Протоиерей Геннадий Беловолов (otets_gennadiy) wrote,
Протоиерей Геннадий Беловолов
otets_gennadiy

Category:

ПЕРВОЕ ПОЛНОЕ ЭЛЕКТРОННОЕ СОБРАНИЕ СТИХОВ ИГУМЕНИИ ТАИСИИ


Игумения Таисия Леушинская с книгой.
Портрет работы петербургской художницы Елены Петрусенко. 2015 г., х.м.
Находится в Павловской гимназии (Санкт-Петербург)


ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
К ПОЛНОМУ ЭЛЕКТРОННОМУ СОБРАНИЮ СТИХОВ ИГУМЕНИИ ТАИСИИ
https://azbyka.ru/otechnik/Taisija_Solopova/svetilnik-very/

Боголюбивый Читатель!
Поэзия как род изящной словесности чаще всего «изящно» воспевает человеческие страсти, о чем в свое время писал святитель Игнатий Брянчанинов: «Талант человеческий во всей своей силе и несчастной красоте развился в изображение зла...» Верующей душе трудно бывает найти в таких стихах что-либо насущное и полезное для себя. Но есть и другая поэзия, которая от избытка сердца возглашает глаголы неизреченные, в которой нет лжи, в которой слово «вдохновение» имеет свой первоначальный и единственный смысл – дуновение свыше, дыхание Духа Святого. О такой словесности также писал святитель Игнатий: «Истинный талант, познав, что существенно-изящное – один Бог, должен извергнуть из сердца все страсти, устранить из ума всякое лжеучение, стяжать для ума евангельский образ мыслей, а для сердца евангельские ощущения...» Такая поэзия рождается из глубины сердца, очищенного от страстей и возлюбившего всей крепостию Бога. Такая поэзия является из благодатной молитвы, как ее свет, отражаемый в образах этого мира.

I. О трудах игумении Таисии
Дорогой Читатель! Перед тобой сборник именно таких стихов, которые принадлежат перу блаженной старицы богомудрой игумении Таисии Леушинской. Это была удивительная подвижница своего времени. Святой Иоанн Кронштадтский, ее духовный отец и наставник, обращался к ней в письмах «дорогая, неоцененная Матушка Игумения Таисия». Слово «неоцененный» в зависимости от контекста может иметь два смысла: во-первых – это тот, которого невозможно переоценить, т.е. бесценный, во-вторых – это тот, которого не оценили, не заметили. И слово Всероссийского пастыря оказалось прозорливым в обоих смыслах: деяния и подвиги матушки Таисии действительно невозможно переоценить и в то же время ее имя оказалась совершенно забытым вне церковной ограды. Будучи учредительницей и настоятельницей одного из самых больших женских монастырей России – Иоанно-Предтеченского Леушинского монастыря, игумения Таисия, кроме того, основала или возродила еще 10 обителей, скитов и подворий: Сурский Иоанно-Богословский на родине о.Иоанна Кронштадтского с Троицким скитом, его подворье в Петербурге – впоследствии Иоанновский монастырь, Вауловский скит в Ярославской губернии (ныне самостоятельный женский монастырь), Воронцовский монастырь на Псковщине, два скита Леушинского монастыря – Успенский и Иоанно-Богословский (известный как скит «Крестик»), Парфеновская пустынь, возродила несколько древних монастырей, самый известный из которых Ферапонтов с фресками Дионисия, также Антониев-Черноезерский. Несмотря на бремя хозяйственных забот, Леушинская игумения никогда не забывала «единое на потребу», всегда оставаясь труженицей внутреннего делания, о чем свидетельствуют ее многоопытные аскетические «Письма новоначальной инокине». Не случайно ее называли «игуменией всея Руси».
Леушинская подвижница была глубоким богословом. В своей книге о святом Апостоле Иоанне Богослове она касается сложных вероучительных вопросов. Наделенная литературным даром повествовательницы, матушка Таисия составила замечательное «Жизнеописание блаженной Христа ради юродивой Евдокии Родимой». Памятником духовной дружбы с о.Иоанном Кронштадтским стали ее «Беседы» с Всероссийским пастырем, без которых сейчас невозможно представить русскую духовную литературу. Эта духовная связь с Всероссийским пастырем запечатлена и в «Письмах о.Иоанна Кронштадтского к игумении Таисии» (изданных в 1909 г.) и в ее сочинении «Иоанн Кронштадтский как духовный пастырь». Игумения Таисия отдала много сил педагогической деятельности, основав при Леушинском монастыре две школы: церковно-приходскую и церковно-учительскую, возрастив сотни и сотни воспитанниц. Даже краткое перечисление деяний игумении Таисии может вызвать удивленный вопрос: как оказалось возможно одному человеку все это успеть совершить, совместив столь многоразличные труды и подвиги? Вся жизнь великой праведницы блаженной старицы и дорогой матушки игумении Таисии была неусыпающей Похвалой Христу Спасителю и Его Пречистой Матери.

II.О поэтическом наследии игумении Таисии
Но помимо множества дарований игумения Таисия обладала еще одним уникальным талантом – поэтическим, который по заповеди Христовой не сокрыла в земле, оставив богатое поэтическое наследие. Духовные стихи игумении Таисии были весьма высоко оценены о.Иоанном Кронштадтским, который считал ее талант данным от Бога. Матушка Таисия имела обыкновение посылать отцу Иоанну еще в рукописи свои новые стихи. На одно из них, присланных к Рождеству Христову в 1898 г., Батюшка отозвался такими словами: «Прекрасные стихи Пресвятой Матери Деве! Да, Матушка! Пять талантов дал тебе Господь и сторицею ты их возвращаешь». Многие современники считали Таисию «внучкой Пушкина». Даже о.Иоанн Кронштадтский в переписке с нею назвал ее этим «титулом». Хотя в действительности она была представительницей одной из многих ветвей московского рода Пушкиных. Ее мать – московская дворянка Виктория Дмитриевна Солопова в девичестве носила фамилию – Пушкина. Но по силе поэтического дарования в духе и традиции Пушкина, игумения Таисия в творческом смысле действительно может быть названа «внучкой» великого русского поэта.Ее поэтическое творчество необычайно цельно по смыслу – это прежде всего исповедь души, и в то же время весьма многообразно по жанрам: это и яркие пейзажные зарисовки, и глубокие философские размышления, и лирические строфы, передающие боль скорбящего сердца, и сюжетные поэтические повествования, и большие эпические формы – поэмы, стихотворные летописи, переложение глав Евангелия и богослужебных текстов. Даже при кажущейся технической шероховатости некоторых стихов Таисии они отмечены удивительной молитвенной окрыленностью, совершенством формы, живой свежестью слова, неподдельным благодатным вдохновением и искренним выражением сердечных переживаний. Во всех ее произведениях от четырехстиший до поэм поражает духовная глубина и искренняя простота, небесная ясность и родниковая чистота, и в то же время неотмирная тайна духовной жизни подвижницы. Духовная точность образов и чувств исключают стихию душевности и самолюбования, столь часто присутствующие в светской поэзии. Главное в стихах игумении Таисии понимаешь тогда, когда знаешь и помнишь, что они написаны рукою, более навыкшей держать четки, нежели перо, и видишь за строками и рифмами теплящийся огонек лампадки в уединенной иноческой келье. Ее стихи рождались как продолжение молитвы и поэтому никогда не были главным делом для писавшей их инокини, они лишь запечатлели опыт духовной жизни подвижницы, – «дорогие минуты» ее сокровенного Богообщения. Читая их, мы становимся свидетелями благодатных озарений и сокровенных созерцаний боголюбивой молитвенницы. И силой своего благодатного слова матушка Таисия усваивает их и нашей душе, и мы вместе с нею переживаем «дорогие минуты» сердечной тишины, душевной ясности и светлой радости. Стихи матушки Таисии – уникальный духовный дневник инокини. Название сборника «Духовные стихотворения» обозначает не столько ее религиозную тематику, сколько внутреннее качество этих стихов. Это стихи-молитва, стихи-исповедь, стихи-созерцание. Это сокровенная «жизнь во Христе» благодатной старицы Божией, запечатленная в стихах и выраженная на доступном нам языке поэзии. Все это невольно заставляет в благоговейном молчании внимать таинственному горнему эху, звучащему в ее стихах и долго откликающемуся в душе после того, как прочитана последняя строка…

III. О публикации стихов игумении Таисии
Судя по всему, стихи матушка Таисия начала писать еще в начале своего иноческого пути. Широко и регулярно публиковаться они стали начиная с 1880-х гг. в самых разных духовных периодических изданиях России и зарубежья, в т.ч. в «листках» Святой Горы Афон. В 1890-м году леушинская игумения собрала воедино свои избранные стихи и издала в Синодальной типографии Санкт-Петербурга отельной книгой под названием «Духовные стихотворения». Этот сборник с дополнениями выдержал до революции шесть изданий (последнее вышло в 1911 г.). Первое послереволюционное издание стихов игумении Таисии было выпущено издательством «Леушинское подворье» в 2002 году под моей редакцией. Настоящая публикация стихов является электронным вариантом сборника стихотворений, выходившего несколько раз в издательстве «Леушинское подворье» в 2002 – 2005 гг. В настоящую публикацию не включены большие формы поэзии игумении Таисии – ее поэма «Сурская обитель», переложение глав Евангелия от Иоанна (кроме небольшого фрагмента), переложения Канона Благовещению. Главной особенностью настоящей публикации является композиция расположения стихов в сборнике. Она не повторяет расположение стихов в сборниках игумении Таисии и является моей авторской концепцией. Стихи расположены не в хронологическом порядке, поскольку большинство стихов не поддаются точной датировке. Для композиции был выбран тематический принцип, в соответствии с которым стихи разделены на 10 тематических разделов:1.Молитвы, 2.Духовные размышления, 3.Впечатления, 4.Воспоминания, 5.Над Священным Писанием, 6.Богоматерь, 7.Образы святых, 8.Посвящение русским царям, 9.Иоанну Кронштадтскому, 10.В Леушинской обители. Названия разделов даны мною и говорят сами за себя, не требуя особых объяснений. Некоторые стихи могут быть одновременно отнесены к разным разделам. Я определял их расположение в связи с собственным представлением. Данный сборник в настоящее время является максимально полным собранием стихов игумении Таисии. Большинство стихов публикуются по дореволюционному сборнику «Духовные стихотворения», некоторые по редким периодическим источникам, несколько стихов по найденным рукописям публикуются впервые. Всего в сборник вошло 70 стихотворных произведений игумении Таисии. Издатели будут рады новым открытиям и дополнениям к настоящему собранию стихов.
Протоиерей Геннадий Беловолов
Tags: игумения Таисия, интернет, стихи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments