Приехав в усадьбу и попав под ее обаяние, не сразу осознаешь, что это все-таки не то самое место, где родился Мусоргский? Нет-нет, здесь никто этого не скрывает, однако особого акцента тоже не делают. Музей-усадьба расположена в Наумово и принадлежала родственникам композитора по материнской линии, здесь Мусоргский бывал, гостил, но усадьба его отца - Петра Мусорского (он писался без «г») - в Карево в километрах трех от Наумово, именно там и родился композитор. Там и был его дом. Но туда почему-то никого не посылают, экскурсии туда почему-то не проводят. Также меня удивило еще одно обстоятельство: нигде по пути в Наумово не было ни одного указателя в Карево. Только из буклета, изданного семь лет назад мы узнали, что в Карево на месте утраченного дома стоит памятная стела, а на высоком холме установлен памятник Мусоргскому.
Почему-то от всего этого закралось какое-то горькое предчувствие?
Утром 22 июня, встав пораньше, я напоследок погулял по пустынному парку усадьбы Мусоргских. Любезный сторож был не против одинокого раннего посетителя. Поснимал тихие виды усадьбы. Ночевали мы в одном из домиков гостиницы, принадлежащей музею-заповеднику, прямо рядом с усадьбой.
Затем мы выехали из гостеприимного Наумово, направляясь уже в Смоленскую землю к Глинке.
По пути мы и решили заехать в Карево. Прежде всего мы подъехали к памятнику Мусоргскому, поставленному на высоком холме и видному издалека. О художественных достоинствах памятника говорить не приходится. Композитор на нем напоминает скорее революционера-бунтаря с развевающимися полами пальто.
Рядовому почитателю Мусоргского, стоя у подножия его памятника, остается только попросить прощения от имени его потомков. Без спецтехники сделать что-либо невозможно. А всего-то делов: машина с люлькой и водичка с моющим средством.
Здесь также подумалось, какой победой над все той же бренностью стал бы установленный здесь поклонный крест...
Из Карево мы направились в Новоспасское на Смоленщине, от Мусоргского - к Глинке...