Протоиерей Геннадий Беловолов (otets_gennadiy) wrote,
Протоиерей Геннадий Беловолов
otets_gennadiy

Categories:

Были ли семейные проблемы у Иоанна Кронштадтского?



У кого, что болит, тот о том и говорит.
Были ли семейные проблемы у Иоанна Кронштадтского?
Кажется, какие семейные проблемы, если у отца Иоанна семья была особенная, можно сказать, условная. Делая предложение Елизавете Константиновне Иоанн Сергиев, сказал: «Лиза, счастливых семей много, а мы с тобой давай поживем для Бога». Как известно, супруги приняли на себя подвиг девства. Венчание для них стало формой монашеского пострига, началом исполнения обета целомудрия.
О семейной жизни Иоанна Кронштадтского было известно до последнего времени очень мало. Ни отец Иоанн, ни матушка Елизавета не выносили сор из избы. Елизавета Константиновна всегда оставалась в тени своего великого супруга.
Однако с публикацией расшифрованных дневников Иоанна Кронштадтского ситуация изменилась. Сейчас опубликованы уже многие тетради дневников, в которых запечатлена совместная жизнь отца Иоанна и его матушки, как оказалось, не лишенная семейного драматизма.
Когда в издательстве "Отчий дом" готовился первый первый том дневников, встал вопрос о границах дозволенного к публикации. Я тогда входил в редколлегию издания наряду с Тамарой Ивановной Орнатской, монахиней Сергией, Махиаилом Шкатовым и др. Сразу определилось две диаметрально противоположные позиции. Первая, т.с. "цензурная", состояла в том, чтобы не публиковать всего того, что может бросить тень на имя о.Иоанна; вторая, "научная", - публиковать все, что написал о.Иоанн в своем дневнике, независимо от содержания. Первую позицию отстаивал я, а вторую, как ни странно, Тамара Ивановна Орнатская, правнучатая племянница Иоанна Кронштадтского. Но в данном случае она рассуждала скорее как ученый-текстолог. В итоге возобладала вторая точка зрения. И сейчас публикуется все, что только удалось расшифровать, без цензурных ограничений.
В результате мы узнали множество подробностей о семейных отношениях отца Иоанна, которые не всегда были идеальными и о которых, может быть, нам и не нужно было знать.
Но сейчас уже поздно говорить, нужно ли это было все печатать?
Сейчас остается уже осмысливать и делать выводы.
Вот и мне в личку прислали такой отрывок.
"В книге ЖЗЛ про о. Иоанна приведена цитата из его Дневника. Мне показалось, что Вам сейчас будет утешительно ее прочесть".
Далее следует цитата из Дневника Иоанна Кронштадтского:
"Вечером сегодня вышла крупная неприятность с женою из-за того, что я обличил ее в подделке ключа к моему письменному столу и к внутренним ящикам и во взятии некоторых вещей и денег. Как львица разъяренная она налетела на меня и готова была растерзать; от злости ревела, выла как бешеная; грозила ударить по щеке при детях; корила бабами, то есть благочестивыми женщинами, имеющими со мною общение в молитвах, таинствах, духовных беседах и чтениях, поносила самым бесчестным образом, а себя возвышала. Господи! Отпусти ей, не весть бо что творит и говорит. Вразуми ее, всю омраченную житейскими суетами и сластями. Утолсте, и расшире, и забы Бога..."

Сделаю источниковедческую справку. Цитата взята из книги Михаила Одинцова. "Иоанн Кронштадтский", вышедшей в издателсьвте "Молодая гвардия" в 2014 г. в серии "Жизнь замечательных людей". Она взята из Дневника Иоанна Кронштадтского за 1882 год: ГАРФ.Ф.1067,О.1.Д.23.Л.126об.

Спрашивается, может ли такой текст утешить? Конечно, в этой семейной сцене многие, в том числе и батюшки, могут узнать нечто подобное из своей жизни. Ты понимаешь, что ты не первый такой на земле, если уж даже у о.Иоанна было такое. Утешает ли такая параллель со святым? Скорее, наоборот. Сознание, что ты подобен Иоанну Кронштадтскому только в этом, скорее удручает.
Умаляет ли это святость Иоанна Кронштадтского? Бросает ли тень на светлый образ батюшки и его матушки? Думаю, что тех, кто любит Дорогого Батюшку и почитает его матушку, это описание не смутит. Я просто вижу, что лукавый никого не обходит искушениями и никому не дает льгот и скидок, тем более святым. Через такие описания открываешь те семейные тернии, которые переживал Дорогой Батюшка и через которые он восходил к высоте своей святости. Скорее, они научают терпению, снисхождению, пониманию и взаимному прощению.
Об отце Иоанне можно сказать словами апостола Павла о Спасителе: «Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь»(Евр.2:18). И еще апостол Иаков наставляет: «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак. 1:12-14).
Tags: Елизвета Константиновна Сергиева, Иоанн Кронштадтский, искушения
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 57 comments