Протоиерей Геннадий Беловолов (otets_gennadiy) wrote,
Протоиерей Геннадий Беловолов
otets_gennadiy

Category:

ПАМЯТИ ЦВЕТОЧНОЙ ПОДВИЖНИЦЫ


Жила-была прихожанка Леушинского подворья Татьяна Соцкова. Она очень любила Бога и выражала эту любовь цветами, которые приносила Ему. Поэтому ее называли Цветкова.

Каждый служит Богу, как он может. Кто молитвой, кто делом, а кто-то никак не служит, а только пользуется Его благами. Татьяна служила Богу цветами. Когда кого-то любят, преподносят ему цветы. Татьяна любила Бога и преподносила Ему цветы.
Восемь лет она усердно благоукрашала храм цветами. На каждый праздник она украшала храм и праздничную икону, составляя неповторимые букеты, композиции, гирлянды. Не было праздника, чтобы храм оставался без новых композиций. За восемь цветочных лет в истории Леушинского подворья Татьяна ни разу не повторила ни одной композиции, а это были сотни и сотни композиций настоящего творчества и искусства, к сожалению, столь недолговечного. Я так привык к этому чуду, что казалось оно будет длится всегда. Но в 2013 году оно прекратилось.

Я познакомился с Татьяной в 2005 году, когда она пришла в наш храм на занятия Леушинских курсов путеводов. Ей было около шестидесяти, хотя она производила впечатление более молодого человека. Она родилась в Нижнем Новгороде, училась в Питере, осталась здесь жить. Работала программисткой. Еще в 90-е создала какую-то продвинутую программу, на авторский гонорар от которой она смогла купит себе жилье.

Вначале она произвела впечатление несобранного и рассеянного человека. Но в действительности все оказалось совершенно наоборот. Она оказалась человеком необычайно работоспособным и целеустремленным, из тех, которые берутся за дело и доводят его до конца вопреки всем обстоятельствам.
На курсах путеводов она серьезно занялась «кронштадтоведением», - так мы называли предмет посвященный изучению истории Кронштадта. В учебных целях стала собирать картотеку «знаменитых кронштадтцев». Эта ее учебная работа в конце концов спустя несколько лет переросла в издание большой книги с таким названием. В ней Татьяна собрала биографии 160 великих кронштадтцев, естественно, не забыв о главном кронштадтце - Иоанне Кронштадтском.
В тот год - 2009 г. - она предложила к празднику украсить икону Иоанна Кронштадтского цветами. Тогда я еще не знал, что в истории нашего храма начался особый период, который сейчас можно назвать «цветочным». С того дня Татьяна стала на каждый большой праздник придумывала цветочные композиции. У нее появились помощники из числа прихожан. После первого цветочного года стало ясно, что для одного человека — это нагрузка просто неподъемная. Тогда у меня возникла идея организовать цветочные курсы при храме. Возник вопрос с названием. Предлагали назвать «курсы православной икебаны». Но мне это слова показались не сочетаемыми. Ведь в Японии икебана носит ритуальный характер. Там ставят цветы всяким духам и драконам, и мы это будет называть «православной икебаной». Лучше — православная флористика!

Я объявил о новых курсах на православном радио. Вскоре собрался учебный класс. Татьяна к делу подошла основательно. Составила план занятий, методички, наглядные пособия. После этого наш храм, несмотря на непрекращающийся ремонт, в буквальном смысле слова расцвел. На основе курсов возник кружок православной флористики, Татьяна создала целую группу своих учеников и последователей.
Мне оставалось только любоваться, радоваться и удивляться на службах неповторимым сочетаниям цветов.
Татьяна исполняла послушание совершенно бескорыстно. У нее была небольшая пенсия, также она сдавала комнату в квартире. Для себя ей хватало. А на цветы мы установили в храме особую кружку для «цветочных сборов». Собранные в этой кружке пожертвования шли только на покупку цветов. Среди прихожан было много ценителей искусства Татьяны и кружка не пустовала. Весь цветочный сбор отдавали ей. Я полностью доверял Татьяне и никогда не проверял, сколько было в этой кружке. Иногда к большим праздникам выделяли средства из общей кассы.

За цветами она ездила в оптовые цветочные магазины и базары, где ее уже хорошо знали все продавцы, делали ей скидки и оставляли ее любимые цветы. Однажды я поехал с ней в оптовый магазин цветов на Апражке. Она меня попросила съездить, чтобы своим видом подтвердить, что цветы идут именно в храм, а не куда-то в корпоративы. Она провела для замечательную экскурсию по холодильным залам с «миллионами роз». Здесь она была в своей стихии - как рыба в воде. Она знала все сорта цветов, ассортимент, оптовые цены, ассортимент. Это была ее творческая лаборатория. Она со знанием дела спрашивала, откуда цветы: из Голландии, Эквадора, Колумбии (реалии именно таковы!) Я увидел, что она здесь свой уважаемый человек. В тот день нам сделали постоянную скидку - «для Бога».

Накануне праздника Татьяна привозила на машине целые корзины цветов и дальше начинался творческий процесс…

Татьяна была человек творческий и к цветам относилась творчески. Главный ее принцип состоял в том, чтобы не повторять ни один букет и ни одну композицию. Для нее это было также невозможно, как и написать дважды одно и тоже стихотворение. Трудно поверить, но за восемь лет она ни разу не составила двух одинаковых букетов. Понимая уникальность каждой своей композиции, она стала их фотографировать. Когда после ее кончины, мне сбросили ее фотоархив с ее жесткого диска, оказалось, что в нем 45 тысяч снимков цветочных композиций! Даже если учесть, что одну композицию она могла снять два-три раза, все поражает, какой сад цветов создал один человек.

Составляя к празднику цветочные композиции, Татьяна задерживалась со своими учениками в храме до позднего вечера. Когда они уходили, она оставалась одна до поздней ночи – до закрытия метро. Я видел эти «цветочные всенощные» Татьяны, поскольку сам жил на подворье. Я заходил в храм и напоминал о том, что скоро «метро закроется». Иногда мне приходилось ее отвозить на машине домой. Но чаще она оставалась в храме на всю ночь. Эта часть ее подвига для большинства оставалась не видима. Сколько таких «всенощных» она «отслужила» в нашем храме, я даже затрудняюсь сказать. Только к утру она прилегала на кушетку или диван. Храм к этому времени превращался в цветник. И праздник утром для меня начинался с того, что я застывал перед новой цветочной композицией.

О всей серьезности ее отношения к делу говорит тот факт, что она, как выяснилось теперь, вела особый цветочный дневник, в котором записывала все свои творческие муки. Вот, к примеру только одна ее запись от 15 января 2010 года, когда мы проводили очередной Таисиинский вечер в БДТ и на сцене был помещен портрет игумении Таисии и икона Божией Матери «Аз есмь с вами, и никтоже на вы»: «Святки. Праздник православного искусства в БДТ. Оформление иконы и портрета. Иногда приходится на ходу менять заранее продуманное решение. Для этого надо с собой иметь необходимый запас оборудования и растительного материала на всякий случай. Предполагался один большой букет в вазе и в воде к иконе Богородицы. Но в последний момент все изменилось, и цветы, предназначенные для одного букета, пришлось разделить на три букета. И возможным это оказалось благодаря применению «оазиса» и созданию односторонних композиций вместо круговых. Корзина у портрета игумении Таисии получилась даже слишком пышная, но поскольку это праздник игумении, эта чрезмерная пышность вполне уместна. У иконы Богородицы цветы пришлось разделить на два букета, так как по центру подсвечник и, нужно было быстро установить по бокам от подсвечника два букета в вазах. И тоже выручил «оазис». В вазы налили воды для устойчивости и в горлах ваз укрепили «оазис» и в него установили цветы. Это позволило быстро расположить цветы так, как хотелось. Икону привезли в последний момент, и обнаружилось, что не хватает веночка наверх, но было уже поздно. Букеты выглядели по отношению к иконе крупноватыми, и это компенсировало отсутствие венка. Кроме того, для пространства БДТ объем букетов не получился чрезмерным».

Вскоре ее труды стали известны в городе, а ее опыт востребован в других храмах. В каждом храме приносят цветы. Чаще всего их ставят просто в вазы.
К нам стали приходить из других храмов, посмотреть на искусство Татьяны. Ее стали приглашать провести мастер классы. Ее сил и подвижничества хватило на несколько храмов нашей епархии. Особенно глубокие творческие отношения у нее сложились с храмом Спаса Нерукотворного на Конюшенной площади и храмом Спаса Нерукотворного на «Дороге жизни» во Всеволожске. Там ее считали своей.
Более того, не знаю, каким образом, но о ее искусстве узнали даже на Соловках и в предверии посещения патриарха Кирилла пригласили там провести краткий курс флористики и приготовить цветочные композиции для встречи патриарха. Когда она благословлялась «на дальнюю командировку», я удивлялся , как это у нее получилось попасть на Соловки на патриаршую службу?
Вернулась с Соловков она совершенно счастливой. Там она провела курсы, цикл ее занятий был даже издан отдельной брошюрой. Патриарху она лично вручила букет, составленный из северных соловецких цветов. По ее словам, патриарх долго не хотел отдавать букет из своих рук. Сама Татьяна сказала, что это был ее главный букет в жизни и что теперь можно умереть.
Спустя два года после этой фразы у нее обнаружилась тяжелая болезнь. Она не могла кушать и стала таять на глазах. Врачи были безсильны. Но Господь даровал ей настоящее чудо. Ее болезнь не причиняла ей обычной боли. Это был странный феномен - болезнь без боли. Врач сказала, что такое бывает, но чрезвычайно редко, и она видит впервые. Поэтому, хотя Татьяна с каждым днем становилась все слабее, тем не менее она так и не слегла в постель и до последнего продолжала составлять цветочные композиции.
Последний свой букет она преподнесла в 2013 году матушке игумении Таисии. К дню ее памяти 15 января она создала несколько букетов в корзинах. Их установили на авансцене Концертного зала у Финляндского вокзала. Роскошные букеты из белых цветов стали ее прощальным букетом, которые увидели прихожане многих храмов, пришедшие на этот вечер.
В день ее Ангела я решил побывать у нее дома, причастить и поздравить. На утро я разгородил все дела, но в полночь мне позвонили и сказали, что Татьяна только что умерла. Было грустно. Но, видимо, Господь решил, чтобы Татьяна встретила свой день Ангела уже на небе со святой мученицей Татьяной. Умереть накануне дня Ангела (а по летнему времени – это было вообще уже 25 января) не каждому дано. Это знак милости Божией.

Отпевание я совершил у нас в храме на Леушинском подворье 29 января. Это было первое очное отпевание после разборки бетонных перекрытий. Гроб весь утопал в цветах. Многие прихожане посчитали своим долгом принести прощальные букеты цветов той, которая восемь лет украшала храм цветами.
Цветы, казалось, тоже скорбели. Они как будто осиротели и казалось говорили: «Кто теперь будет нас сплетать в букеты и композиции и возлагать на иконы?!»
Во время отпевания Татьяна, лежавшая во гробе среди цветов, сама показалась мне цветком, срезанным от земли и перенесенным в Царство Небесное.
В прощальном слове я сказал, что Татьяна так много принесла цветов в храм, что ее путь в Царство Небесное будет выложен этими цветами.

Похоронили рабу Божию Татьяну на Смоленском кладбище на Пошехонской дорожке рядом с ее мамой Анной Анисимовной.
Искусство цветов недолговечно. Все букеты рано или поздно увядают, как и жизнь человеческая. Была мысль засушить хотя бы один букетик Татьяны на память. В суете не успели... Но память о подвижнице хранится в сердце неувядающим цветком.

В заключение могу сказать, что если есть еще святые в наши дни, то я знаю имя одной из них.




ПАНИХИДКА НА МОГИЛКЕ ТАТЬЯНЫ СОЦКОВОЙ
Смоленское кладбище
24 января 2020 г.

Tags: Леушинское подворье, подвижники, цветы
Subscribe

  • ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВ ДОМА РОМАНОВЫХ

    Сегодня праздник Феодоровской иконы Божией Матери, установленный в память благословения при избрании на царство Михаила Романова в 1613 году в…

  • ОСКОЛКИ КРОНШТАДТСКОЙ ИСТОРИИ

    Еще одно кронштадтское письмо писателя Валерия Колодяжного Добрый вечер, дорогой досточтимый батюшка! Занимаясь просмотром ранее мною…

  • КОГДА КРОНШТАДТ БЫЛ ЗАКРЫТЫМ ГОРОДОМ

    Кронштадтские рассказы писателя Валерия Колодяжного Писатель Валерий Аркадьевич КОЛОДЯЖНЫЙ прислал "последнее" письмо с рассказом о Кронштадте…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments