Протоиерей Геннадий Беловолов (otets_gennadiy) wrote,
Протоиерей Геннадий Беловолов
otets_gennadiy

Category:

ЕСТЬ ЛИ ЖИЗНЬ ЗА ШТАТОМ ИЛИ КАК Я ПРОЖИЛ 20 ДНЕЙ ЗАШТАТНЫМ СВЯЩЕННИКОМ

Прежде, когда я слышал, что какой-то батюшка оказался за штатом или под запретом, безусловно сочувствовал, но не мог себе представить, как это - быть за штатом. Ведь я пришел в Церковь служить Богу. И разве может кто-нибудь запретить мне служить Богу, разве можно оказаться в этом служении "за штатом"?!
Но как говориться, не зарекайся от сумы... Вот о чем не думал, не гадал, что сам окажусь за штатом.
Указом №3 от 17 января с.г. митрополит Варсонофий освободил меня от должности настоятеля храма Св.Иоанна Богослова (Леушинское подворье) и уволил за штат, предоставив право перехода в Тихвинскую епархию. Этот указ спустя две недели был опубликован на сайте Санкт-Петербургской епархии. Я его получил на руки только 25 января. Мне даже не пришлось ехать за ним в епархию. Передали с оказией в Сомино, как раз на 9-й день, - прямо как покойника помянули.
Правда, почему-то в публикации на сайте не было указано основание для моего увольнения, которое значилась в бумажном оригинале - «за систематическое отсутствие на приходе и пропуски Богослужений». Эта причина не вызвала у меня ничего, кроме недоумения. Ни для кого не было секретом, что я не присутствовал на приходе, а постоянно жил при храме. У меня была оборудована комната на чердаке. Было весьма романтично. В дождь капли барабанили по крыше, не давая уснуть. (Мы с моей матушкой в последние 16 лет жили как брат и сестра, она занималась воспитанием детей, а я делами прихода).
Спрашивается, как можно отсутствовать там, где ты живешь 24 часа в сутки?
Что касается «пропуска Богослужений», должен сказать, что я уже 24 года служу на дальнем приходе в селе Сомино и окрестных селах, где удалось построить несколько новых и возродить старые храмы: Подборовье, Заборье, Поток, Лидь, Лиственка (до последней из Питера 350 км). Первые двадцать лет до разделения епархий я служил здесь как настоятель, последние четыре года после разделения епархий в статусе командированного священника. Все эти храмы я окормлял один. На столь дальних приходах, как впрочем и на Леушинском подворье, пока там находился психдиспансер, желающих служить не находилось. (В 2015 году я наконец-то выпросил себе в Питере второго священника. Но тот прослужив год, ушел на другой приход из-за отсутствия треб на Леушино).
На большие праздники, такие как Рождество, Крещение, Пасха, естественно, вставала проблема, где мне служить, и мне приходилось искать себе замену. Несколько лет помогал заштатный батюшка о.Иоанн Оларь (сейчас служит в Грузии). В последнее время владыка Мстислав присылал к нам на Леушино свирских иеромонахов. Можно ли в этой ситуации сказать, что я пропускал Богослужения, в то время когда я исправно служил в местах столь удаленных, в храмах, в которые еще ни разу не ступала нога архиерея? То есть получается, что меня направили на самые дальние рубежи митрополии, подмоги не дали, а потом обвинили, что я не служу в тылу. А если бы я не служил на дальних приходах, то мог бы получить точно такой же указ «за пропуски Богослужений» уже с этой стороны. В миру это называется беспроигрышная лотерея.

Только после получения указа на руки я наконец-то смог обратиться в правящему архиерею Тихвинской епархии епископу Мстиславу с прошением принять в меня в клир вверенной ему епархии (где я и так, повторяю, служу уже 25-й год).
Но это оказались дни Рождественских чтений в Москве, потом день интронизации патриарха Кирилла. Владыка был занят. Попасть на прием к нему я смог только на этой неделе. Епископ Мстислав выразил мне свою поддержку. Сказал, что считает меня «батюшкой-тружеником», надеется на мое активное участие в жизни епархии. Я написал прошение о зачислении меня в клир и тут же получил командировочное удостоверение от 7 февраля с направлением в храм свв.Апп.Петра и Павла в с.Сомино.
Вот таким образом, я неожиданно для себя целых 20 дней пребывал за штатом.
Каково же оно, быть заштатным?
Заштатный священник — это тот, который не состоит в штате никакого храма, священник без прихода, без народа и без дохода. Отправить за штат считается в церкви формой дисциплинарного наказания. Следующая мера — запрет в служении, а потом — снятие сана. По идее, заштатный священник не может возглавлять службу, в лучшем случае только сослужить и то по благословению настоятеля.
Первые дни я даже не знал, что нахожусь за штатом за отсутствием указа.
Когда же прочел документ, понял, что теперь все мои храмы и приходы — не мои, что теперь я не могу в них служить. Помню чувство, посетившее меня: теперь я — ничей и никто, пастырь без паствы, капитан без корабля, отец без семьи. С другой стороны, я почувствовал какое-то странное чувство свободы: «освобожден так освобожден». Я почувствовал себя просто священником... ни сельским, ни городским, а просто батюшкой маленьким и незаметным, как будто в первый день рукоположения.
Я мог делать, что угодно, и ехать, куда угодно. И никому до этого не было никакого дела. Я в одночасье стал частным лицом, не представляющим никого кроме самого себя.
Не скрою, в голову полезли искусительные помыслы: а не продлить ли мне это заштатное состояние? Отдохни, остановись, оглянись... Шесть дней трудись, а седьмой день покоя. Вот он у меня и настал после 24 лет трудов...
И почему-то захотелось почитать классику, перечитать всего Пушкина... Начал со "Сказки о царе Салтане", - замечательное произведение о превратностях судьбы.
Встал извечный вопрос, что делать? Я решил воспользоваться своей свободой и побывать в Печорах, где не был уже несколько лет, помолиться на гробе старца Иоанна Крестьянкина. Поездка оказалась более, чем благодатная. Там в день своего ангела преподобного Геннадия Костромского я вспомнил Евангелие, читаемое на память преподобных, в котором сказано, что есть иго, которое «благо», и бремя, которое «легко есть»... И можно ли от него отказываться, если к нему призывает Сам Христос?
Эти 20 дней за штатом я запомню надолго. Как ни странно, за штатом еще более глубоко чувствуешь связь со Христом, понимаешь, что от храма тебя могут отстранить, а от Бога - нет. Никому не дано такой власти, чтобы "освободить" от следования за Христом. Господь с тобой и в радости и в скорби, и в штатах и за штатом? Видимо, для духовного опыта нужно пережить разные ипостаси священнического служения как образ верности Христу.
Ну а в народе в таких случаях говорят, что за одного битого двух небитых дают.
Сегодня еду на дальний приход топить остывшие за эти 20 морозных дней мои храмы.
Tags: дальний_приход, священство, скорби
Subscribe

  • СОМИНО РУЛИТ!

    Или как наш сельский храм стал городским! Дорогие браться и сестры, запомните этот адрес: город Сертолово, ул.Мира,11, корп.14. Теперь этот…

  • СНЕЖНЫЕ СНЫ ПЕТЕРБУРГА

    Нынешнему Петербургу снег только снится в старых дореволюционных снах. Собрал подборку прекрасных снежных фотографий дореволюционного…

  • ПОЗДРАВЛЕНИЕ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА С НОВЫМ ГОДОМ

    ПОЗДРАВЛЕНИЕ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА С НОВЫМ 1898 ГОДОМ «Дай Бог, чтобы наступающий год был мирным, спокойным, счастливым и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 71 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • СОМИНО РУЛИТ!

    Или как наш сельский храм стал городским! Дорогие браться и сестры, запомните этот адрес: город Сертолово, ул.Мира,11, корп.14. Теперь этот…

  • СНЕЖНЫЕ СНЫ ПЕТЕРБУРГА

    Нынешнему Петербургу снег только снится в старых дореволюционных снах. Собрал подборку прекрасных снежных фотографий дореволюционного…

  • ПОЗДРАВЛЕНИЕ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА С НОВЫМ ГОДОМ

    ПОЗДРАВЛЕНИЕ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА С НОВЫМ 1898 ГОДОМ «Дай Бог, чтобы наступающий год был мирным, спокойным, счастливым и…