Протоиерей Геннадий Беловолов (otets_gennadiy) wrote,
Протоиерей Геннадий Беловолов
otets_gennadiy

Category:

НЕБЕСНАЯ ДРУЖБА ИГУМЕНИИ ТАИСИИ И СИМЕОНА БОГОПРИИМЦА

К 135-летию первой публикации (1886 г.) и 20-летию Акафистного паломничества Леушинского подворья в Покрово-Зверин монастырь (2001 г.)

Игумения Таисия в гостях у Симеона Богоприимца

Как игумения Таисия побывала в гостях у праведного Симеона Богоприимца

У святых существуют свои духовные и дружеские связи. Можно говорить о небесной дружбе святых между собой. Особенностью такой дружбы является то, что она воплощается вне временных рамок: дружат святые жившие в разные времена и в разные эпохи, в разных странах и в разных народах. И самое удивительное, что такая дружба возникает уже здесь на земле.
Кажется, что общего у русской подвижницы XIX века леушинской игумении Таисии и праведного Симеона Богоприимца, прожившего необыкновенно долгую жизнь и сподобившегося увидеть и принять на руки Спасителя Мира Богомладенца Христа? Но именно духовные отношения игумении Таисии и св.Симеона Богоприимца
являются примером такой дружбы.

Игумения Таисия познакомилась со святым Симеоном, когда была еще инокиней Аркадией. В 1872 году она перешла из Тихвинского Введенского монастыря в Зверин-Покровский монастырь в Новгороде, в котором находилась чудотворная икона св. праведного Симеона Богоприимца, спасшая в XV в. Великий Новгород от моровой язвы. Икона была обретенный на месте явления самого Симеона. Матушка Аркадия прониклась почитанием праведного Симеона. Часто молилась у его образа, находя утешение своих скорбей у многострадального старца. Более того она составила ему чудный и вдохновенный акафист: «За святое послушание Господь помог мне сделать это, насколько сумела я при полнейшем старании, конечно, надеясь лишь на помощь свыше молитвами св. праведного Симеона». Акафист был отредактирован епископом Серафимом, викарным архиереем Новгородской епархии, и представлен в Синод для утверждение на его богослужебное употребление и напечатание. Акафист несколько лет проходил цензуру и был напечатан в 1886 г., когда Таисия уже возглавляла Иоанно-Предтеченский Леушинский монастырь. Именно там она узнала об официальном утверждении акафиста и его первом богослужебном пении перед чудотворной иконой св.Симеона в Покровском монастыре. Это произошло на память Симеона Богоприимца - 3 февраля. Матушка Таисия не знала и не могла присутствовать на это знаменательном событии, но праведный Симеон утешил свою почитательницу благодатным и таинственным посещением, которое матушка Таисия, к нашей радости, подробно описала в своих «Келейных записках».
«Великий, милостивый угодник Божий не забыл в этот день утешить и меня, убогую, потрудившуюся для него по мере своих слабых сил, и сам явился мне во сне дивным образом»
Таисия в видении приходит на благословение какому-то настоятелю. Она подробно описывает его покои - необыкновенную комнату, то ли гостиную, то ли кабинет, окна которой были во все пространство от пола до потолка со сплошным стеклом, так что вся комната была пронизана светом и уставлена роскошной зеленью, поднимавшейся выше потолка, которого в этой комнате не было. «Во всей комнате слышалось необыкновенное благоухание, как бы от многих душистых цветов»
Перед иконами Спасителя и Богоматери горят лампады. Хозяин встречает гостью, прежде помолившись ,причем обращаясь к иконе Спасителя, говорит евангельские слова Симеона Богоприимца: "Нине отпущаеши раба Твоего"
Благословив Таисию он приглашает ее присесть на кресло к столу и сам садится напротив на диване.
Таисия также подробно рисует портрет Симеона: «Вид его внешний был чуден! Лицо белое, как бы прозрачное, окаймленное седыми, как снег, волосами; одежда, помню, была зеленого цвета... Взгляд его был полон милости и любви ко мне, точно я была ему близкая, своя, а не так, как грешница перед праведником».
Далее происходит беседа, в которой праведный Симеон обещает Таисии свое небесное покровительство и утешает ее надеждой блаженства праведных, начинающемся еще в сей жизни.
«Я помню, что я почти все время молчала, потому что так сильно переполнена была сладостным чувством, что уста мои как бы запечатались».
После этого в эту райскую комнату входит еще одна гостья - «монахиня, высокая, тонкая, стройная, бледная, с чрезвычайно скромным симпатичным лицом; она была в мантии, в куколе на голове, с которого креп был несколько спущен на лицо ее. На груди ее был наперсный крест». То есть монахиня на самом деле является игуменией.
При входе этой таинственной Игумении, Симеон в знак почтения встает. Все трое стали вместе молится на иконы. Далее Симеон приветствует высокую гостью, «как уже со знакомой ему», и представляет матушку друг другу Таисию и Игумению: "Это — само Смирение и Кротость". Рекомендуя Таисию Симеон произнес: "Это...", — и далее он назвал две добродетели, которые матушка Таисия по своему смирению не указала в своих «Записках» ,оставив только многоточие
Гости садятся друг против друга и начинают беседу, от которой Таисия «вкушала сладость, небесную сладость, мало-помалу наполнявшую мою душу все больше и больше».
Далее св. Симеон Богоприимец угощает своих гостей, описание которого у Таисии трудно пересказать, так что оно напоминает чудесную сказку: «Хорошо помню, что как бы сверху спустилось блюдо, на котором лежало кушанье; еще когда спускалось оно, то, по мере его приближения, аромат его усиливался, а когда оно совсем стало на место посреди стола, то благоухание наполнило всю комнату, так что я едва выдерживала производимую им сладость души». Это были «большие ломти белого хлеба, уложенные рядом один возле другого и облитые чем-то густым, белым и горячим, от него шел как бы пар, издававший это благоухание». Св. Симеон благословляет трапезу священническим благословением: "Христе Боже, благослови ястие и питие рабом Твоим." Матушка Таисия рассказывает, что она «вкушала, и вкушала с избытком, но не вещественно лежавшую передо мной пищу, а какую-то необычную сладость сердца, которая все более и более насыщала мою душу, и, если бы не кончилось это видение, если бы не проснулась я, то не знаю, осталась ли бы душа моя во мне».
После этого видения Таисия всецело была объята духовным восторгом. Она живо чувствовала необыкновенную духовную близость к праведному старцу Симеону, «любовь сильнее прежней, и с той поры моя вера и любовь к нему стали еще сильнее». На другой день 4 февраля Таисия получила телеграмму из Зверина монастыря, в которой сообщалось о совершившемся там торжестве, и она поняла, почему сам праведный Симеон по его великой милости не презрел ее и ее труды ради него. Потом в течение всей своей жизни матушка Таисия в этот день памяти св.Симеона чувствовала силу его предстательства: «и мне бывает очень легко и отрадно».
Это чудное видение невозможно назвать иначе как райское. Таисия сподобилась побывать в гостях у Симеона в небесном раю. Таинственное видение оставляет и поныне неразгаданные тайны: как назвал Симеон матушку Таисию. Представляя высокой Игумении? Кто такая эта Игумения, которая названа Смирением и Кротостью? Остается только предполагать и догадываться. Не Сама ли Пресвятая Богородица была собеседницей Симеона и Таисии, ведь Симеон действительно уже знал и видел прежде Богородицу, когда встретил ее в храме с Богомладенцем на 40-й день после Рождества. Кротость и смирение — это качества сердца Самого Господа Иисуса Христа («Я — кроток и смирен сердцем» - говорил Он о Себе). Таково же сердце и Самой Пресвятой Богородицы, Которая является Великой Игуменией Горы Афонской.

Когда в 1999 году я был назначен настоятелем храма Леушинского подворья, я по-новому прочитал рассказ игумении Таисии о создании Акафиста св.Симеону и его видении создательнице. Нам удалось в Публичной библиотеке найти дореволюционное издание акафиста, который действительно оказался благодатным и благоуханным. Захотелось поехать и прочитать его там, где он был написан — в Покровский монастырь в Великом Новгороде. Мы переиздали его отдельной книжицей и в 2001 году совершили первое сестринское и приходское паломничество в эту обитель, где Таисия подвизалась почти семь лет. Это паломничество стало потом у нас ежегодной традицией и получило название «Акафистного паломничества».
В это году исполнилось 20 лет нашей традиции. К сожалению. Теперь у меня нет возможности ездить с дальнего прихода в этот день в Новгород и я не знаю поедет ли кто-нибудь в этот памятный для Таисии день в ее акафистную обитель к Симеону Богоприимцу.

Но в этом году у меня было большое утешение в связи с этим видением. Всегда, когда читал его или рассказывал о нем, думал, возможно ли изобразить его? Справится ли художник с такой трудной задачей? Недавно узнал, что замечательная московская художница Елена Черкасова нарисовала беседу Таисии с праведным Симеоном и Высокой Игуменией в живописном полотне. Я нашел его в интернете и отдал должное таланту художницы, которая дерзновенно воплотила в красках чудесное видение, найдя для него какую-то сказочную форму на грани реальности. Пусть эта иллюстрация станет маленьким подарком матушке Таисии в памятный для нее день.</lj-cut>

Tags: Келейные записки, Симеон Богоприимец, видение, игумения Таисия, картинки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment