Протоиерей Геннадий Беловолов (otets_gennadiy) wrote,
Протоиерей Геннадий Беловолов
otets_gennadiy

Categories:

ВНИЗ ПО МАТУШКЕ ПО ВОЛГЕ. СТАРИЦА - НЕ СТАРИТСЯ. Семейное путешествие по русской реке. (Продолжение)

Продолжаю рассказ о нашем семейном путешествии по реке Волге.
Расскажу о городе Старице, тем более, что его история связана с именем первого российского патриарха Иова, память которого праздновалась вчера, еще и юбилей 410-летия со дня преставления.
Первый крупный город на Волге - Ржев. Но мы, к сожалению, проскочили на тверской трассе отворотку на него и пришлось ехать в Тверь, а оттуда уже подниматься вверх по течению. Но до Ржева было далеко и мы поехали в Старицу - второй город на Волге.
Ничто так не украшает город как древняя красивая легенда. Таковая имеется в городе Старице и объясняет ее название. Историческое предание повествует о том, что до основания Старицы на ее месте стоял город Любим, который в период нашествия татаро-монголов в 1292 году был разорен до основания, а жители либо погибли, либо разошлись по городам и весям. И только одна благочестивая старица не оставила родное пепелище, укрылась в старицких пещерах, сохраняя у себя ключ от города. Она с верой молилась о возрождении города.
Когда до развалин града добрался святой князь Михаил Тверской, он не нашел там никого живого, только ему навстречу вышла седовласая старица с посохом и ключами от города. Князь был растроган подвигом старицы, не оставившей родное место, и повелел снова заложить город и назвать его в честь верной патриотки - Старица.
Позже в 1770 году эта подвижница была еще увековечена и на гербе города, на котором изображена старица с клюкой.

Известно, как на Руси почитают старцев и стариц и уже поэтому, еще не посетив город, мы прониклись к нему глубоким почитанием. Даже если бы в нем не было ничего особенного, он не мог не понравится.
Но то, что мы увидели, превзошло все наши ожидания.
Это оказался второй Суздаль.
Волга нас здесь встретила уже широкой рекой. Не верилось, что мы еще день назад видели ее в виде ручейка. Волга здесь очень живописна. Хочется быть художником и написать старицкую Волгу.
Левый берег очень высокий и крутой. Здесь стоял княжеский кремль, от которого остались земляные валы и поздние храмы. Его называют городище.



На другом берегу стоит древний Успенский монастырь. Это кстати первый монастырь на Волге после истока. О нем я расскажу дальше.



Когда поднимаешься на валы древнего городища, тебя первой встречает колокольня, причем в колокольне в нижнем ярусе устроен храм. Судя по всему этот храм выполнял функцию зимнего храма, потому что объем большого храма в зимние морозы отопить практически невозможно.



Потом мы увидели Борисо-Глебский собор - главный собор города. Он был построен в 1827 году (то есть собору в этом году исполняется 190 лет). Автор собора скорее всего тверской губернский архитектор И.Ф.Львов. Его посвящение говорит о том, что на его месте стоял древний княжеский собор.
В его основании — камни пятишатрового собора, воздвигнутого Иваном Грозным. Государь Иоанн Васильевич любил Старицу, называл её «Любимъ-городъ», включил город в опричнину и сделал его своей ставкой во время Ливонской войны. Именно в Старице Государь вел переговоры с папским нунцием, посредником между ним и Стефаном Баторием и, по совместительству, шпионом Антонием Поссевином.


Храм не действующий и не музеефицирован (хотя кто-нибудь взял его - или церковь или музей!). Внутри сохранилась академическая живопись, которую еще можно восстановить.




Надо сказать, что собор и колокольня производят грустное впечатление. Такой шедевр архитектуры прозябает в забвении. Они сиротливо стоят на вершине холма, ожидая когда на них обратят внимание высокие чиновники.

С высоты древнего городища открывается захватывающий вид на Волгу и на Успенский монастырь. Казалось, с этого холма открывался вид на всю Святую Русь. Мне кажется, нужно обязательно приехать в Старицу, чтобы увидеть эту картину. Трудно было остановится в фотосъемке, а потом выбирать лучшие снимки.






Когда потом я смотрел дореволюционные снимки Старицы, выполненные Прокудиным-Горским, поразился, что с того времени практически ничего не изменилось, казалось, что он их сделал в наше время. В Старице практически нет утрат.

И конечно, я не мог не сделать фотосессию своей дочери Елизаветы на фоне Волги.






Внизу под этим холмом располагался посад, в котором сохранился известный в архитектуре ансамбль церкви Параскевы Пятницы, относящий к средине 18 века. Здесь вдоль берега Волги когда-то тянулся старинный торг. Пятницкие храмы нередко строили близ ярмарок и базаров, называя их «что на Торгу», ибо св. Параскева Пятница покровительствует торговым делам. Поэтому эти храмы бывали богато украшенными.




Все двери храма нынче распахнуты настежь. Входи - не хочу. Но храм оказался совершенно пуст. В таких храмах даже молиться вслух неловко, только полушепотом, стыдно, что храм довели до такого состояния.



Даже основателю-возобновителю города святому князю досталось. "Благодарные потомки" почему-то выкололи
ему глаза на росписи в храме. В древности, как известно, так поступали с нашими князьями татаро-монголы. Неужто в ХХ веке у нас было татаро-монгольское иго!?



Чудом сохранилась фреска "Христос и дети", подтверждая своей сохранностью слова Спасителя: "Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное..."



Через дорогу от храма стоит белая совершенно заброшенная часовня, которая была поставлена в память о чудесном спасении Императора Александра III во время крушения поезда у станции Борки. На ее стене можно было прочесть "глас вопиющего в пустыни":



Снимок на прощанье. Очень хотелось бы еще раз вернуться сюда и увидеть эти храмы в лучшем состоянии.



Монастырь уже издали поражает своей ухоженностью и чистотой.



Это один из древнейших монастырей России. Его основали киевские подвижники Трифон и Никандр в 1110 году. Первый Успенский храм был освящен , как утверждает монастырское предание, в присутствии самого Андрея Боголюбского.



Вместе с городом ордынцы сожгли монастырь и убили всю братию и лишь в начале XVI века князь Андрей Иванович Старицкий возродил обитель, построив каменный Успенский собор в 1530 г.



Шатровая звонница 1686 года, стоящая рядом с собором, построена на месте могилы первого русского патриарха Иова. Он был родом из старицких посадских людей. В 18 летнем возрасте накануне женитьбы принял монашеский постриг в Старицком Успенском монастыре, а с 1566 года стал настоятелем монастыря. Будучи истинным пастырем, мудрым и богобоязненным, Иов обратил на себя внимание Иоанна Грозного и был приглашен в Москву, настоятелем Симонова монастыря. При царе Феодоре Иоанновиче был возведен в митрополиты Московские, а 3 года спустя в 1589 году был поставлен в первые русские патриархи бывшим в ту пору в Москве Патриархом Константинопольским Иеремией. Он успел много сделать на патраршем престоле ,в частности, канонизировать Василия Блаженного.

Но главное героическим деянием Иова стал отказ признать самозванца Лжедмитрия I сыном Ивана Грозного. Лжедмитрий I и его сторонники, которые, согласно Патриарху Иову: «Государю изменили, а тому вору и богоотступнику последуют и именуют его князем Дмитрием» были преданы анафеме.
Интересно, что Гришка Отрепьев некоторое время был дьяконом при Иове, и патриарх знал о ком писал в своих грамотах, называя Лжедмитрия: «расстрига, ведомый вор, в мире звали его Юшком Богданов сын Отрепьев, жил у Романовых во дворе и заворовался, да и у меня Иова Патриарха, во дворе для книжного письма побыл во дьяконах же. А после того сбежал с Москвы в Литву»
Низвергнутый Лжедмитрием патриарх пострадал за стояние за правду и был сослан в Старицу и умер в том монастыре, где начинал свой духовный путь. Потом его мощи были перенесены в Успенский собор Московского кремля, а на месте могилы оставлен кенотаф, который сейчас восстановлен.



Над местом могилы висит ростовая икона патриарха Иова.



В соборе почивают мощи блаженной схимонахини Пелагии — матери патриарха Иова.



А на территории монастыря в 2012 году установлен памятник патриарху Иову, работы скульптора Юрия Хмелевского. Это первый и пока последний памятник первому патриарху (хотя сейчас обсуждается проект установки бюстов всех патриархов на патриаршем мосту в Москве).



На памятнике Иов сидит, что называется не удел, сосланный в Старицу. Но при этом в нем чувствуется величие и достоинство патриарха.



На памятнике сильно акцентирован патриарший посох. Он значительно выше главы патриарха. Отрешённый вид Иова выражает глубочайшее смирение и покорность воле Божией. Сидящая фигура святителя очень органично вписалась в ансамбль монастыря и воспринимается настолько естественно и живо, что порой кажется, что патриарх вот-вот встанет со своего святительского места и пойдёт вершить свои монастырские дела.



Патриарх о чем-то глубоко размышляет, может быть о том, кто же будут его преемники, через сто, двести, четыреста лет? Мы-то знаем всех его преемников. Но не знаем, кто же будет дальше?

На лице патриарха написано страдание. Памятник производит глубокое впечатление. Сфотографироваться с ним остановил сан Иова.


Зато мы щелкнулись у св.Иоанна Богослова, то есть у его надвратной церкви.


А это сам храм


Вертикальной доминантой ансамбля монастыря является двухэтажная, шатровая, с остроконечным верхом церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (1570), построенная еще Иваном Грозным



К древнему Успенскому собору пристроен поздний Троицкий храм-успальница (1819).

Каменная, двухэтажная церковь была построена на средства генерал-майора Алексея Тутолмина и внутри нее в нижнем этаже расположена усыпальница Тутолминых. Здесь мы вспомнили наших знакомых Тутолминых в Санкт-Петербурге, потомков этого рода.




Поражают восстановленные росписи храма.



В этом храме в росписях присутствует много исторических сюжетов, для которых использованы известные исторические полотна русских художников.



Особенно было удивительно увидеть на стене ремейк на тему знаменитой картина советского исторического живописца Александра Бубнова «Утро на Куликовом поле», которую мы все хорошо знаем с детства по школьному учебнику истории. В росписи, правда, зеркально отражен Дмитрий Донской. Картина Бубнова была написана в годы Великой Отечественной войны и в 1948 г. удостоена Сталинской премии. Кстати, сам художник, воспроизведенный в церкви, много писал портретов Сталина. Наверно, он очень бы удивился, если бы узнал, что удостоен высшей премии - быть написанным на стене храма.











Моя матушка пожелала запечатлеться у своего небесного-ангела покровителя св.мц.Татианы.


Конечно, в этом монастыре возникает вопрос, кто его восстановил в таком благолепном виде? Ответ на него я нашел на мемориальной доске, которая сообщала, что все это дело рук Виктора Христенко, известного
российского государственного деятеля, одно время возглавлявшего правительство России. Не знаю, останутся ли в веках его государственные деяния, но восстановление этого монастыря история не забудет.

Начинало смеркаться. В этот день мы оказались последними посетителям обители. Нас провожала охрана.
Мы отправились в Тверь из древней Старицы, которая не старится.
Tags: Волга, паломничество, семья
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments