Протоиерей Геннадий Беловолов (otets_gennadiy) wrote,
Протоиерей Геннадий Беловолов
otets_gennadiy

Categories:

ТРИ ВЕРТЕПА В ОДНО РОЖДЕСТВО

Вертеп - уникальная икона Рождества Христова. Она представляет собой пространственный образ, застывшую сцену, в которой максимально живоподобно воспроизводится рождение Спасителя с имитацией пещеры, животных, яслей и сена.
Каноническая икона изображает прежде всего духовный смысл события через символический язык иконописи. Вертеп же стремится максимально фактурно и "документально" засвидетельствовать факт и обстоятельства рождения Спасителя. Характерно, что вертепы часто выносятся за пределы храма и устанавливаются к церковной ограде, а то и за ее пределами. В своем стремлении воплотить Рождество вертепы сами ожили и стали в средние века в Европе особым представлением, кукольным театром, который вышел за пределы храма и отправился путешествовать по городам и весям. В 18-19 вв эта традиция через Польшу и Малороссию, где вертеп называют "батлейка", пришла в Великороссию и стала любимым народным зрелищем, частью рождественской культуры, выполняя, как сейчас бы мы сказали, катихизаторскую и миссионерскую роль.


Давно мечтал увидеть настоящее вертепное действо.

Но традиция вертепов в советское время была уничтожена (по сути подменена разными новогодними представлениями с Дедом Морозом и Снегурочкой). Но в последнее время находятся подвижники, которые возрождают русские традиции, в том числе и традицию вертепных действ.

В этом году моя мечта наконец-то сбылась, причем я увидел сразу целых три вертепа.

Прошлым летом я познакомился с замечательным подвижником русской культуры Галиной Владимировной Емельяновой — ведущим этнохореографом страны, у которой многолетний опыт изучения традиционных народных праздников, более 30 лет фольклорных экспедиций, кстати, она бывала раньше с этой целью и в Сомино. Летом она приезжала с своим коллективом к нам на ярмарку, украсив Соминскую ярмарку народным праздником.

Зимой на Святки к нам приехали ее ученики Данила Новиков, Наталья Ильина, а также две семьи Ивана и Натальи Граве и Владимира и Алины Матросовых. Они привезли с собой русские инструменты - гармошку, балалайку, волынку, а самое главное — вертеп и показали на всех моих приходах фольклорные рождественские праздники, центром которых стал показ вертепа.

Первый вертеп состоялся в Заборье. Он был показан прямо в приходском трапезном доме. С Домом культуры здесь проблемы. Глава администрации равнодушна к этой теме и в храме не появляется. Но зато получилось в тесноте, но не в обиде. На праздник пришло около 15 детей (взрослых не считаю). И он был совмещен с трапезой, получилось приятное с полезным. После первого и второго на десерт с чаем был показан вертеп. Получилось тепло и по-домашнему. Перед вертепом я провел викторину, вспомнили с детьми подробности Рождества, получили подарки ,а подом погрузились в пещное действо. Мне показалось, что дети смотрели с большим вниманием, несмотря на церковно-славянизмы и необычную стилистику. Полчаса действа пролетели как 5 минут.







Второй вертеп в тот же день был в Подброьве.
Здесь благодаря хорошим отношениям и сотрудничеству с директором местного Дома культуры Татьяной Юрьевной Пашичевой вертеп был показан в зале ДК. Здесь собралось уже почти полсотни детей. Я такого эффекта не ожидал. Они сидели в центре — в партере, а взрослые вдоль стен — на галерке.
Перед вертепом был показан рождественский спектакль, который приготовила с детьми Татьяной Юрьевной. В основе сюжета история о любимой дочери и нелюбимой падчерице ,который в Рождественскую ночь выпадают испытания. Нужно отметить, что сценарий и текст спектакля она составила сама, а в его редактуре приняла участие Ольга Матвеева-Осницкая из Устюжны. Можно говорить, что у нас появляется собственная местная драматургия, вполне достойная публикации. Спектакль получился ярким, интересным и увлекательным. Многие дети показали запоминающиеся актерские работы. Я даже боялся, что этот спектакль затмит вертеп.
Но они только помогли друг другу. В большом зале вертеп смотрелся более театрально и торжественно. Дети следили за представлением, затаив дыхание.
Ну а после было награждение актеров и маленьких зрителей. Хватило тютелька-в-тютельку.
Хочу поблагодарить Татьяну Юрьевну за энтузиазм и подвижничество. Если вспомнить, что она за все новогодние и рождественские праздники провела 8 мероприятий, можно сказать работала без выходных.






Ну а третий вертеп был в Сомино в день Рождества, а если точнее сказать в ночь после ночной службы в Музее Русской Избы. Здесь вертеп смотрелся наиболее аутентично, ведь в старину вертепщики ходили именно по домам и избам (а не по ДК). Зрителями стали прежде всего наши паломники ,приехавшие на праздник из Петербурга. В старых стенах избы мы как будто перенеслись в старую царскую Россию, ощутили себя русскими крестьянами.
Именно на фоне среди старой крестьянской обстановки как особенно колоритно и естественно слушался текст пещного действа. Он представлял собой подлинный текст 19 века, записанный фольклористами. Чем объяснить популярность вертепа, который показывался во многих городах и весях России многие годы и века?
Из всей евангельской истории Рождества для вертепа был выбран сюжет связанный с Иродом и Вифлеемскими младенцами. С одной стороны он позволял избегать непосредственного показа Младенца Христа, с стороны представлял душещипательную трагедию гибели младенцев с плачем Рахили («баба Рахиля»), стремясь к столь популярному во всем времена жанру «фильмов ужасов». Вертеп подкупал тем, что в нем в открытой форме показывает борьбу добра и зла на земле, и добро в конце совершенно ясно и недвусмысленно торжествует. К Ироду приходит смерть по имени «Малахиня» и забирает его в ад, где он «будет в огне гореть, в смоле кипеть и угли глотать». После того зла, которое он сделал на земле, это наказание кажется вполне заслуженным.

А затем праздник в избе продолжился русскими песнями, хороводами и танцами.

Наши петербургские паломники, рискнувшие приехать на рождественскую ночь в «соминский Вифлеем», не пожалели. Многие из них говорили, что такого Рождества в их жизни еще не было. Я могу только присоединиться к ним и повторить эти слова.











Много видеоматериала можно увидеть на старнице храма св.Апп.Петра и Павла в Сомино - вконтакте.
Tags: Заборье, Подборовье, Рождество_Христово, Сомино, гости, праздник, фотографии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments