Протоиерей Геннадий Беловолов (otets_gennadiy) wrote,
Протоиерей Геннадий Беловолов
otets_gennadiy

Category:

КОГДА НИКТО КРОМЕ МЕНЯ. О подвиге Виктора Шитова

Я писал в предыдущем посте о вечере в Музее Ф.Достоевского, посвященном уникальному альбому "Дом Ипатьева". Его автор — екатеринбургский фотограф и краевед Виктор Шитов.


Хотелось бы о нем сказать свое малое слово.
Это будет слово о настоящем русском человеке, который в советское время смог верой и правдой послужить русскому царю. Как это возможно и в наше время? Давайте разберемся.

В средине 1970-х гг на 60-м году советской власти народ наш почему-то медленно, но верно стал вспоминать своего убиенного государя. И на ступеньках Ипатьевского Дома в Екатеринбурге стали появляться букетики цветов от неизвестных почитателей, особенно в день расстрела — 17 июля. В этот день люди приходили к дому, крестились, ставили свечи. Эти действия, в рапортах КГБ квалифицировались как «болезненный интерес» к царю Николаю и определялись как «антисоветские демонстрации». Цветы и свечи так испугали партноменклатуру, что вскоре было принято решение об уничтожении Дома, в котором располагался тогда учебный центр и местное управление «Союзпечати». Это была идея Андропова в канун 1978 года — года 110-летия со дня рождения Императора Николая Второго и 60-летия со дня его расстрела.
Но очевидно, что кроме политических мотивов была и какая-то еще более глубокая мотивация, связанная с логикой любого преступника замести следы своего преступления. И получилось, что те, кто уничтожал Дом Ипатьева, вольно или невольно стали соучастниками и продолжателями преступления, совершенного на этом месте 17 июля 1918 года.
Снос, намеченный на 16-18 сентября 1977 года, был строго засекречен. От лишних глаз Дом был окружен высоким двойным забором. Снос. Любая фотосъемка категорически запрещена. Ее не разрешили сделать даже приехавшим из Москвы метрам ТАСС и газеты «Правда». Это преступление так и осталось не зафиксированным, если бы...
Если бы в том самом учебном центре в Доме Ипатьева не работал Виктор Шитов, рядовой работник учреждения культуры и образования. Имущество центра подлежало эвакуации и он. Несмотря на секретность и высокие заборы имел прямой доступ на территорию неожиданно появившегося секретного объекта в центре Екатеринбурга. Но самое главное, что Виктор к тому же был еще и фотограф.
И вот тут у него в душе что-то проснулось. Он понял, что на его глазах совершается историческое событие, не просто событие, а историческое преступление. Он каким-то непонятным чувством понял, что он должен это снять, запечатлеть для истории. Сейчас трудно объяснить, как молодой человек решился на такое, учитывая атмосферу страха и идеологической обработки общества. Виктор, пользуясь своим служебным положением, вывозя на автобусе с территории объекта имущество, стал фотографировать Дом перед его полным разрушением, он запечатлел практически весь процесс этого варварского разрушения. Думаю, он прекрасно понимал, с каким риском это было связано и какие могло иметь последствия лично для него? Но он на свой страх и риск методично практически все три дня варварского разрушения скрытно снимал на свой простенький фотоаппарат. В основном он это делал, по словам Казакова, из автобуса, на котором вывозили имущество, из-за занавесок. На некоторых снимках их даже видно. Открытая съемка была невозможна. Видно также, что все снимки сделаны очень быстро, кадр заваливается. Но как ни странно, это еще более передает "атмосферу творческого процесса". Не зная об этом раньше, конечно, не ценил.
Как не назвать это поступок подвигом? Он требовал героизма, решительности, находчивости и ответственности перед будущим. Виктор совершил поступок! Он не знал, когда и кому понадобятся его снимки. Он просто был уверен, что они будут нужны.
Чтобы понять, насколько опасной была эта «операция», достаточно сказать, что когда впервые был опубликован только один его снимок причем уже в 1990 году, случился шок. Его тут же опубликовали многие СМИ, как в России, так и за рубежом. Органы безопасности стали искать, кто и как их сделал? Такие "малые подвиги", за которые не дают орденов и не вешают на доску почета, тем не менее бывает даже более важны и нужны, нежели подвиги "большие", которые люди совершают часто по долгу своей службы.
Сейчас эти фотографии известны всем, кто интересуется темой екатеринбургской голгофы. Они публикуются во многих изданиях, в том числе составили основу того альбома, который был представлен на вечере в Музее Достоевского.
Я к сожалению, лично с ним не знаком с Виктором Шитовым, но кладу ему низкий поклон и приношу сердечную благодарность. От кого? Хотя бы от себя лично.
С радостью бы познакомился с этим человеком, у которого есть чему поучиться: во время понять, что в жизни и в истории есть вещи, которые можешь сделать только ты один и больше никто кроме тебя.
Вот так Виктор Шитов послужил памяти нашего Государя, благодаря чему мы имеем последние снимки последнего дома давшего кров последнему Русскому Царю...








Видно, что снимок сделан из окна автобуса.





Tags: Русская Голгофа, Царственные мученики, музей Достоевского, подвижники, преступление
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments