Протоиерей Геннадий Беловолов (otets_gennadiy) wrote,
Протоиерей Геннадий Беловолов
otets_gennadiy

Category:

КАК ПОМИНАТЬ СХИМНИКОВ?

Ко мне на вчерашний пост памяти старца Агапита Киево-Печерского http://otets-gennadiy.livejournal.com/261019.html пришел замечательный коммент от Дмитрия и Ирины Утюж http://vk.com/id8393669:

"Со святыми упокой Господи душу схиигумена Феодосия (Милованова) за теплыми пирогами, за святыми просфорами и мирским каноном и его святыми молитвами помилуй нас грешных! Аминь. Ирина Утюж"

Я порадовался, что мое сообщение подвигло на поминальную молитву о душе благодатного, но к сожалению позабытого подвижника благочестия.

Однако я обратил внимание на то, что уважаемые читатели моего блога назвали его по схимническому имени и у меня в очередной раз возник вопрос, который и раньше вставал: как правильно называть подвижника по его более известному имени, или часто почти неизвестному имени в схиме. Этот вопрос встает перед священником не только теоретически, но и практически на панихидах, когда нужно конкретно поминать душу усопшего.

Строго говоря, нужно поминать по последнему имени, с которым человек отошел в вечность. И в этом смысле правы мои Уважаемые Читатели, называя старца Агапита его схимническим Феодосием. Но с другой стороны он принял тайный постриг в схиму и при жизни его все знали как Агапита.
Я бы не сомневался в этом вопросе, если бы не реальная практика нашей Церкви, в которой мы видим множество примеров, когда в том случае, если схима была тайной или кратковременной, принятой буквально накануне смерти, все же поминать подвижника под более известным его именем.
Могу привести такие примере:
преподобный Иов Анзерский - в схиме Иисус,
святитель Митрофан Воронежский - схиме схиепископ Макарий,
св.кн.Александр Невский - в схиме преп.Алексий.

Кого еще забыл? Можно вспомнить и не прославленных исторических личностей:
царь Иоанн Грозный - в схиме Иона.
Надеюсь, что Вы можете помочь привести еще примеры таких расхождений.

Как духовно и логически объяснить эту практику, - я прямо затрудняюсь. Разве что икономией, то есть духовной пользой Церкви, чтобы меньше путаницы было.

Сам я интуитивно склоняюсь к этой живой практике Церкви. Хотя в конкретных случаях. возникают сомнения. как например в случае со старцем Агапитом.
До сего дня я поминал Агапита именем, с которым его знала вся Россия. Кстати, в Православной энциклопедии он также значится как "Агапит Киево-Печерский".
Tags: память, панихида, подвижники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments