Протоиерей Геннадий Беловолов (otets_gennadiy) wrote,
Протоиерей Геннадий Беловолов
otets_gennadiy

Categories:

АРХИТЕКТУРНЫЙ АВТОПОРТРЕТ ГРУЗИИ

САМЕБА - ЗНАЧИТ ТРОИЦА
Первый храм, который мы посетили в Грузии - буквально прямо из аэропорта, — был собор Цминда́ Саме́ба, что означает «Святая Троица», — главный кафедральный собор Грузинской церкви.

АВТОПОРТРЕТ ГРУЗИИ
Этот храм патриарх Илья II образно назвал "автопортретом Грузии в камне".
Действительно, храм, освящен всего лишь 12 лет назад в 2004 году, воплотил в себе все традиционные черты грузинской архитектуры и являет собой соборный образ Грузии.
Храм в Тбилиси на левом берегу Куры представляет собой грандиозный ансамбль, включающий воспроизведение средневековой крепости, большую колокольню, крестильный храм, водосвятную сень, крестовую аллею с двенадцатью крестными столбами, духовный центр. Он занимает огромную территорию на холме св. пророка Ильи — более 5 тысяч квадратных метров, так что у него есть еще одно неофициальное название Троицкая лавра.

ДАР ГРУЗИИ 2000-ЛЕТИЮ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА
Идея строительства нового собора принадлежит патриарху Илье, возникла она, как ни странно, еще во времена Советского Союза в 1989 году и была приурочена к 1500-летию автокефалии Грузинской церкви и 2000-летию христианства. В этом смысле собор стал "даром волхов" от Грузии к 2000-летию Рождества Христова. Его можно назвать грузинским Храмом Христа Спасителя.
В силу экономических причин, а также грандиозного замысла его не успели построить к 2000-летию христианства и освятили только в 2004 году. Но лучше позже, чем никогда

ВЫСОТА ХРАМА - ДЕЛО ТОНКОЕ
Он должен был стать символом возрождения новой Грузии. Соответственно ему были приданы величесвтенные размеры. Так что он стал самым большим и самым высоким храмом Грузии . Собор уже издали поражает своими размерами. Он доминирует над всем городом, виден практически из любой точки Тбилиси. Но особенно выделяется на фоне одно-, двухэтажной застройки района Авлабар. Чем ближе подходишь к собору, тем он кажется выше, в силу того, что стоит на склоне холма. Посещение храма напоминает восхождение на гору. Когда же оказываешься рядом, понимаешь, что собор просто громаден. Его высоту разные справочники указывают разную. Википедия называет всего лишь 68 м. В других источниках можно найти цифры 84, 98 и даже 105 метров. Но по официальной архитектурной документации его высота составляет 101 метр. Для сравнения вспомним что московский ХХС высотой - 103 метра, а наш любимый Исаакий — 101 м. Думаю, что высотная символика здесь очевидна.
Почему же такая разница в определении его высоты? Это связано с тем, что фактически собор уходит на 40 метров под землю. Тбилиси стоит в сейсмоопасном месте, его периодически трясет. Поэтому было решено строить собор не на грунте, а докопаться до скального основания. Вот пришлось рыть эти самые 40 метров. Зато теперь храм фактически стоит на скале и треть его высоты скрыта под землей. Получилось по слову Спасителя: «осную Церковь Мою на камне сем» (в подлиннике на греческом - «на скале сей»).
Собор является трехэтажной постройкой с нижним Храмом Благовещеня, а всего в нем 13 престолов (12+1, как апостолов со Христом).

ХРАМ ИЛИ МУЗЕЙ?
В Цминда Самеба мы пробыли довольно долго, наверно часа полтора. Здесь есть что посмотреть. Дело в том, что собор является одновременно и музеем. Здесь музей не удалили, а наоборот устраили. В особых витринах-киотах представлены древнейшие иконы Грузии, как из собрания музеев, так и собственно церковные древности. У каждой иконы экспликации с кратким описанием иконы. Приятно было увидеть среди древних грузинских икон и наши русские иконы 17-18 веков. Мы увидели здесь и наших родных святых (здесь их именно так воспринимаешь): цминда Саргис Радонежели (Сергий Радонежский ), цминда Серапимис (святой Серафим Саровский).
В правом приделе можно увидеть всю историю грузинского письма в двух памятниках: в витрине помещена раскрытая современная рукописная Библия громадного размера, а рядом - камень с древнейшей надписью грузинским алфавитом.
Главная святыня собора расположена прямо перед алтарем - деревянный крест, который по преданию был установлен святой Ниной на горе Джвари над Мцхетой.
Надо сказать, что двусторонние витрины оборудованы по последнему слову техники приборами, которые обеспечивают температурный влажностный режим для хранения икон. Во время служб — это киоты. Между службами .когда собор полон туристов — это уже витрины. Замечательный пример органического соединения храма и музея.

ДРЕВНИЙ СОВРЕМЕННЫЙ ХРАМ
Несмотря на то, что храм современный, меня не покидало в нем чувство древности, может быть благодаря хранящимся в нем святыням. Но этому ощущение способствовала и сама архитектура. Храм выдержан в предельно традиционных и подчеркнуто консервативных формах и поэтому кажется одним из старинных храмов Грузии, только в хорошем состоянии, как будто после реставрации.

ЗОЛОТОЙ КУПОЛ ВСЕЯ ГРУЗИИ
Единственное. Что может выдать современное происхождение храма — это его золотой купол. В грузинском зодчестве нет традиции золотить купола. Это наше достояние. Но патриарх Илья благословил вызолотить купол собора. Было много возражений и споров. Но патриарх настоял на своем. Один главный храм страны, в качестве исключения, должен быть вызолочен. Но «зонтичный купол» вызолочен по ребрам от креста, создается ощущение сияния, исходящего от креста. Мне это напомнило образ сошествия святого Духа на апостолов, как его пишут на некоторых росписях в куполе. Сейчас уже все привыкли к золотому куполу над Тбилиси и он воспринмается как часть города.
Tags: Грузия, музей, храмы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments