otets_gennadiy

Categories:

Екатеринбургская Via Dolorosa

В Екатеринбурге меня ждало еще одно открытие, о котором трудно узнать, не побывав  

здесь.  

Оказывется, кроме Дома Ипатьева в городе существует еще три места, связанных с именем Государя.  Это места, связанные с прибытием царской семьи в Дом Ипатьева.  

О них мне рассказал алтарник храма Царя-на-крови Константин, который помогал на службе 8 августа.  

Это 1) Екатеринбургский железнодорожный вокзал, к которому подошел поезд с Государем, Государыней и Великой княжной Марией, 2) товарная станция «Шарташ», куда был отогнан состав с царской семьей, 3) железнодрожная платформа Екатеринбург-2, где и произошла передача арестованных Уралсовету.    

По этим местам ежегодно накануне дня памяти Царственных Мучеников 3/16 июля проходит крестный ход, который повторяет путь Царственных мучеников в Екатеринбурге и заканчивается в Доме Ипатьева. «Малый Царский ход» собирает не так много людей от 100 до 200 человек. В нем участвуют в основном екатеринбуржцы и те, кто знает. Продолжается он несколько часов и открывает так называемые «царские дни» на Екатеринбургской земле (16-18 июля).  

Я попросил алтарника Константина провести нас по маршруту этого крестного хода. Частично мы ездили, частично ходили по городу. Этот «личный» крестный ход стал для меня большим открытием.  

Начинается он с главного железнодорожного вокзала Екатеринбурга, куда 17 (30) апреля 1918 года в 8 часов 40 минут утра по приказу Свердлова на пятую ветку от края перрона пришел поезд с Царской семьей. Николай Александрович отметил в Дневнике: «Я бы поехал куда угодно, только не на Урал… Судя по газетам, Урал настроен резко против меня». По прибытию состава на вокзале Екатеринбурга его встречала большая и агрессивно настроенная толпа, которая специально была собрана местными большевиками. Толпа требовала тут же выдать ей Романовых. Во главе был  комиссар вокзала, который кричал: «Яковлев! Выведи Романовых из вагона. Дай я ему в рожу плюну!» В течение трёх часов, что стоял состав, настроение толпы всё более и более возбуждалось и она постепенно приближалась к поезду всё ближе и ближе. Яковлеву, сопровождавшему царственных узников, пришлось окружить поезд цепью своих охранников и дать команду выкатить пулемёты и приготовить их к бою, что несколько успокоило толпу. Вокзальный комиссар кричал, показывая на конец перрона, что даст команду открыть по поезду огонь их пушек, которые действительно были там выставлены.  

В этот критический момент между перроном с толпой и составом с царской семьёй подошёл и остановился товарный поезд. Пока толпа, отсечённая им, перебиралась через товарный состав, поезд с царём, уже получив маневренный паровоз и сумел сняться с места и переехать на следующую товарную станцию.  Царь Николай II в своём Дневнике ничего не записал о толпе, но отметил «сильное брожение между здешними и нашими комиссарами. В конце концов одолели первые».

Старый вокзал в Екатеринбурге, построенный в 1878 году в русском стиле, мы увидели восстановленным в первоначальном историческом виде. Он превращен в музей истории железной дороги Урала, в котором есть раздел, посвященный Царской семье.  

На площади перед вокзалом расположен ансамбль скульптур, олицетворяющих старые профессии железнодорожного транспорта — начальник станции, который приготовился ударом в колокол возвестить об отправлении поезда, путейские рабочие и мастер, проводница, разносящая пассажирам чай. Причем  скульпторы Юрий Крылов и Александр Кокотеев удачно использовали представленные здесь подлинные натурные экспонаты: тележку путейцев для перевозки шпал, тупик, семафор, шлагбаум с сигнальным устройством. Вся эта инсталляция легко позволяет себе представляет этот вокзал в апреле 1918 года. Может быть, когда-нибудь здесь установят и памятник Царю Николаю.  

Перед входом расположилась скульптурная группа «Пассажиры», иллюстрирующая жизнь советских пассажиров на вокзале.  

Следующей платформой на окраине Екатеринбурге, где поезд с царской семьей простоял около полутора часов, была станция Шарташ. Она сохранилась до сих пор в северном микрорайоне города и является станцией для электропоездов.  Среди многоэтажек можно увидеть деревянный двухэтажный дом, видимо, относившийся прежде к станции. А у самого железнодорожного полотна установлен поклонный крест с указанием, что здесь стоял «царский поезд». На этом месте предполагается строительство часовни Царственных мучеников.  

После всех этих разбирательств комиссаров между собой поезд наконец-то подали к платформе максимально близко к Дому Ипатьева - Екатеринбург-2, где и произошла передача арестованных уральским большевикам, во главе с членом президиума Уралсовета Ф.И. Голощёкиным.  

С этой платформы арестованные были доставлены в Дом Ипатьева в открытом автомобиле под конвоем «грузовика с вооружёнными до зубов солдатами», как записала в своём Дневнике Александра Фёдоровна. По показаниям шофёра этого автомобиля, которые он дал на допросе следователю Соколову, Голощёкин, водворяя Николая II в место его заключения, произнёс: «Гражданин Романов, можете войти». По другим источникам, эту фразу произносит председатель Уралсовета А.Г. Белобородов. По воспоминаниям А.Д. Авдеева, назначенного комендантом «дома особого назначения», после того, как царь и царица вошли в дом, Белобородов объявил им: «По постановления ВЦИК, Николай Романов и его семья будут находиться в Екатеринбурге, в ведении Уральского областного Совета рабочих и солдатских депутатов впредь до суда».  

Это место высадки из поезда святых Царственных Страстотерпцев находится сейчас на пересечении улиц Восточная и Шевченко. Учитывая его особую духовную значимость как  начала екатеринбургской голгофы почитатели памяти Царственных Мучеников в в 1990-е гг установили у железнодорожного полотна поклонный крест, в 2010 году был заложен первый камень памятного храма (время визита в Екатеринбург Патриарха Кирилла).к 100-летию Царской Голгофы храм был построен освящен  в  2017 г.  в честь  Порт-Артурской иконы Богоматери, также называемой «Торжество Православия». Редкое посвящение храма связано с тем, что эта икона явилась именно в царствование Царя-Мученика Николая.  

Последней точкой царского крестного хода является Дом Н.Ипатьева.  

Конечно, этот малый крестный не может идти в сравнение с большим ходом 17 июля от Храма-на-Крови на Ганину яму ,в котором участвую десятки тысяч людей. Но есть одно важное обстоятельство, которое делает малый ход не менее, а может быть и более значимым: он следует по маршруту живых царственных мучеников на голгофу, а большой ход является скорее похоронной процессией по маршруту останков убиенных мучеников. В этом малом ходе ты следуешь по стопам Царя-Мученика, Все места, которые посещает малый ход, видел Царь, пережил там духовные страдания, описав их в Дневнике. Очевидно, как важно хранить верность именно живому Государю. Поэтому, убежден, что всем почитателям Царственных Мучеников нужно обязательно пройти этим путем по стопам Царя.  

Видя, как места царской голгофы в Екатеринбурге отмечены поклонными крестами и даже воздвигнутым храмом, открываешь для себя великую народную любовь к Царю даже спустя 100 лет после страшной катастрофы.   

Как дорого все, что связано с царем. Поражает тот факт, что даже место, где стоял поезд с царем, а сам Государь не выходил из него, почтили установкой креста. Как же нужно любить Царя-Мученика, чтобы не забыть ничего, что связано с ним.  

Пройдя по этому пути, я невольно вспомнил о «Виа Долороза» в Иерусалиме, - Дороге Скорби, которой прошел Иисус Христос по Святому Граду по пути на Голгофу, неся на себе крест.  

Екатеринбургскую Дорогу Царской Скорби можно сравнить с Христовой Виа Долороза в силу христоподражательного подвига Царственных Мучеников, испивших до конца чашу своих страданий.

(фотки позже)

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.