Протоиерей Геннадий Беловолов (otets_gennadiy) wrote,
Протоиерей Геннадий Беловолов
otets_gennadiy

Патриарх Илия II призвал к возрождению монархии. Мой комментарий на РНЛ


Патриарх Илья с наследником грузинского престола царевичем Давидом

Протоиерей Геннадий Беловолов полагает, что призыв Предстоятеля Грузинской Церкви может стать началом возрождения монархии.
Как сообщалось, Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II высказался за установление в стране в будущем конституционно-монархической формы государственного устройства. «Настала пора вспомнить о том, что Грузия была одной из древнейших монархий в мире», - призвал Предстоятель Грузинской Церкви. Призыв Патриарха Илии II прокомментировал в интервью «Русской народной линии» настоятель храма свв. апп. Петра и Павла в с. Сомино, научный сотрудник Литературно-мемориального музея Ф.М.Достоевского, директор Мемориального музея-квартиры св.Иоанна Кронштадтского в Кронштадте протоиерей Геннадий Беловолов
:


Когда попадаешь в эту удивительную страну, понимаешь, что ты ничего о ней не знал. Мы знаем Грузию по фильму «Мимино», песням Вахтанга Кикабидзе, и другим общим местам. Грузины представляются веселым народом, который постоянно произносит тосты и не садится за стол без вина. Такой образ Грузии не настраивает на паломничество.

У меня была ранее возможность побывать в Грузии, но, признаюсь, не спешил.
Месяц назад я наконец совершил поездку «на холмы Грузии», возглавив паломническую группу православных петербуржцев и сотрудников Мемориальной Квартиры св.Иоанна Кронштадтского. У нашей поездки был достаточно высокий статус, мы получили приглашение от паломнической службы Грузинского Патриархата. Грузию нам открывала сотрудница аппарата Патриарха Илии II экскурсовод Майя. Я получил благословение на поездку своего правящего архиерея - епископа Мстислава.

Все увиденное в Грузии меня потрясло. Я понял, что кроме России, Святой земли, Сербии, Греции есть еще одна великая православная держава – Грузия, которая хранит Православие, живет Православием и является столпом Православия в этом мире наряду с вышеперечисленными странами. Я понял, почему Грузия хранит старый стиль, выступает против экуменизма, вышла из Всемирного совета церквей, почему именно Грузия не поддержала и не поехала на Критское совещание в прошлом году. Я открыл для себя Грузию православную и понял, что мы на этой земле не одни храним Православие.

Можно бесконечно говорить о православной Грузии, но в связи с заявлением Патриарха Илии II хотел бы отметить, что я открыл для себя еще и царскую Грузию.
Наверно, для читателей РНЛ не секрет, что я неравнодушен к этой теме. Глубоко убежден, что полнота Православия возможна только при наличии православного царя на земле. И поэтому для меня было светлой радостью открыть царскую Грузию.
Могу сразу сказать, что из всей этой удивительной поездки я вынес главную мысль – Грузия не только помнит своих великих царей, но живет царской идеей. В Грузии является правилом: если ты православный, значит ты монархист. Исключений я практически не встречал (чего, к сожалению, не скажешь о современной России).
Этот факт тем более удивителен, потому что в Грузии уже более чем 200 лет нет монархии. С присоединением к России грузинская царская династия Багратидов была была переведена в княжескую, а боковые линии в дворянство. Для нас это также поучительно. В год столетия революции и ликвидации монархии в России можно услышать голоса, что тема монархии для России закрыта и ее нужно сдать в архив. Не будем спешить, посмотрим на пример единоверной Грузии. (В этом смысле обнадеживает реплика на прямой линии с Путиным: «Верните нам царя!»)
Несмотря на то, что в Грузии 200 лет нет монархии, грузины переживают монархию, пожалуй, даже живее, чем в России.

Расскажу один характерный эпизод. В первый день пребывания на грузинской земле мы посетили кафедральный патриарший собор Святой Троицы в Тбилиси, возведенный совсем недавно, можно сказать, на наших глазах. Он был задуман в конце ХХ века как приношение грузинского народа к двухтысячелетию Рождества Христова и освящен в 2004 году. Строительство этого самого большого храма в Грузии можно сравнить с возрождением Храма Христа Спасителя в Москве.

В нижнем храме собора мы увидели две каменные резные гробницы. Оказалось, что это гробницы грузинских царей ХVIII века - Вахтанга VI и Теймураза II. Я удивился, как могут быть могилы древних царей в новом храме? Нам рассказали, что это всего лишь кенотафы, в которых нет погребений. Эти два царя похоронены в России. В разное время они совершали поездки в Россию к русским царям, просить о помощи Грузии. И так вышло по промыслу Божию, что два действующих грузинских царя скончались в Петербурге. Грузины по любви к своим царям просили вернуть тела Вахтанга VI и Теймураза II в Грузию. Но их тела удалось довезти только до Астрахани, через охваченный войной Кавказ процессия проехать не смогла, поэтому царей пришлось захоронить в подклети Успенского собора Астраханского кремля, где и пребывают до сей поры царские останки. Надо отметить, что оба Государя были людьми творческими – один был переводчиком, другой литератором и поэтом (даже есть стихи, связанные с Петербургом), оба они оставили значительный след в Грузинской культуре. Таким образом, Астрахань неожиданно стала местом культурного паломничества грузин. Но для Грузии важно, чтобы эти два царских погребения вернулись на родную землю. Еще в период строительства собора возникла идея их перезахоронения. На разных уровнях этот обсуждался с Россией. Но после войны 2008 года переговоры прекратились из-за неблагоприятной политической обстановки и разрыва дипотношений. (Подробнее об этих царях и их могилах можно прочесть в моем блоге: http://otets-gennadiy.livejournal.com/289862.html).
Но Грузия ждет своих царей, гробницы приготовлены. Кстати, акт возвращения тел царей могло бы стать замечательным способом нормализации отношений между Россией и Грузией, причем на самом высоком царском уровне. Уверен, что грузины оценили бы этот шаг России. Может быть, эти два грузинских царя и помирят окончательно Грузию и Россию.
В истории важно, как в Грузии ждут возвращения своих царей, и не только в исторической ретроспекции.

Грузинская святость также отмечена особым почитанием царей. Хотя мы из грузинских святых в первую очередь знаем равноапостольную святую Нину, но сами грузины также почитают святого равноапостольного царя Иверского Мириана и его благоверную супругу Нану, исцеленные святой Ниной. Он стал первым христианским царем Грузии, установившим христианство в качестве государственной религии страны.
В Грузии открываешь для себя мир святых грузинских царей и князей, которых в грузинском календаре несколько десятков. Здесь нужно вспомнить самых известных святых царей - основателя Тбилиси святого царя Вахтанга Горгасали, святую царицу Тамару, которую в Грузии за ее доблести именуют в мужском роде «царь» Тамара, святого царя Давида Строителя, титул которого говорит о том, кто же строил и созидал Грузию.

В Грузии я открыл для себя множество имен грузинских царей. Когда царей почитают как святых, то сама идея царства освящена в Грузинской Церкви.

Когда видишь многие города, крепости, монастыри, духовные академии, величественные соборы, построенные грузинскими царями, понимаешь, что Грузию сделали именно грузинские цари. Как и Россия – «царей творенье». Поэтому на глубоком уровне мы очень близки с грузинами по царскому менталитету, по, если так можно выразиться, «царецентричности» сознания.
О Грузии можно сказать русской пословицей, что она живет «с царем в голове».
Может быть, поэтому я в Грузии чувствовал себя как дома. И даже недавние трагические конфликты не разделили русский и грузинский народы. Я ощутил гостеприимные объятия единоверного грузинского народа, православные грузины нас очень любят, почитают за братьев и с нетерпением ждут к себе в гости.

Более того, даже после двухсотлетнего прерывания монархии, в Грузии чудом сохранилась царская династия Багратидов, имеющая наследника престола, которого поддерживает Предстоятель Грузинской Церкви.

Поэтому этот призыв Патриарха Илии II о возрождении монархии для меня не стал удивительным, он вынесен из недр грузинской истории и души. Значение слова Патриарха трудно переоценить. Это глас вопиющего в пустыне о том, «приблизилось православное царство». Пожалуй, впервые в православном мире мы на столь высоком уровне услышали исповедание царской идеи. Я рад, что это произошло в Грузии устами Патриарха. Уверен, что его слово не останется не услышанным грузинским народом.

Надо знать о той горячей любви и глубокому доверию, которые испытывают в Грузии к своему Предстоятелю. Без преувеличения Патриарх – национальный лидер и самый авторитетный человек в Грузии. Грузины почитают его практически как святого, поэтому слово Патриарха Илии II сказано с силой и властью. Может быть, нам оно покажется всего лишь его личным мнением, но для грузин это веское свидетельство, как завет Патриарха своему народу.

Уже в Грузии мне пришла мысль, что грузины опередят нас в восстановлении царской державы по их любви к царям. (К сожалению, в России более сложное отношение к восстановлению монархии). После призыва Патриарха у меня нет сомнений, что рано или поздно в Грузии будет восстановлено православное царство. За Грузию, в этом смысле, можно быть спокойным.

Патриарх Илия II является бесспорным национальным авторитетом. В Грузии нам приходилось слышать о нем практически каждый час. Суммируя, все, что мы слышали о нем, у меня осталось впечатление, что мы прочитали его житие. Я теперь знаю о нем больше, чем об иных православных Патриархах. Предстоятель Грузинской Церкви является творческим человеком, который говорит от души и сердца. Он пишет иконы, сочиняет стихи и музыку, проектирует храмы и даже ваяет скульптуры. Он живет жизнью своего народа. Общеизвестна его национальная инициатива по повышению рождаемости. К сожалению, в Грузии демографическая ситуация непростая, миллионы грузин покинули страну, а семьи малочисленны. И вот патриарх пообещал крестить каждого третьего ребенка в грузинской семье. Породниться с Патриархом – это высокая честь. На это откликнулись тысячи грузинских семей (без всякого капитала!). И теперь уже несколько лет в кафедральном соборе устраивается массовое крещение, которое возглавляет Патриарх. Таким образом он уже покрестил 34 тысячи младенцев, у которых в свидетельстве о рождении вписан крестный отец «патриарх Илья». Как известно, слово «патриарх» означает «отценачальник», «начальник отцов». И патриарх оправдывает этот титул не только в иерархическом смысле, но даже в самом прямом смысле этого слова: он – крестный отец грузинского народа. В Грузии говорят, что эти 34 тысячи детей родились благодаря призыву Предстоятеля Грузинской Церкви. (Подробнее мои впечатления о патриархе Илье можно посмотреть здесь: http://otets-gennadiy.livejournal.com/291669.html)

Я вспомнил об этом обращении, чтобы выразить уверенность, что и призыв Патриарха о возрождении монархии не останется безплодным.
Заявление Патриарха Илии II – очередная креативная инициатива, внушенная ему свыше Господом Богом, Который есть Царь царствующих и Царь славы. Его Царская слава обязательно должна иметь воплощение в земной Церкви в образе православного царя.
Tags: Грузия, РНЛ, история, история России, монархия, царь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments