернатор города Валентина Матвиенко, руководитель администрации Президента В.Кожин, известные деятели культуры Алиса Фрейндлих, Валерий Гергиев, Даниил Граниин, и, конечно, дети Кирилла Лаврова - заслуженная артистка России Мария Кирилловна и его сын Сергей Кириллович.