Протоиерей Геннадий Беловолов (otets_gennadiy) wrote,
Протоиерей Геннадий Беловолов
otets_gennadiy

Category:

ЗА ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО ХРИСТИАНСКОГО ИМЕНИ

Русским именам нужна охранная грамота, то есть государственный закон.

О законопроекте, запрещающем давать детям экзотические имена …
Российские парламентарии приняли в первом чтении законопроект о запрете регистрировать в ЗАГСах имена, состоящие из числительных, цифровых обозначений, аббревиатур, рангов и ненормативной лексики. Попытки родителей поэкспериментировать над именем своего ребенка строго пресекаются законодательством разных стран, как негативно сказывающиеся на детской психике, рассказывает одна из инициаторов законопроекта адвокат Виктория Пашкова. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье запрещает давать детям имена, которые противоречат нормам морали и национальным традициям. В Германии запрещены предосудительные имена, поскольку они могут вызвать дезориентирующие представления, ввести в заблуждение. В Швеции не регистрируются имена, которые могут оскорбить или вызвать трудности у их носителя или по другой причине не могут быть именами. Пора и в России навести порядок с именами.


На самом деле подобный закон всегда существовал у любого народа, однако прежде всего как традиция, не будучи зафиксирован в виде государственного закона.

Ведь имя – это особый знак человека, которой имеет глубокий духовный характер. Имя является частью личности человека, которое позволяет ему самоидентифицировать себя. Имя выражает принадлежность человека к определенной вере, народу, культуре и цивилизации.

Имя — это духовный паспорт человека.

Эта традиция была принесена на Русь вместе с принятием Православия. Все наши имена установлены Церковью и собраны ею в особый список имен — Святцы или Месяцеслов.

В Церкви имя человеку дается в восьмой день после рождения по аналогии с тем, как Иисус Христос был наречен на восьмой день (именно в этот день празднуется Старый Новый год), при этом священником совершается особая молитва, которая так и называется «Молитва на наречение имени младенцу в 8-й день». Она начинается знаменательными словами: «Господи Боже наш, Тебе молимся и Тебе просим, да знаменается Свет Лица Твоего на рабе Твоем сем...» Именно в этот момент впервые произносится христианское имя младенца.

Главное достоинство христианского имени состоит в его святости, ибо все имена в Церкви — это имена святых. Их святость освящается их имена. Не случайно и сам список имен называется Святцы. С наречением имени христианин обретает и своего небесного покровителя – носителя этого имени, таким образом, имя становится связующим звеном между церковью земной и церковью небесной. Поэтому наречение имени в русской церковной традиции – это духовный акт, который связывает человека с полнотой Церкви, вводит в общество святых. Через имя человек входит в состав Соборной Церкви. Христианское имя - есть свидетельство о том, что я — христианин и член Церкви.

С другой стороны, христианское имя, особенно его фонетическая огласовка и форма написания свидетельствует и о нашей принадлежности к русскому народу. Война против России выражалась также в войне против ее собственного имени и имен русских людей.

Если взглянуть в прошлое, то можно увидеть, что изменение идеологии в истории часто сопровождалось процессом создания нового календаря и переименования граждан. Особенно ярко это проявилось после переворота 1917 года — богоборчество и ломка русских традиций выражались в частности в насаждении новых революционных имен. В те годы была предпринята попытка создать «красный месяцеслов», появилась масса «имен», образованных как аббревиатуры фамилий вождей революции, праздников – Владлен, Марлен, Рэм (революция, Энгельс, Маркс), Вилен, Октябрина, Даздраперма («да здравствует Первое мая»). Были и такие сейчас уже забытые имена как Ледат (Лев Давыдовыч Троцкий), Далис (да здравствуют Ленин и Сталин), Фэд (Феликс Эдмyндович Дзеpжинский), Пофистал (победитель фашизма Иосиф Сталин). Хотя чему удивляться, если сама Россия была переименована в аббревиатуру СССР, в которой не нашлось места слову Русь.

Современный вакуум идеологии также заполняется индивидуальными экспериментами в области имянаречения. К примеру, одна семейная пара из Нижнего Тагила назвала свою дочку "Приватизацией", а в ЗАГСе подмосковного города Королева зарегистрировано необычное имя - "Виагра". Культ футбола проявился в появлении в двух российских семьях младенцев с именем Гус (в честь тренера сборной России по футболу Гуса Хиддинка). Новые ценности рыночого общества отразились в таких именах, зарегистрированных в российских ЗАГСах в последние три года, как "Мерседес" и "Миллионера".
Одним из самых известных примеров выбора нестандартного имени стал родившийся в Москве мальчик БОЧ рВФ 260602, что расшифровывается как Биологический объект человека рода Ворониных - Фроловых, родившийся 26 июня 2002 года. Чертановский загс Москвы отказался регистрировать это имя, в результате мальчик до сих пор живет без российского свидетельства о рождении.
Во всех этих случаях. речь идет по сути не об имени, а о кличке.
Но бывает, что имя может быть проявлением богоборчества. в которое с первых дней рождения вовлекается младенец. Апогеем такого имятворчества стало называние в Перми родителями своего сына "Люцифером". Причем в городском ЗАГСе не нашли аргументов переубедить родителей.

Возникает простой вопрос, как родителям не жалко собственных детей, которые будут носить такие «имена» всю свою жизнь, а потом оно еще может достаться внукам как отчество?! Вряд ли дети с такими «именами» скажут спасибо папе и маме за такой подарок. Дело не только в том, что эти дети будут иметь массу психологических проблем, но также в том, что родители таким образом вырывают своего ребенка из национальной и религиозной традиции, по сути отрывают его от своего народа и его корней.

Ныне в паспорте государственного образца не обозначается принадлежность человека ни к своему народу, ни к своей вере, поэтому именно имя становится последним знаком этой принадлежности, которыми мы должны дорожить.

К счастью, в последнее время все больше приносят на крещение детей со старинными русскими православными именами или называют строго по Святцам. Уже не раз приходилось крестить Матвеев, Тимофеев, Степанов, Захаров, Прохоров. Был недавно и Макар. Очевидно, что нужно использовать все богатство русского именослова, включая в современную практику старинные подчас забытые имена. Разнообразию имен может помочь следование старинному правилу названия строго по Святцам по дню рождения. В таком случае. имя несет еще одну информационную функцию - сохранение памяти о дне рождения.
Считаю, что мы могли бы обогатить и расширить наш национальный именослов древним запасом славянских имен. прежде всего русских князей, почитаемых Церковью. Почему бы не вспомнить о таких именах как Изяслав (в честь благоверного великого князя Изяслава Ярославича, память 3 октября, почитаемого в Соборе Киевских свтяых), Ярополк (в честь святого благоверного князя Ярополка Изяславича (Пётр), память - 5 декабря, Ярослав (в честь Ярослава Мудрого, память — 20 февраля). Также можно было бы активнее использовать святцы других славянских церквей: Злата, Милица, Горазд, Воин, Боян и др., - все это христианские имена.

Хотел бы отметить еще одно новое явление в имянаречении современной России, важное в канун года 100-летия мученичества Царской семьи. Многие православные родители называют своих детей в честь членов семьи последнего Российского императора. Более того, я знаю две семьи, где всех рождающихся детей последовательно называют именами царской семьи. Что может быть больше этой по-настоящему народной канонизации царственных мучеников?!

Подытожу свои размышления.

Наречение имени — относится к духовной культуре народа, которая в идеале существует в качестве предания как неписанный закон. Но если обнаруживается системное отклонение и разрушение культуры имянаречения в силу утраты традиций, тогда. конечно, нужен обязательный государственный закон. К сожалению, ряд фактов свидетельствует о кризисных явлениях в области наших национальных традиций, о том, что наш исконный именослов подчас перестает работать на уровне предания и ему нужна законодательная поддержка. Хотелось бы поддержать новый закон.

Русским именам нужна охранная грамота. Они нуждаются в охране как памятник нашей культуры и главное как основа нашей идентичности. Мы должны уметь постоять на страже своих имен, хранить, как говорили в старину, честь русского имени.

P.S. Эту статью я опубликовал еще 2014 году на РНЛ. Рад, что идеи высказанные в ней ныне обретают законодательные формы.
Tags: РНЛ, русские традиции
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments