Протоиерей Геннадий Беловолов (otets_gennadiy) wrote,
Протоиерей Геннадий Беловолов
otets_gennadiy

Category:

Паломничество в город Святого Креста

Сегодня 15-летие явления Свято-Крестовской Богоматери

Удалось найти и отсканировать статью о Буденновске, написанную в 1995 году сразу по горячим следам моей поездки в этот город на 40-й день трагедии. Сейчас, спустя 15 лет, воспринимаю эту поездку как паломничество к святому месту. Тот день для меня стал каким-то духовным рубежом. Там я понял, что духовная брань в этом падшем материальном мире проявляется вполне конкретно. Там я понял, что призвание служить Христу - это военный призыв на фронт. Может быть в этой статье нужно было бы что-то изменить, но оставляю все, как было написано. В конце привожу тропарь, написанный митрополитом Гедеоном.


С необыкновенным волнением ехал я в Буденновск... Отец Василий, настоятель Спасского собора в Пятигорске, пригласил меня на панихиду в сороковой день после трагедии...
Среди бескрайних ставропольских полей раскинулся на берегу реки Кумы цветущий, в зелени городок, похожий, скорее, на большую казачью станицу. Все дома одноэтажные, с огородами и палисадниками. Многоэтажек не видно. Впечатление полной беззащитности города. Можно зайти в любой дом. Как это было страшно в те дни...
На улицах Буденновска я увидел стоящие на земле вазы с живыми цветами, которые меняют каждый день. На головах многих женщин — черные платки... Все полно скорбных воспоминаний и тяжелых дум о невинных Жертвах...
В больнице среди захваченных бандитами заложников была певчая местной церкви раба Божия Нина. В течение всех дней заточения она читала и пела Псалтирь, которая чудом оказалась с ней. Люди вокруг тоже присоединялись к молитве. Боевики не посмели запретить им молиться, хотя и пытались срывать нательные кресты.
Буденновская трагедия была духовной битвой.
Рассказывают, что в больнице среди бандитов был некий странный «белый человек». Жители города считают, что иначе, как магическим воздействием экстрасенса, невозможно объяснить поведение некоторых заложников и врачей больницы, которые после всего случившегося заявляли об убийцах, что они «хорошие» (именно их и демонстрировало телевидение и некоторые газеты).
Противостояние происходило не только силой оружия, но силой веры. К одной молившейся пожилой женщине в больнице подошел боевик-чеченец и сказал: «Помолись и обо мне». Она ответила: «Ты ведь мусульманин...» — «Все равно помолись».
Случайно ли был избран бандитами с зелеными повязками на голове для нападения город, носивший прежде имя «Святой Крест»? Случайно ли больница, захваченная боевиками, находится на территории бывшего монастыря, который связан с памятью князя-мученика Михаила Тверского?..
В начале XIV века на берегу реки Терек в предгорьях Большого Кавказа, в ставке татарской Орды был злодейски убит благоверный князь Михаил Тверской.
У князя был выбор: остаться в живых, но навлечь карательный набег ордынцев на Русь, либо ехать в Орду на верную смерть, предотвратив пролитие невинной крови на Русской земле.
Святой князь стал первомучеником Православия на Северном Кавказе и одним из его небесных покровителей.
Когда тело убиенного везли на повозках в Москву, в городе Маджары (древнее название Святого Креста) была сделана остановка, и христиане просили поставить гроб с телом князя в храм. Сопровождавшие недруги не допустили этого и приказали положить тело в хлев. В ту же ночь многие жители видели, что над хлевом поднимался огненный столб от земли до неба, а днем была видна над ним дивная радуга. Это было первое прославление святого князя-мученика.
На месте, где просияли мощи святого, в прошлом веке был основан маджарский Воскресенский монастырь, в котором построили особый храм в память о первомученике Кавказа.
Почти через семь столетий после мученичества Михаила Тверского здесь совершилось новое мученичество русских людей. Город Святого Креста, как некогда князь Михаил, так же жертвенно принял первый удар на себя за всю Россию. Буденновская трагедия продолжила древнюю историю.
Бандиты на КАМАЗах везли гробы будто бы русских солдат, в которых на самом деле лежали смертники-боевики. Они восстали из гробов и принесли смерть ни в чем не повинным русским людям. Кучка бандитов захватила мирный степной город. Больница, место спасения жизни, стала темницей, местом мученичества. Люди стали живым щитом бандитов. Власти бездарно штурмовали, потом безвольно выполнили абсолютно все требования бандитов, считая это чуть ли не своим подвигом. Вступили в переговоры с уже побежденными в горах боевиками.
Бандиты вершат историю.
Большего позора Россия еще не знала.
В те дни вспомнились слова царя-мученика, записанные в дневнике в день отречения: «Кругом измена, трусость и обман».
Не вся ли Россия ныне — Буденновск? Не весь ли народ наш оказался заложником у боевиков перестройки? Все мы — не живой ли щит преступных политиков?
Россия всегда верила в чудо. В те дни людей могло спасти только чудо. И чудо произошло. «Вера твоя спасла тебя». Русское упование на чудо Божие не посрамилось.
Люди молились о спасении плененных, и во время этой пламенной молитвы в небе над больницей, в которой томилось в страшном ожидании около полутора тысяч человек, явилась Матерь Божия. Ее видели в городе многие богомольцы.
Рассказы очевидцев о явлении Божией Матери записываются, письменные свидетельства документируются. Эти свидетельства сходятся в том, что явившаяся Богоматерь молилась перед Святым Крестом Своему Сыну о спасении страждущих людей, о преложении суда на милость.
Господь не оставил не услышанным моление Своей Матери.
18 июня, в праздник иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец», по благословению митрополита Гедеона был совершен в местном храме Казанской Богоматери соборный молебен ставропольского духовенства во главе с протоиереем Павлом Самойленко и архимандритом Александром (Ищеиным). Именно в этот день после молебна Богоматери обстоятельства неожиданно изменились. Злые сердца бандитов заступлением Божией Матери умягчились. Лютый разбойник, обезумевший от крови, до этого отвергавшие любые переговоры, принял все условия освобождения плененных людей. Это стало концом трагедии. На другой день заложники были освобождены.
Митрополиту Гедеону были представлены письменные свидетельства очевидцев явления Божией Матери. На их основании Ставропольский владыка благословил написать икону Божией Матери, которую назвали «Свято-Крестовская Богородица». На этой иконе Богородица изображена молящейся пред восьмиконечным русским крестом. Глаза Богоматери, кажется, полны скорбных слез. Иконография совпадает с моленной иконой преподобного Серафима Саровского «Умиление — Радость всех радостей».
Митрополит Гедеон освятил икону в кафедральном соборе на мощах святителя Игнатия Кавказского (Брянчанинова), небесного покровителя епархии, в архиерейство которого произошло замирение Кавказа.
К сороковинам памяти невинно убиенных, совершавшимся 23 июля, новосозданная икона была привезена в Буденновск в храм Казанской Богоматери. После Божественной литургии мы прошли крестным ходом по улицам, на которых происходили трагические события. Вслед Свято-Крестовской Богоматери через весь город следовало огромное количество народа. Наверное еще ни одно шествие здесь никогда не собирало столько людей воедино. Над городом плыло бесконечно повторяемое песнопение «Пресвятая Богородица, спаси нас».
Секретарь Ставропольской епархии протоиерей Павел Самойленко вспомнил, как он, приехав в первые дни трагедии, спрашивал у жителей города: «Где находится у вас храм?» — и слышал в ответ: «А разве он у нас есть?»
Когда икону проносили мимо больницы с зияющими провалами окон и стенами, закопченными черным дымом, показалось невероятным и нереальным все, что здесь произошло сорок дней назад. Неизреченным и непостижимым казалось и само чудо явления Богоматери. Я взглянул на икону: такой явилась Божия Матерь здесь сорок дней назад. Икона теперь стала духовным свидетельством всего происшедшего. Икона навсегда запечатлела пребывание Божией Матери на этом месте.
Монастырь, над которым, по сути, и было явление Богоматери, стоит на самом краю города, за ним открывается степь. После налета безбожников в 30-х годах от обители остались только келейные корпуса, все храмы и стены были разрушены. В центре Воскресенского монастыря перед Свято-Крестовской иконой был освящен большой из черного мрамора с выбитым поминальным крестом и надписью: «Жителям г. Св. Креста, невинно убиенным от бандитов 14- 20 июня 1995 г.».
На месте разрушенного монастырского храма по благословению митрополита Гедеона был совершен чин основания храма памяти всех невинно убиенных на Кавказе в честь святого князя Михаила Тверского, кавказского перво-мученика. На закладке присутствовали главы администраций многих городов Ставрополья. Икону Михаила Тверского с частицей мощей держали представители свято-крестовского казачества. Архимандрит Александр, настоятель Казанской церкви, высказал свое желание обязательно возродить сам Воскресенский монастырь. Может быть, закладной камень храма станет началом возрождения обители.
Как чередной священник сподобился я держать образ Свято-Крестовской Богородицы во время закладки храма и приложиться к новой русской святыне. Присоединил и я внутренне пред Пречистой Богородицей свою малую молитву о возрождении первого на Кавказе православного монастыря, отныне дорогого для всей России места паломничества, о возрождении всего нашего сирого Отечества — Святой Руси.
Закончился наш крестный ход на городском кладбище. Оно расположено на большом холме, в центре которого стоят сто двадцать восемь одинаковых, новых восьмиконечных крестов над свежими холмиками могил. Именно здесь, на кладбище, я ощутил реальные размеры трагедии. Никогда не думал, что цифра 100 — это так много. 128 могил — ведь это целое кладбище! Во время панихиды несколько раз были помянуты по именам все невинно убиенные. Среди них много женщин. Во время панихиды я также держал Свято-Крестовскую икону. Когда брызги святой воды, освящавшей поминальную кутью, упали на икону, показалось, что Сама Божия Матерь заплакала о «всех зде погребенных».
Эти кресты на могилах по внешнему виду и пропорциям удивительно напоминают тот Крест, пред которым молится Богоматерь на Свято-Крестовской иконе.
Весь этот крестный ход стал явлением и прославлением новонаписанной иконы. Будто Сама Божия Матерь прошла по скорбящему городу, всех утешила, всех помянула, Сама положила камень в основание обители.
События в Буденновске называют трагедией. Точнее было бы назвать Голгофой. Трагедия — безысходна. Голгофа венчается Воскресением.
Теперь особым смыслом наполнились названия города — Святой Крест — и Воскресенского монастыря в нем. Город Святого Креста стал русской Голгофой. (Город требует вернуть себе имя Святого Креста.)
Здесь был воздвигнут Русский Крест.
Здесь совершилось явление славы Божией.
Здесь явилась Божия Матерь. Здесь, в храме Казанской Богоматери, будет храниться образ Свято-Крестовской Богородицы. Вскоре, видимо, будут составлены Ей молитва, тропарь, акафист.
Здесь заложен храм в честь первомученика гор Кавказских князя Михаила Тверского.
Буденновская трагедия — не просто политическое событие. Мученическое убиение русских православных людей — история православной России. Град Святого Креста стал одним из духовных центров Святой Руси, наряду с Радонежом, Куликовым полем, Дивеевым, Соловками.
Град Святого Креста стал откровением судеб Божиих о России. Здесь было открыто, что Россия — на Кресте, и ее распятие достигает какой-то высшей страшной точки, когда окончательно должна быть определена ее участь. С кем она? Умрет или воскреснет? Когда наступает тот момент русской Голгофы, когда должно быть произнесено великое слово: «Совершилось». Кажется, что уже скоро, скоро будет испита до дна чаша русского страдания, которую уже столько лет пьет русский народ. Здесь было открыто о том, что Божия Матерь молится со слезами Сыну Своему пред русским восьмиконечным Крестом о помиловании России. Наша надежда — на молитву Богоматери пред Господом.
В двадцатом веке была явлена только одна икона Божией Матери — «Державная», в 1917 году в Москве*. Вторая икона явилась здесь — в граде Святого Креста в 1995 году.
Священник Геннадий БЕЛОВОЛОВ,
г. Се. Креста—Пятигорск—
Санкт-Петербург.
(по материалам газеты «Православная Москва»,
№25, 1995 г.)


* В двадцатом веке Россия дважды сподобилась этой милости: в 1905 г., во время русско-японской войны, на Дальнем Востоке была обретена Порт-Артурская икона Божией Матери «Торжество Богородицы» — ред.


ТРОПАРЬ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ПРЕД ИКОНОЙ ЕЁ СВЯТО-КРЕСТОВСКОЙ
Чрез святую Твою икону, явленную нам на Кавказе Тобою, о Владычице, люди града Святого Креста от страшнаго агарянского нападения чудесно свободила еси, благая Вратарнице! Пленение, скорбь и узы в радость и свободу пре-менила еси, скоропослушнице наша. Молим тя, Матерь Божия, и на будущее время защищай всех нас, на Кавказе живущих чад Твоих, от нашествия агарянского, непрестанно молящеся у Креста Сына Твоего, Всенепорочная.
Tags: Божия Матерь, Буденновск, Пятигорск, Свято-Крестовская_икона_Богоматери, иконы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments