Протоиерей Геннадий Беловолов (otets_gennadiy) wrote,
Протоиерей Геннадий Беловолов
otets_gennadiy

Category:

СВЯТОЙ ВЛАСИЙ ОСТАЛСЯ БЕЗ ПАСТВЫ


Сегодня в Сомино престольный праздник святого Власия.
С ним я познакомился, когда еще был студентом филологического факультета и мы на занятиях по фольклористике изучали культ святого Власия в Древней Руси как покровителя домашнего скота, так что его даже именовали "скотьим богом". Это связано как с его житием, так и с созвучием с именем языческого бога Велеса. В житии св.Власия рассказывается как во время гонений епископ Власий удалился в пещеру в горах. Воины-преследователи увидели эту пещеру и заметили странное скопление разных зверей около нее. Заглянув в неё, они увидели святого Власия, совершавшего богослужение, а животные смиренно ждали, когда святой закончит службу и по обыкновению выйдет, чтобы благословить и исцелить их.
Тогда я не думал, что эти исторические штудии я буду проходить на практике.

Вскоре после назначения на дальний приход в Сомино я узнал, что в моем трехпрестольном храме есть боковой придел священномученика Власия и храмовая икона, на которой Власий благословляет разных животных.
Первый раз Власьевский престольный праздник я служил 24 февраля 1993 года.
Перед службой прихожане меня спросили, будет ли на службе "власьевская водичка" для коровок? Я сказал, что конечно, послужим водосвятный молебен? Но почему для коровок? Святая вода освящается для людей. Мне объяснили, что в этот день батюшки до меня всегда освящали воду для окропления коровок, коз и другого домашнего скота. Я удивился, но не стал нарушать традицию, сказал только, что вначале все равно покроплю прихожан, а потом уже можно покропить и скот.
После службы ко мне подошла Мария Борисовна, коренастая прихожанка с трудовыми мозолистыми руками. Она пригласила меня посетить ее хлев и покропить корову. Я посомневался, но тоже не нашел богословских аргументов отказать, да было и самому просто интересно окунуться в стихию сельского православия.
К Марии Борисовне я пошел с иконой св.Власия. Корова с большими распахнутыми глазами как будто меня ждала. Она глубоко дышала, выдыхая на меня клубы пара и совсем не испугалась брызг святой воды. Было такое чувство, что это для нее не впервой. В благодарность за посещение я получил трехлитровую банку парного молока.
В общем, с того раза я каждый год на праздник святого Власия освящал "власьевскую водичку"и обходил знакомых уже мне коровок в разных хлевах по селу.
Более того, когда весной приходило время выводить коров из хлева, их собирали на поле за старым зданием учительского дома (сейчас уже снесенного) и приглашали меня благословить их на новый пастбищный год. Я тоже не видел препятствий, почему не помолиться о живой твари и ее хозяевах. Примером я данном случае для меня был сам святой Власий, который по житию молился и благословлял животную тварь. Считал это хорошей формой миссионерства. Произносил большую проповедь перед молебном, ставил в пример людям послушание и смирение коровок и призывал жителей Сомино посещать храм, внутренне благодаря коров, что они собрали вместе много соминцев, далеких от церкви.

И казалось, что так будет всегда...
Недавно случайно нашел пару снимков таких власьевских водосвятий .
Теперь они уже стали историческими. Не только потому, что я на них еще молодой батюшка без седины в бороде, но более, потому что сейчас в селе не осталось ни одной коровки. К концу 1990-х годов коровок становилось все меньше и меньше. Вскоре мне уже не надо было обходить хлева, потому что они опустели. Какое-то время в Сомино оставалась одна корова у Хабира, но он не приходил за водой и меня приглашал в гости к корове.
Теперь остается только вспоминать старых добрых коров, живших под покровом святого Власия.
Воду в этот день мы по традиции продолжаем освящать, только пьем и окропляемся ею сами.
Я вспомнил, как в университете мы изучали древний культ Власия как покровителя скота. Не думал, только что стану свидетелем финала этого культа. Власий перестал быть скотьим богом, потому что не осталось скота. В последний раз на проповеди в праздник Власия сказал: "Остался Власий без своей паствы. Теперь только на иконе в храме можно увидеть живность в Сомино. Придется нам заменить его стадо".

Впрочем и это "стадо" также становится все меньше и меньше на селе.

Tags: Сомино, иконы, престольный праздник, святой Власий
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments