Протоиерей Геннадий Беловолов (otets_gennadiy) wrote,
Протоиерей Геннадий Беловолов
otets_gennadiy

Category:

КОГДА КРОНШТАДТ БЫЛ ЗАКРЫТЫМ ГОРОДОМ


Кронштадтские рассказы писателя Валерия Колодяжного

Писатель Валерий Аркадьевич КОЛОДЯЖНЫЙ прислал "последнее" письмо с рассказом о Кронштадте советских времен

"Добрый вечер, дорогой о.Геннадий!

Мне кажется, что уже пришла пора завершать мои кронштадтские впечатления былых лет. Именно в те годы наши военно-морские города были закрытыми: Севастополь и п. Донузлав (средь военных моряков «Санузлав») на Чёрном море, Владивосток и п. Тихоокеанский (на флотском жаргоне «Техас») — на Японском, Североморск, Гаджиево и Гремиха на Баренцевом, а на Балтике — Кронштадт, Палдиски и Балтийск (бывш. немецкий Pillau). Странно, но в то же время Лиепая (или Либава, от нем. Libau), главная база наших подводных сил на Балтике, была открытой. Хотя там кораблей и подводных лодок — что селёдок в бочке; там их, в бывш. Порту имп. Александра Третьего (прежнее название военно-морской базы в Либаве), было несравнимо больше, чем в том же Кронштадте.
Что же такое — закрытый военный город?
Прежде всего — это въезд, не просто ограниченный, а только по пропускам.
В те годы в Кронштадт можно было добраться только морем двумя способами: 1. Метеорами (судами на подводных крыльях) из Ленинграда (от Тучкова моста) и Ораниенбаума. Но это ненадёжно: метеоры очень зависят от погоды, и частенько, приехав к Тучкову, можно было «поцеловать» объявление об их отмене по штормовым причинам и тащиться на «Болты», т.е. на Балтийский вокзал — и оттуда электричкой в Рамбов (Ораниенбаум, он же Ломоносов) и на паром; 2. Паромами из Ораниенбаума (Ломоносова). Таких паромов из Рамбова ходило три: два пассажирских «Андрей Коробицын», «Николай Каплунов» и один «военный», отправлявшийся от ораниенбаумской Транзитки — «Шуя».
При подходе метеоров и паромов к Кронштадту, на гранитных обводах, ограждающих кронштадтские гавани, видны нанесённые белой краской крупные цифры. Мне не раз приходилось объяснять штатским попутчикам, что это за «номера». Это - не номера, а пеленги, или азимуты, на высокую трубу Кронштадтского Морского (в старину — Пароходного) завода. Чтобы эту трубу отличать от прочих таких же, вокруг её навершия белой же краской нанесено приметное издали белое кольцо.
И если, к примеру, судно идёт Большим Корабельным фарватером вдоль кронштадтских стен и в штурманский визир видна эта заводская труба, совмещённая, скажем, с цифрой 275, а ваш компас показывает пеленг 273,5 градуса, то значит поправка вашего ходового компаса + 1,5 градуса.
То есть, в Кронштадте всё — для корабельных, штурманских нужд, даже трубы и гранитные стены.
Штурманское дело — квинтэссенция морской службы. Недаром среди флотских штурманов ходит якобы старинная, из петровского устава, шутка: «Штурман хоть есть натура и хамская, до зелья и баб охочая, но за знанием наук хитростных навигацких в кают-компанию допускается». Это, конечно, позднейшая выдумка. Я проверял: в петровском морском уставе такой статьи нет. Однако в 19 столетии, тем не менее, штурманов, этих моряков из моряков, из Морского корпуса выпускали офицерами не с флотским чином «мичман» а с армейским званием подпоручика. Почему? — сейчас трудно сказать.
Но в закрытый Кронштадт было не только трудно въехать, но зачастую и выехать, главным образом, военным, особенно по понедельникам и средам, т.е. в дни политической и боевой подготовки. В эти дни до 18-00 офицеров из города попросту не выпускали, будь ты капитан-раскапитан какого хочешь ранга.
Хотя иметь пропуск в Кронштадт в те годы — и невиданная роскошь. Крепость на удивление хорошо снабжалась. В магазинах (в частности, на Красной), почти постоянно была замечательная колбаса, даже копчёная, производства местного мясокомбината. Представляете, батюшка? Колбаса! — символ советского счастья и благосостояния! И всё это — в отличие от действительно живших впроголодь Севастополя (там издревле всё по карточкам) или Балтийска, где я однажды самолично в одном из магазинов наблюдал «бабий бунт» — разгневанные орущие женщины едва не линчевали перепуганного политработника в чине вице-адмирала.
А до революции — всё просто и свободно: в Кронштадт из Рамбова ходили пассажирские пароходики, причём их пристань была рядом, буквально в тридцати метрах, от ораниенбаумского ж.д. вокзала, у моста через речку Карость. Нет сомнений, что именно таким образом добирался встарь до крепости св. Иоанн Кронштадтский.
Я желаю Вам, дорогой батюшка, и всем Вашим сподвижникам, всего самого наилучшего.
На этом прощаюсь,
Ваш Валерий Колодяжный
https://vk.com/otets_gennadiy?w=wall76757957_6669%2Fall
Tags: Кронштадт, история России
Subscribe

  • Стихи о Серафиме Вырицком

    "КАК БОГ ДАСТ" К 100-летию монашеского пострига прп.Серафима Вырицкого (1921 - 2021) 1. Скрипел морозный под санями наст. Купец увидел нищего…

  • СТИХИ В ДОРОГУ КРЕСТОХОДЦАМ

    ДОБРОГО ПУТИ, КРЕСТОХОДЦЫ! И день, и ночь, и в зной, и в стужу Идет народный крестный ход, Свершая всю дорогу службу, Незыблемо который год.…

  • СВЯТОЙ ВЛАСИЙ ОСТАЛСЯ БЕЗ ПАСТВЫ

    Сегодня в Сомино престольный праздник святого Власия. С ним я познакомился, когда еще был студентом филологического факультета и мы на занятиях…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments