Протоиерей Геннадий Беловолов (otets_gennadiy) wrote,
Протоиерей Геннадий Беловолов
otets_gennadiy

Categories:

СОМИНО БЫЛО ЕДИНСТВЕННЫМ СЕЛОМ В ЕПАРХИИ, ГДЕ В КАЖДОМ ДОМЕ БЫЛО ЕВАНГЕЛИЕ


СОМИНО БЫЛО ЕДИНСТВЕННЫМ СЕЛОМ В ЕПАРХИИ, ГДЕ В КАЖДОМ ДОМЕ БЫЛО ЕВАНГЕЛИЕ - БЛАГОДАРЯ ПРОТОИЕРЕЮ НИКОЛАЮ ОСНИЦКОМУ


СОМИНО БЫЛО ЕДИНСТВЕННЫМ СЕЛОМ В ЕПАРХИИ, ГДЕ В КАЖДОМ ДОМЕ БЫЛО ЕВАНГЕЛИЕ - БЛАГОДАРЯ ПРОТОИЕРЕЮ НИКОЛАЮ ОСНИЦКОМУ

Получилось так, что к приезду Ольги Матвеевой-Осницкой достоуважаемый alberich-zwerg.livejournal.com сообщил мне в личку в жж интересные сведения о просветительской деятельности протоиерея Николая Осницкого в селении Пристань Сомина (ныне - Сомино). https://otets-gennadiy.livejournal.com/284038.html?thread=5003910#t5003910
Это случайное совпадение не могу воспринять иначе как маленькое чудо.

"Если все виды вышеперечисленной полезной деятельности отца Николая в той или иной мере выполнялись и другими священниками (хотя надо признать, что мало кто еще так же успевал везде и всюду), то в одном деле его пастырский опыт является уникальным.
Дело в том, что Соминский приход в 1913 г. стал единственным во всей Новгородской епархии, где в каждом доме имелось Евангелие!
Об этом факте, как и о ведущей роли отца Николая в деле распространения книг Священного Писания среди соминских прихожан, было сказано на страницах Новгородских Епархиальных ведомостей.

Можно не без основания утверждать, что именно благодаря такой усердной просветительской и воспитательной деятельности отца Николая Осницкого прихожане Соминской церкви при первой же возможности (в 1947 г.) постарались снова открыть свой храм вопреки всей многолетней атеистической пропаганде и творимому над верующими насилию.

Будучи настоятелем храма в богатом торговом селе, отец Николай старался всячески поощрять среди своих прихожан благотворительность.
Соминский приход постоянно фигурировал среди наиболее щедрых жертвователей и в адрес Православного Миссионерского общества, и в адрес Палестинского общества, и на школьное дело. Сам настоятель помимо собственных посильных жертв платил и членские взносы в указанные общества.
Кроме того, он материально поддерживал общество вспомоществования нуждающимся воспитанникам Новгородской Духовной семинарии и общество вспомоществования нуждающимся воспитанницам женских епархиальных училищ. При этом, епархиальным съездом духовенства в 1909 г. Соминская церковь была упомянута среди тех, причт которых нуждался в ассигновании дополнительных казенных средств для обеспечения жалования в размере не ниже рассчитанного средненормального оклада. То есть, жертвы отца Николая были не от избытка.
В целом можно сказать, что пастырь служил надежным примером для соминских обывателей в деле благотворительности. Особенно стоит отметить деятельность возглавляемого отцом Николаем Соминского церковно-приходского попечительства.
Во время Русско-Японской войны за пожертвование белья и других вещей в пользу армии его членам была передана благодарность от Государыни. Еще больший масштаб носили жертвы соминских обывателей на военно-санитарные нужды в годы Первой Мировой войны.
Но и в мирное время приходское попечительство проявляло себя. Например, трудами и пожертвованиями на строительство Ефимовской церкви.

Не оставался отец Николай со своими прихожанами в стороне от других острых и наболевших вопросов общественной жизни.
В первую очередь, здесь необходимо указать на основанное им Власиевское (по имени священномученика Власия, епископа Севастийского, в честь которого освящен боковой придел Соминского храма) общество трезвости. Отец Николай сам стал инициатором его создания 14 (27) сентября 1910 г. после двух случаев смерти в нетрезвом состоянии, произошедших в приходе за короткий промежуток времени. Поначалу оно насчитывало всего 10 человек, но уже в 1913 г. настоятелю удалось настолько убедить своих прихожан, что они решением сельского схода обратились к гражданским властям и добились закрытия с 1 января 1914 г. винной лавки в Сомино, что для бойкого торгового села, стоящего на пересечении важных транспортных путей, было делом необычайным. В деле пропаганды трезвого образа жизни большую помощь отцу Николаю оказали учителя Соминской второклассной школы.
В полной мере протоиерей Николай Осницкий служил для прихожан примером истинного гражданского отношения к Отчизне.
Когда в России происходили выборы в Государственную думу (вторую и третью), курией землевладельцев ему было доверено выступать в качестве губернского выборщика от Устюженского уезда.
31 июля 1911 г. им был торжественно освящен памятник Царю-Освободителю, установленный вблизи северных врат ограды храма на средства соминских крестьян по случаю 50-летнего юбилея отмены крепостной зависимости.
Когда же к власти пришли большевики, и начались гонения, то прихожанами Соминской церкви 4 февраля 1918 г. было решено образовать приходской союз защиты Православной церкви, который бы отстаивал свободу и независимость церкви, неприкосновенность храмов и церковного имущества, а также свободу проповедывания христианского вероучения как в храмах, так и в школах. Кроме того, ввиду прекращения выплаты причту казенного содержания было решено производить выплату за счет прихода при сохранении добровольных плат за требы и оплаты труда школьных законоучителей.

Позвольте дополнить пост небольшой биографической справкой об отце Николае Осницком.

Отец Николай Осницкий окончил Новгородскую Духовную семинарию в 1891 г. Настоятелем Соминской церкви он стал в 1893 г.

С первых же лет своего служения он начал усердно трудиться на ниве религиозного просвещения и улучшения нравственного состояния своего прихода.
Одним из первых в Устюженском уезде он вступил в новгородское епархиальное Братство Святой Софии, которое ставило перед собой задачу нести в народ религиозные знания в духе учения Православной церкви. Почти сразу он организовал в Сомино отделение книжно-иконного склада Братства (таких в уезде было всего несколько). Регулярно проводил в своем приходе чтения, направленные на искоренение раскола. За его активную деятельность отцу Николаю собранием Братства выражалась глубокая благодарность.
Также в числе первых в уезде он стал членом новгородского комитета Православного Миссионерского общества.
Когда в Новгородской епархии было образовано местное отделение Императорского Православного Палестинского общества, отец Николай взял на себя труд и здесь способствовать просвещению своих прихожан. Неоднократно им проводились Палестинские чтения, сопровождавшиеся показом «туманных картин» (слайдов), на которые собиралось по нескольку десятков человек. За свою усердную деятельность по устройству таких чтений отец Николай был отмечен благословением правящего архиерея.
Кроме того, отец Николай состоял заведующим и законоучителем второклассной Соминской церковно-приходской школой (в ней обучали подростков, уже приобретших азы школьной науки в виде первого класса начальной школы с 3-4 летним обучением; курс второклассной школы составлял три года, по окончании которого выпускники приобретали право быть учителями начальных школ; всего в уезде было две таких церковных школы, не считая министерских и земских школ со вторыми классами). Здесь, помимо своих прямых обязанностей законоучителя и заведующего, он регулярно проводил народные чтения религиозно-нравственного и исторического содержания, а также чтения о вреде пьянства. Также он заботился об открытии церковных школ в удаленных селениях Соминского прихода, особенно, в местностях, зараженных тогда расколом (Мартыново, Ефимово и др.).
За ревностное исполнение своих обязанностей в деле школьного обучения отец Николай также неоднократно был отмечен Новгородским архиепископом, о чем говорилось на страницах Епархиальных ведомостей.
В добавок к этому, уже в первый же год своего настоятельства в Сомино отец Николай Осницкий был утвержден в качестве помощника благочинного, а незадолго до революции – и благочинного 4 округа Устюженского уезда. То есть, ему был поручен и громадный объем административной работы в плане надзора за состоянием соседних церквей и их причтов, а также по предоставлению всевозможной отчетности и передаче ходатайств в духовную консисторию.
Необходимо отметить, что весь этот груз обязанностей он продолжал нести несмотря на свое довольно раннее вдовство.

В довершение можно перечислить награды отца Николая, полученные им за годы своей службы:
1) Набедреник (резолюцией Его Высокопреосвященства № 4325 от 30.08.1894) – «за доброе поведение и ревностное служение»;
2) Скуфья (резолюцией № 4758 от 10.12.1898);
3) Камилавка (определением Святейшего Синода № 1927 от 14.04.1904) – за заслуги по духовному ведомству;
4) Возведен в сан протоиерея - ко дню святой Пасхи в 1919 г. "

Мне остается выразить искреннюю благодарность исследователю за предоставленную ценную информацию, раскрывающую духовный облик протоиерея Николая
Tags: Сомино, отец Николай Осницкий
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments