Протоиерей Геннадий Беловолов (otets_gennadiy) wrote,
Протоиерей Геннадий Беловолов
otets_gennadiy

Category:

«Продромитисса» - новая икона Божией Матери в России

Иеромонах Алексий, настоятель Афонского подворья в Петербурге, брал у меня в храме облачение для участия в освящении Екатерининского собора в Царском Селе. На другой день принес обратно. И когда отец Алексий возвращал облачение, в котором служили афонские монахи, принесшие чудотворную икону, то я спросил его, долго ли они еще пробудут в Питере. Они сказал, что один день – завтра.
– И какая же у них программа?
– Ну, они хотят посетить Иоанновский монастырь, блаженную Ксению, в Царском селе еще побывать, храм Спаса-на-Крови и т.д.
– Ну если они пожелают побывать в Квартире Дорогого Батюшки о.Иоанна, то конечно, я сочту большей честью показать им эту святыню.
Отец Алексий пообещал спросить. И какова же была моя радость, когда он через некоторое время перезвонил и сообщил, что братия с радостью приняла приглашение. День абсолютно занят, но вечером они готовы поехать в Кронштадт и постараться успеть перед отходом поезда.
Милостью Божией все так и совершилось.
В понедельник 28-го числа мы уже в восьмом часу вечера на микроавтобусе поехали в Кронштадт. Перед поездкой им предложили посетить еще какие-то храмы, они сказали: «Нет. Мы бы хотели побольше побыть у отца Иоанна Кронштадтского»
Вместе с о.Алексием было 6 монахов и переводчик – русский монах, который учится в Салониках. Назову их имена, чтобы мы с благодарностью знали Афонских монахов, привезших эту святыню. Первый – монах Симеон из монастыря Дионисиат. Он – грек, и в течение прошлого года исполнял обязанности прота горы Афон, вплоть до срока буквально 10 дней назад. Прот – это глава Афона в целом, который избирается настоятелями двадцати монастырей на год. По окончании срока избирается новый. Таким образом, к нам, в Петербург, в Царское Село и, в данном случае, в Мемориальную Квартиру Иоанна Кронштадтского приезжал тот монах, который был главой Афона в течение всего года. Любой инок с Афона несет благодать, но встречать главу Афона! Когда это монах, который представляет весь Афон, как бы главный монах – это, конечно, особая честь и радость.
Также было два монаха из монастыря Продромос – иеромонах Серапион и иеродиакон Иоиль. Они оба – румыны, но отец Иоиль довольно неплохо выучил русский язык, так что мы с ним общались на нашем отечественном наречии. Также был отец Евфимий из Зографа, а о.Алексий представлял Пантелеимонов монастырь. Еще был один монах, тоже грек, запамятовал его имя, из скита преп. Сергия Радонежского, приписанного к монастырю Пантократор. Этот скит был основан русскими монахами еще в 19 веке, но сейчас в нем живут греки, так что на Афоне есть греческий скит в честь великого русского святого.
Таким образом, было 6 монахов, которые представляли 5 Афонских монастырей: Дионисиат, Пантелеимонов, Пантократор, Продромос и Зограф.
Конечно, по пути в Кронштадт, рассказывал в основном я: и о Петербурге, и о Кронштадте и об Иоанне Кронштадтском. В какой-то момент мне показалось, что, то ли я недостаточно интересно говорю, то ли монахи немножко устали, но они как будто не обращают на меня особого внимания. Но видимо почувствовав мое смущение, переводчик о.Серафим сказал: «Батюшка, не удивляйтесь. Вы знаете, это характерная черта афонских монахов. Они живут своей внутренней жизнью, и всегда кажется, что они как-то вне этого мира, вне пространства и вне времени. Иногда люди даже обижаются, что они не достаточно проявляют этикетное внимание».
Ведь мы, встречаясь с человеком, обязательно показываем, что он нам интересен. А афонские монахи скорее показывают некоторое равнодушие. Нет такой страстной заинтересованности, внимательности, грубо говоря, заглядывания в рот или в глаза. Они живут своей внутренней жизнью, и поверьте, они ее не теряют даже вне Афона, как бы остаются в молитве. Но при том не скажу, чтобы, они действительно были вне времени и пространства. Нет, они проявляли интерес. Например, когда мы переезжали реки, они спрашивали их названия. Я говорил, что это Большая Невка, это – Малая Невка, это Нева. «Почему, - говорят, - у вас так много Нев?» А когда мы ехали по Невскому району и увидели новые, растущие на глазах дома, то кто-то из братий спросил: «А сколько здесь стоят квартиры?» То есть нельзя сказать, что у них полное равнодушие к земному, но это был не какой-то праздный интерес.
В самом же Кронштадте, афонская братия как будто оказалась дома. И Морской собор – копия Софийского собора в Константинополе – оказался для них близким, как по стилю, так и по самой идее. И то, что в период Первой Мировой войны был проект переименовать Кронштадт в Новый Царьград, их как-то очень тронуло. Ведь, повторяю, большинство монахов были именно греки, и мы общались через переводчика.
К бронзовому памятнику св. Иоанна Кронштадта у входа в Мемориальную Квартиру они все приложились, помолились пред ним. Они в нем узнали исихаста. Сказали, что батюшка молится. В общем-то, этот памятник давно оценили, но услышать еще раз такую оценку от афонских монахов было важно. Тем более, что скульптура, как мы считаем, западная традиция, и я думал, что кто-то может смутиться. Но нет – все приложились к руке, обнялись с батюшкой, и потом зашли в Мемориальную Квартиру.
Милостью Божией, мы совершили молебен в Квартире св. Иоанна Кронштадтского, и я сподобился слышать там афонские песнопения. Это было очень молитвенно. Мы прибыли в Квартиру уже в десятом часу вечера, так что у нас получилось своего рода всенощное бдение в Квартире. Братия явно не торопилась уходить: и на балкончике помолились, и приложились к святыням, и помазались все, и приложились к Кресту. Это было очень трогательно, очень глубоко.
И в который раз я для себя открыл, что св. Иоанн Кронштадтский по духу сродник Афону. Его молитва была столь глубокой и горячей, что такая молитва, наверное, только на Афоне встречается. И поэтому так тянутся Святогорцы к св. Иоанну Кронштадтскому, и Батюшка очень любил Афон – посылал туда облачения, переписка сохранилась. На Афоне хранятся также его фотографии с автографами.
Не скрою, в первой половине поездки мне приходилось больше самому говорить, чтобы рассказать о городе, о Квартире. А на обратном пути я решил расспросить, как вообще получилось, что эта икона оказалась в России.
С нами ездил тот самый благотворитель, который заказал эту икону и оплатил ее изготовление. Его зовут Алексей. Спаси Господи и помилуй раба Божиего Алексия – простого мирянина, благодаря которому мы теперь все с вами стали богаче на еще одну икону Божией Матери. Я его спросил: «Алексей, а почему ты именно эту икону решил пожертвовать в Екатерининский собор?» Он ответил: «Потому что, когда я побывал на Афоне, помолился у многих чудотворных икон Божией Матери и потом в скиту Продромос увидел эту икону, то она произвела на меня очень глубокое впечатление. А самое главное – я от нее в своей жизни получил великую помощь». Он не стал рассказывать конкретно, что это была за помощь, но сказал, что решил созданием списка для России отблагодарить Матерь Божию.
– А почему Вы выбрали Екатерининский собор?
– Ну, я вообще-то, не выбирал. Я об этой идее сказал отцу Геннадию Звереву, а тот уже определил, что она должна быть в Екатерининском соборе.
Так что здесь такое соборное сотрудничество нескольких воль человеческих, через которые совершилась воля Божия.
Но мне, конечно, было интересно расспросить именно Афонских монахов. И когда мы ехали уже на машине назад, то у нас получилась очень интересная и глубокая беседа об этом образе. Где-то мы общались с единственным русскоговорящим отцом Иоилем, где-то пользовались помощью переводчика отца Серафима.
И тут я узнал одну подробность, которая меня еще более поразила. Я спросил: «Вот это – первая икона в России, а где еще есть списки?» И в ответ услышал, что это – первый список мера в меру и подобием к подобию, т.е. точно соответствующий подлиннику, вообще в принципе.
– Как? Неужели нет подобной даже в Румынии или в Молдавии?
– Нет. Там если есть, то полиграфические копии. Ее фотографировали и издавали или делали небольшие списки, а не мера в меру.
– А чем же это объяснить?
И тут я услышал тоже удивительный факт. Оказывается, поскольку лик этой иконы самонаписавшийся, то ни один иконописец не брался его повторить, не дерзал. Ну как можно написать лик, который Сама Матерь Божия явила? Как только они узнавали об этом факте, то сразу отказывались. И за 150 лет почитания этой иконы, оказывается, не было ни одной точной копии этого образа.
После этого смотришь на нынешнее событие – принесение этого образа в Россию – другими глазами. Уже не покажется преувеличением сказать, что это – историческое событие.
Один монах сказал так: «Вы понимаете? Ведь это икона не простая. Это, по сути, фотография Матери Божией. Когда к ней подходишь, то видишь Саму Матерь Божию, как будто на фотографии. Вот я, когда смотрю на нее, думаю: ведь это не человек написал, это – Сама Матерь Божия проявила Себя».
Поэтому есть такое мнение, что на этой иконе Матерь Божия написана наиболее точно. Здесь Ее лик запечатлен таким, каким он был при жизни.
И действительно, создать первый список было непросто. Когда у благотворителя Алексия возникло благое желание выразить Матери Божией благодарность, сделав точный список, то оказалось, что в таком стиле, сейчас на Афоне никто не пишет. Икона написана не в Византийском древнем стиле, а скорее в академическом. Если уместно говорить о стилях, когда икона сама написалась. То есть это – живоподобное, живое изображение. А на Афоне возрождается прежде всего древне-византийский стиль. И встал вопрос: а кто и где может написать. Тогда Алексей, который сам родом их Царского Села, пришел к выводу, что лучшая академическая школа сейчас существует в Петербурге. Икона была написана в Петербурге, в Эрмитаже. Только, к сожалению, не могу сказать имя художника.
У него была неимоверно сложная задача. Было сделано несколько точных фотографий мера в меру подлинника. Причем, для того, чтобы написать икону, было предпринято уникальное действие: с подлинной иконы была снята риза, т.е. вот этот серебряный с позолотой оклад, который тоже ни разу не снимался. В Греции, кстати, оклад называют «рубашкой». Мы тоже говорим «риза», но в нашем сознании не возникает образ одежды, а по-гречески это именно «рубашка». Поэтому, когда переводчик отец Серафим переводил, он говорил: «Ну вот, сняли рубашку с Божией Матери». Я даже переспросил: «В каком смысле?» Он пояснил, что, в смысле, оклад. Тогда впервые увидели икону без оклада, сфотографировали, и здесь, в Эрмитаже, художник работал уже с этими уникальными снимками.
Параллельно была заказана точная копия ризы – «рубашки» – уже в самой Греции. В Афинах есть церковный завод, который взялся за эту работу. Уникальная риза, которая стоит не меньше, а может даже значительно больше, чем написание иконы, потому что это тончайшее искусство гравировки, позолоты, чеканки и т.п. В нее также вправлены драгоценные камни. Сочетание золота и серебра дает очень богатое оформление.
Икона была завершена к началу этого года. Дальше этот благотворитель Алексей берет эту икону и везет на Афон. Ее ставят в скиту Продромос у подлинной иконы и оставляют там на 4 месяца. Икона стояла 4 месяца у подлинной как бы напитываясь благодатью от первообраза, перед тем, как отправиться в Россию. И для монастыря это стало таким событием, что, когда икону провожали, а это было 24 июня, т.е. на прошлой неделе, братия пожелал совершить ради нее полный чин всенощного бдения по чину Престольного Праздника. На Афоне это называется Панагиар. Весь монастырь молился всю ночь пред этой иконой для России, намаливал ее. Множество поклонов положено, свечей возжжено, вознесено молитв пред этим образом на Афоне. Как будто Матерь Божия готовила Свой образ, чтобы он явился в России, в Царском Селе и тут уже прославился.
Из русских батюшек, насколько я понял, там был отец Алексий из Царского Села – он участвовал в этом всенощном бдении. Интересно было бы узнать его впечатления, как прощалась Афонская братия с этим образом.
24-го, кстати, это праздник Милующей Божией Матери – один из любимых праздников и один из любимых образов на Святой Горе Афон. И вот в этот праздник Милующей Божией Матери была таким образом препровождена в Русскую Землю икона Самонаписавшаяся.
Я бы хотел еще раз повторить эту мысль: оказывается, это не только первая в России, это первая в мире икона – точное повторение образа, явленного на Афоне. Когда все это узнаешь, то понимаешь, что мы с вами свидетели прославления еще одного образа Матери Божией в Русской Земле. Я говорю прославление потому, что до этого он у нас в общем-то не был известен. По крайней мере, в календаре у нас этот образ еще не значится, тропарь не известен. Хотя на Афоне существует отдельная служба, написан акафист – братия читает его в этом скиту. Многие паломники едут в этот скит только для того, чтобы поклониться Самонаписавшейся иконе Божией Матери. Многие люди получали помощь от этой иконы. Братия записывает, издает – есть литература на греческом, на румынском языке.
В Свято-Екатерининском соборе, как мне сказали, теперь будут каждый год служить службу в день празднования этой иконы – 25 июля, когда ей празднуют на Афоне. И нас еще будет возможность отпраздновать эту икону и помолиться пред ней в тот день, когда совершаются торжества на Святой горе. Интересно, что в тот же день празднуется икона Троеручица.
Но у меня остался еще вопрос. Хорошо, икона пришла в Россию. Слава Богу. Мы встречаем и открываем еще один образ Божией Матери «Предтеченская», «Продромитисса». Пришла икона последних времен, потому что она и на Афоне-то прославилась лишь в 19 веке, т.е не так давно. Через три года мы будем праздновать 150-летие прославления этого образа. Но почему же, все-таки, она пришла в Царское Село и именно в Екатерининский собор?
И вот что я подумал: а ведь она изначально была написана, по сути, в пределах Российской Империи. И еще – русским художником, Георгием Николаевым. Получается, что она вначале ушла на Афон из России, а теперь с Афона списком возвращается в Россию. И почему именно в этот храм? Интересный факт рассказали братия. Они вчера встречались с отцом Сергием Гарклавсом, хранителем Тихвинской иконы Божией Матери, который служил в Америке, в Чикаго, в том храме, который построил отец Иоанн Кочуров. И отец Сергий сказал: «А вы знаете, что когда освящался в Чикаго храм, построенный св. Иоанном Кочуровым, то отец Иоанн пожелал, чтобы в этот храм была принесена икона из Афона?». И действительно на освящение Чикагского православного храма с Афона был принесен список иконы Божией Матери «Тихвинская». И вот получается, что теперь, когда освящается его последний храм, где отец Иоанн Кочуров был настоятелем, где он принял мученическую кончину, то отец Иоанн Кочуров в небесной славе как будто вновь пожелал, чтобы в его храме был образ Божией Матери с Афона. И Господь исполнил его желание, его молитвы. И вновь в его храм пришла икона с Афона. Так что здесь соединяется и возвращение иконы в Россию, и принесение иконы в этот храм.
Конечно, мы верим, что икона со временем будет внесена в календарь. И конечно, для этого нужно наше почитание, наша любовь, наши молитвы к этому образу. Явление нового образа означает, что Матерь Божия ждет от нас молитв. Давайте не лениться, не зевать.
Мы верим, что та икона станет одной из чтимых икон нашей епархии, потому что она пока единственная во всей России. Она станет святыней Царского Села. Этот возрожденный храм уже стал Домом Пресвятой Богородицы. Интересно, что в этом храме два придела – Иоанна Кочурова (священномученика Иоанна Царскосельского) и второй придел Царственных мучеников. Так что эта икона, видимо, имеет и особую связь с нашими Государями.

Они вчера уехали на поезде, и было любопытно видеть, как афонские монахи в ситуации, когда идет откровенное опоздание, когда время наступает на пятки, и уже другие торопят, монахи пребывали в абсолютном спокойствии. Другие показывают: отцы, уже надо спешить на вокзал, хватит, пора уезжать… А они пребывали в каком-то таком неотмирном состоянии. Я поразился, как можно не предаваться суете, как можно сохранять спокойствие. То ли они знали, что не опоздают… И милостью Божией обратно из Кронштадта мы доехали до Петербурга за 40минут! Мне ни разу не удавалось так быстро доехать. Кто ездил в Кронштадт – тот может представить: из центра Кронштадта до центра Петербурга за 40 минут!



Tags: Афон, Божия Матерь, видео, иконы, радио, фотографии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments