Протоиерей Геннадий Беловолов (otets_gennadiy) wrote,
Протоиерей Геннадий Беловолов
otets_gennadiy

Categories:

Храм, в котором крестили Глинку, или Зачем о.Николай вынес иконы за церковную ограду

Знакомство с музеем-усадьбой М.Глинки, как нам и советовал, отец Николай, мы начали с «самого мемориального», по его словам, места – храма Тихвинской Божией Матери. Мы пришли в него в тот самый момент, когда отец Николай закончил крещение.
Первое, что обратило наше внимание на себя – большие постеры с иконами святых на столпах старинной церковной ограды. На каждом были помещены надписи со словами наставлений этих святых. У каждого столпа хотелось остановиться и почитать эти надписи, что мы и сделали.
Иоанн Кронштадтский наставлял: «Любите всякого человека и в грехе его и в позоре его, не смешивай человека – образ Божий, со злом, которое в нем».
Преподобный Серафим Саровский пророчествовал: «Православная Россия всегда будет славна, врагам страшна и непреоборима, имущая веру и благочестие – в щит, и правду – во броню».
На иконе св.воина Меркурия Смоленского начертаны слова обращения к нему Матери Божией: «Меркурий, Я посылаю тебя, чтобы ты отразил врагов от града сего и защитил храм сей, и получишь от Бога венец правды».
Преподобный Сергий Радонежский с иконы благословлял: «Внимайте убо, братие, в себе имети чистоту телесную и душевную».
На иконе прп.богатыря Ильи Муромца были начертаны его слова: «Не проливай крови христианской».
На иконе св.Александра Невского можно прочесть его знаменитые слова: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет».
У митрополита Филарета Московского были написаны его слова: «Люби врагов твоих, бей врагов отечества, ненавидь врагов Церкви»
Ничего подобного я нигде никогда не видел. Поэтому первое, что мы спросили, откуда такая «креативная» идея – разместить постеры с иконами снаружи церковной ограды. Батюшка рассказал, что ему был такой сон: он увидел множество столпов вокруг храма и решил, что это столпы православия. А тут как раз возникла такая проблема: хочется в храме разметить больше икон, а места на стенах уже не хватает. Вот тогда и пришла идея, что надо на столпах церковной ограды разметить их копии. «Сколько людей приезжает к нам со всех концов России, а храм не всегда открыт, пусть люди ходят, читают и просвещаются». Внутри храма и на внешних стенах я также увидел кроме икон - постеры. Например, на обороте входной двери - фрагмент картины Мясоедова с изображением косаря и надписью: "Благослови труды мои, Господи". На другом постере - Ангел-хранитель ведет детей в Новоспасский храм, и т.д. В общем, это нужно видеть - привожу в фотоальбоме снимки.
Чувствовалось, что о.Николай очень любит свой храм, которому посвятил всю свою жизнь. Он очень подробно рассказал его историю. Привожу его рассказ.
«Строительство храма было связано с родом Глинок. Еще в 17 веке здесь поселились выходцы из Польши – Глинки. Вначале была построена Спасская часовня на родовом кладбище, фундаменты которой нами были недавно обнаружены. В 1786 году была построена настоящая церковь с престолами во имя Преображения и Тихвинской Богоматери. По этой новой церкви и само село стали называть Новоспасским.
30 августа 1812 года храм в Новоспасском подвергся нападению французов. Настоятель о.Иоанн Ставровский совершил настоящий подвиг. Он не оставил свой храм на разграбление, собрал прихожан, заперся внутри и стал молиться. Французы не смогли взломать дверь и только в отместку выстрелили в окно, но пуля чудом никого не задела. Разграбленной оказалась только усадьба Глинок.
О.Иоанн после этого организовал партизанский отряд, - с восхищением рассказывал о.Николай о своем предшественнике, - и по пути отступления Наполеона батюшка с прихожанами отбивал обозы с ценностями из Москвы. Когда пришел Кутузов, штаб всей русской армии два дня – 26-28 октября 1812 года – располагался рядом с усадьбой в Ельне в домике рядом с храмом. В связи с 200-летием Отечественной воны в 2012 году, местные краеведы высказывают идею восстановить этот исторический домик, в котором решались судьбы нашего отечества. За мужество и оборону святынь храма о.Иоанн Ставровский получил царскую награду лично из рук Кутузова, став одним из 44 священников орденоносцев войны 1812 года».
Потом он перешел к советским временам: «Подвиг о.Иоанна попытался повторить в 1933 году последний настоятель храма о.Федор Тиваков. К нему приехал уполномоченный по делам религий с мандатом на изъятие церковных ценностей. О.Федор отказался выдавать святыни: «Это же все глинковское, дары Глинков». Уполномоченный уехал ни с чем. Но спустя какое-то время, зимой 1933 года, приехали другие люди и арестовали батюшку с матушкой и 4 детьми, посадили в сани и увезли в неизвестном направлении, то ли в лагерь сослали, то ли расстреляли в лесу. Дом отдали молодым коммунарам, церковь разграбили, их девушки из риз пошили тапочки и сарафаны. Колокола посбрасывали, самый большой 106 пудовый колокол, отлитый в честь победы над французами, раскололся. Другие повесили, чтобы на обед звонить, два колокола забрали на каланчу в Ельню пожары тушить, а три колокола с нашего храма до сих пор висят на фасаде музея музыкальной культуры им. Глинки в Москве.
Староста в 1934 г приехал с Беломорканала, а в храме все в запустении, стали местные жители складывать туда сено, сохранилась только цепь от паникадила, да крест на куполе. Если обратили внимание, при въезде в Новоспасское точная копия этого креста стоит. Колокольню разобрали на кирпичи – строить фундаменты да печки складывать.
Во время войны в храме был склад продовольствия.
В 1954 году приезжал сюда певец Иван Козловский по случаю 150-летия рождения Глинки. На месте усадьбы были одни заросли, помойки, коров пасли. Зашел он в заброшенный храм и как запел, а потом упал на колени. Именно он первый начал продвигать в Москве, чтобы здесь был создать музей Глинки.
С 1957 года стали здесь проводить музыкальные фестивали Глинки. Церковь зияла пустыми проемами. Реставраторы стали восстанавливать вместе с усадьбой и церковь – все-таки в ней Глинку крестили. Восстановили в основном внешний вид, а внутри устроили музейный склад.
Когда в 1990 году нам вернули храм, то в первое время от пения осыпалась штукатурка.
Особой радостью для нас стало, когда в 1993 году нам передали икону Тихвинской Богоматери из этого храма, пред которой крестили Глинку, но к сожалению ее в 2001 году похитили воры.
Однако Господь нас утешил явлением другой Тихвинской иконы. К нам сюда приезжают следопыты, как их называют «черные копатели» с металлоискателями. И в лесу за усадьбой на месте заброшенной деревни они обследовали остатки заброшенной деревни, и на месте одного разрушенного дома они услышали – искатель звенит. Сняли дерн, а под ним оказался пол. Дома нет, а пол под землей сохранился. И когда вскрыли пол, под ним оказалась икона в киоте со стеклом в металлическом окладе. Оклад оказался серебряный с золотыми звездами, а икона целехонькая. Они вначале решили на этом заработать и давай ее торговать в Смоленске. Но тут им мало дали. Они поехали в Москву, там их чуть не арестовали, откуда, мол, икона. Наш знакомый, который занимается антиквариатом, говорит: «Надо выкупать икону для храма». Стали искать благодетеля, и вот три года назад мы выкупили эту икону. Она теперь у нас храмовая святыня – икона обретенная в земле, как в древности Казанская».
Батюшка показал еще другие чтимые иконы храма: Вифлеемских младенцев с мощами, старинная икона Беседной Божией Матери (на нее особое внимание обратил митрополит Кирилл), редкая икона прпмч. Евстратия Киево-Печерского. Есть даже небольшой образок, происходящий из храма Христа Спасителя, который передала о.Николаю одна москвичка.
В алтаре великая святыня – старый выносной крест, заново вызолоченный.
Мы обошли вокруг храма у алтаря, которого находятся надгробия родового кладбища Глинок, среди них надгробие и родителей композитора – Ивана Николаевича и Евгении Андреевны, которых мы с благодарностью помянули в молитве. Также сфотографировались на память.
Напоследок о.Николай рассказал, что жизнь и судьба Великого композитора оказалась тесно связана с Тихвинским образом Богоматери. К освящению престола дед композитора привез список с чудотворной иконы из Тихвина, ставший почитаемой святыней храма. Пред ним венчались родители композитора, крестили младенца Михаила. Потом Михаил Иванович, где бы ни был, никогда не расставался с Тихвинской иконой. После неожиданной смерти в Берлине в руке Глинки нашли зажатый образок Тихвинской Богоматери. Погребен Глинка в Петербурге на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры, недалеко от алтаря Тихвинской Богоматери. Это храм сейчас называют именно Тихвинским.
Сам о.Николай еще в сер. 1990-х гг. совершил паломничество в Тихвин к Тихвинской Богоматери, где познакомился с игуменом Александром (Гордеевым) – первым настоятелем возрожденного монастыря.
Потом о.Николай неожиданно предложил подняться на колокольню и позвонить в колокола. Новоспасская колокольня славилась еще при жизни Глинки, великий композитор заслушивался ее звоном и переносил их в свои произведения. Поэтому о.Николай не жалеет средств и сил на воссоздание глинковского звона. На сегодняшний день его колокольня считается лучшей во всей Смоленской епархии и является достопримечательностью усадьбы.
Поднявшись на колокольню мы увидели на ней около 15-ти колоколов. Самый большой весом в 2 тонны. Он был отлит в 2004 году к 200-летию Глинки и освящен митрополитом Кириллом, нынешним патриархом. Все колокола развешаны профессионально, пульт управления напоминает карильон. Главным звонарем храма является сын о.Николая отрок Иоанн, которому лет 15 от роду. Он-то нам и рассказал о колоколах и звонах и показал нам свое искусство, предложив и нам «помузицировать». С юным звонарем тягаться было трудно, но мы все попробовали себя в звонарском искусстве, ударяя многочисленные веревочки-клавиши и нажимая три ножных педали. Новичок в таком деле выглядит довольно забавно.
Признаться, я боялся, что на наш продолжительный звон могут прийти прихожане, решив, что будет какая-нибудь служба. Но оказывается, здесь часто звонят, встречая группы посетителей.
Именно отсюда, с колокольни, мы впервые увидели панораму усадьбы композитора. Пробыв в храме более часа, мы наконец-то направились к аллее, ведущей в усадьбу Глинок. Нашим путеводителем вызвался быть отрок Иоанн.


Tags: Музыкальное_кольцо_России, Россия, Смоленск, Тихвин, Тихвинская_икона, музыка, паломничество, фотографии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments