Протоиерей Геннадий Беловолов (otets_gennadiy) wrote,
Протоиерей Геннадий Беловолов
otets_gennadiy

Category:

ОТЕЦ ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ И ПРОТОИЕРЕЙ ВАЛЕРИАН БОРОТИНСКИЙ


Отца Анатолия Левина и его матушку Емилию сопровождала историк и переводчик р.Б.Вера, прихожанка Спасо-Сенновской церкви. Сегодня она мне прислала материалы о связи рода о.Анатолия (Боротинские) с Всероссийским пастырем о.Иоанном Кронштадтским.

Отец Геннадий, добрый вечер!
Спасибо за вчерашний теплый прием.
Отец Анатолий и матушка Эмилия Лёвины увезут с собой самые прекрасные впечатления о Кронштадте.
Шлю Вам немного информации о той связи, которая существует между семьей Боротинских (Лёвиных) и о.Иоанном Кронштадтским.
О. Валериан Боротинский служил 17 лет в храме св.Николая Чудотворца при Брусницынском приюте. Храм этот освящен был епископом Вениамином ( будущим митрополитом Петроградским) в сослужении с о.Иоанном Кронштадтским и о.Валерианом Боротинским.
В личных воспоминаниях Валентины Валериановны ( мамы о.Анатолия) есть также немного про о.Иоанна Кронштадтского:"По окончании семинарии мой отец женился на Марии Капитоновне Михайловой. По правилам в столичных приходах могли служить только священники с высшим образованием. А чтобы получить это высшее образование, надо было жить в столице или другом большом городе: Киеве, Харькове, Москве и т.д.
Отец мой, между тем, попал в село под Петроградом. Жалованье сельского священника было небольшое, на содержание семьи хватало с трудом, и отцу даже однажды пришлось обратиться за материальной помощью к отцу Иоанну Кронштадтскому, который эту помощь раздавал направо и налево. В ответ на письмо пришла от «Пасхального батюшки» небольшая сумму денег, которая выручила отца из беды. Я знаю, что отец несколько раз впоследствии служил в Петербурге с о.Иоанном. В нашей семье почитали о.Иоанна и он приезжал к нам однажды с чудотворной иконой.

Еще некоторые свидетельства содержатся в книге И.Сурского "Иоанн Кронштадтский", там много разных воспоминаний об о.Иоанне - в том числе и дедушки отца Анатолия - протоиерея Валериана Боротинского. Книга была издана в Югославии и это сборник воспоминаний эмигрантов:

«Отец Иоанн Кронштадтский» Глава 57

О быстроте молитвы о. Иоанна

Письмо протоиерея Спасо-Сенновской церкви в Петербурге, Валериана Боротинского, проживающего в Сербии в селе Рипань, близ Белграда.

"Служа в Петербурге я неоднократно встречался с о.Иоанном, Светильником Русской Православной Церкви. Он производил на меня впечатление прозорливого человека и великого молитвенника. Я имел счастье служить с ним несколько раз и однажды был свидетелем чудесного исцеления по его молитвам. Был я приглашен причастить умирающую вследствие тяжелых родов жену капитана X., положение которой консилиум врачей признал безнадежным. Муж ее послал телеграмму о. Иоанну с просьбой помолиться о болящей. Через несколько часов она пришла в себя и благополучно разрешилась сыном без оперативного вмешательства, к удивлению всех присутствующих и врачей, которые прямо заявили, что это Бог сделал подарок, отнюдь не приписывая это своему искусству. Мать и сын остались живы и здоровы. Доброту сердца о. Иоанна испытал я также на себе. Приехавши молодым священником в село Ново-Лисино в 50 верст, от Петербурга, я нашел церковь сильно запущенной и хотел ее привести в порядок. Так как она была бедна, я обратился письмом к о. Иоанну с просьбой о помощи. Он немедленно прислал сумму на ремонт церкви, приложив двести рублей для меня лично, провидев мое тяжелое материальное положение в этом бедном приходе. Для меня это явилось тогда огромной помощью. Пришлось мне однажды крестить в одной семье, о. Иоанн был кумом. Меня заинтересовало, в чем заключается его молитвенное дерзновение (этот вопрос интересовал многих священников в Петербурге). Во время чтения молитв, я слышал, как он все время мне говорил: «скорей, скорей, скорей». Из этого я понял, что молитву, требуется читать не рассеиваясь, а всецело отдаваясь ее содержанию. Эти мои мысли о. Иоанн подтвердил впоследствии духовенству, когда его спросили в чем заключается сила его молитвы. Смирение и благодатное настроение не покидало о. Иоанна даже среди окружающей толпы; он ел за столом немного и пил только пригубив - и отдавая желающим рядом с ним сидящим. Помню случай, когда образовалась секта иоаннитов, которые почитали его за Христа, они повесили его портрет и зажигали пред ним лампаду. Синод обратил на; это внимание о. Иоанна и он поехал в места, где секта образовалась, срывал свои портреты и убеждал этого не делать, бросал свои портреты на пол. Об этом случае было напечатано в «Петербургском Духовном Вестнике», издаваемом о. Ф.Орнатскнм, протоиереем Казанского собора. От автора. Отец протоиерей Валериан Боротинский совершенно правильно понял о. Иоанна и разъяснил, что молитву следует читать не рассеиваясь, а всецело отдаваясь ее содержанию. Поэтому о. Иоанн именно и торопил чтение молитв, чтобы во время молитвы никакие посторонние мысли не успевали приходить в голову. Я молюсь постоянно с раннего детства много раз в день, молюсь, когда иду по улице, еду в трамвае. Умел молиться, когда сидел в опере, словом всюду и поэтому имею большой опыт и только теперь в старости я понял, что необходимо быстро произносить слова молитвы и только тогда никакие посторонние мысли не успеют влезть в голову. В юности мне казалось, что я должен произносить слова молитвы с чувством, с толком и с расстановкой, но получалось, что какая-нибудь мысль придет мне в голову и я отвлекусь посредине молитвы и на долго, переходя от первой мысли к другой и т. д. Спохватившись я начинал молитву сначала, а через несколько минут опять уносился мыслями. Тогда я опять начинал молитву сначала, проходило очень много времени, и с великим напряжением мне в конце концов удавалось, и то очень редко, прочитать одну молитву не отвлекшись. Во времена моих средних лет зашел я однажды вечером в Петербурге, на берегу реки Невы, в монастырское подворье и слыхал, как монахи перед уходом ко сну очень быстро читают молитвы. Я тогда стал их в душе осуждать, почему они не читают с чувством, с толком и с расстановкой. А теперь я понял, что, имея огромный опыт в молитвах, монахи читают именно так, как необходимо, для того, чтобы никакие мысли не могли войти в голову и не могли помешать сосредоточенью в молитве. На стр. 77 книги о. Иоанна «Мысли христианина» он, между прочим, поучает: «молишься ли, молись не торопясь». Из содержания всей статьи на стр. 77 видно, что о. Иоанн поучает делать все не торопясь с размышлением: урок ли учишь, не спеши скорей покончить с ним, а вникни хорошенько, обсуди. В этом поучении о. Иоанн предостерегает от торопливости бестолковой, а не от быстроты или скорости, приводящей к сосредоточению, необходимому при молитве, особенно для людей нервных и рассеянных, как я, каковых немало в нынешнее тревожное время, полное забот. Покуда я этого не понимал, я употреблял на произнесение моих молитв, т. е. тех молитв, кои я себе положил произносить, - часа полтора, начиная сначала по нескольку раз одну и ту же молитву и у меня все-таки не получалось ощущения, что я хорошо помолился. Ныне же, когда я читаю молитвы быстро, то у меня на это уходит 10 минут и остается чувство, что я хорошо помолился.."
Tags: Иоанн Кронштадтский, Санкт-Петербург, священство
Subscribe

  • СТИХИ В ДОРОГУ КРЕСТОХОДЦАМ

    ДОБРОГО ПУТИ, КРЕСТОХОДЦЫ! И день, и ночь, и в зной, и в стужу Идет народный крестный ход, Свершая всю дорогу службу, Незыблемо который год.…

  • СВЯТОЙ ВЛАСИЙ ОСТАЛСЯ БЕЗ ПАСТВЫ

    Сегодня в Сомино престольный праздник святого Власия. С ним я познакомился, когда еще был студентом филологического факультета и мы на занятиях…

  • ИСТОРИЯ КАРТИНЫ, КОТОРУЮ Я УВИДЕЛ 20 ЛЕТ СПУСТЯ

    Говорят, что Сомино — живописное село. Это доказывают художники, которые часто приезжают сюда на этюды. Некоторые такие творческие командировки…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments