Протоиерей Геннадий Беловолов (otets_gennadiy) wrote,
Протоиерей Геннадий Беловолов
otets_gennadiy

Category:

ЧИН УСТАВНОГО ХРИСТОСОВАНИЯ НА ПАСХУ ПО ТИПИКОНУ


Чин общего Христосования или Пасхальное приветствие по Типикону

Христос воскресе!
Все знают о чине прощения в Прощеное Воскресение, но почему-то почти забытым оказалось его логическое продолжение и смысловое завершение - чин Пасхального Христосования или приветствия. И действительно: людям свойственно не только прощаться, но и приветствовать друг друга. Первое сопряжено со скорбью расставания, второе - с радостью встречи; первое необходимо для проводов умершего, второе сопряжено с вечным воскресением.
Между тем, богослужебные книги Триодь и Типикон, т.е. Устав, содержат подробное описание не только чина прощения, но и чина "Целования", что в переводе с церковнославянского языка как раз и означает "приветствия".
Как известно, в конце Пасхальной Утрени поются Стихиры Пасхи, которые заканчиваются трогательными словами: "Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем (обнимем). Рцем (скажем): братие! И ненавидящим нас простим вся воскресением. И тако возопиим: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав". Далее этот тропарь Пасхи поется многократно "дондеже (т.е. пока) целуют (т.е. приветствуют) братия друг друга"
В этот момент и положено совершать чин Христосования. Желающих ознакомится с церковно-славянским оригиналом адресую к тексту Типикона, глава 50. Этот же текст в сокращенном варианте присутствует в книге Триодь Цветная в тексте богослужения в Пасхальную ночь.
Здесь же предлагаю свой перевод-пересказ этого текста на русский язык.
"После взаимных приветствий священства в алтаре, настоятель берет (напрестольный) Крест и встает вне алтаря пред Царскими вратами. А все священники и дьяконы, сколько бы их ни было, взяв кто Святое Евангелие, кто иконы, встают по старшинству справа от настоятеля. Затем подходят к настоятелю вначале самые почтенные церковнослужители, потом старцы и остальные, один за другим, и совершив малый (т.е. поясной) поклон пред настоятелем целуют крест. Также целуют и самого настоятеля, говоря: "Христос воскресе!", - а тот отвечает "Воистину воскресе!" Таким же образом целуют Евангелие и прочие иконы, которые держат священники, и их самих, и друг друга по чину. И встают справа от священнослужителей. После них и миряне совершают приветствие точно также, целуя затем и друг друга". "Бывает же посреди во всех велие молчание", т.е. кроме пасхального приветствия никаких разговоров в этот момент не ведется.
Как видим, внешне чин пасхального приветствия полностью совпадает с чином прощения. Отличаются только слова.
В то время как чин прощения по-прежнему совершается повсеместно и в монастырях, и в приходских храмах, чин Христосования или Пасхального приветствия по непонятной причине фактически вышел из употребления в современной литургической практике. Впрочем, кое-где он все же совершается и поныне. Одним из таких мест было Леушинское подворье в Петербурге, где инициатором возрождения этого чина стал прот. Геннадий Беловолов. А теперь этот чин совершается в строгом соответствии с уставом в храме св. Петра и Павла в с. Сомино, умножая пасхальную радость всех прихожан.
Инокиня Аркадия (Ковина)
(см.:https://vk.com/id3327064?w=wall3327064_321%2Fall)
Tags: Пасха, видео, пасхальные_яйца
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments