Протоиерей Геннадий Беловолов (otets_gennadiy) wrote,
Протоиерей Геннадий Беловолов
otets_gennadiy

Categories:

ХЛЕБ МАТУШКИ ТАИСИИ. Новая традиция Леушинского подворья


Последний прижизненный снимок игумении Таисии на балконе своей кельи в Леушинском монастыре

В Церкви существует интересная древняя традиция — в дни праздников святых готовить в их честь угощение. Наиболее ярко эта традиция запечатлена в так называемом Чине благословения калача (вариант — "колача"), который в старых требниках и в живой практике на Балканах, прежде всего у сербов. Он совершается в престольные праздники храмов, а также в дни, так называемой, семейной "славы", в дни небесных покровителей всей семьи.
Специально для праздника приготовляется белый круглый хлеб — калач (слово «калач» как раз и означает — круглый), который священник освящает в храме (или дома), благословляя его словами: «Господи, Иисусе Христе Боже нaш, благослови хлеб и вино сие Духом Твоим Святым, всегда ныне и присно, и во веки веков». Также говорит: «Во славу и честь святаго (имярек), принсимъ ти сия, Господи Боже, его же молитвами приими, Всещeдре, жeртву сию в пренебeсный твой жeртвенник».
В некоторых случаях в честь святого готовится особая пища, которая содержит исторические напоминания, связанные с его подвигом или чудом, как например, в 1-ю субботу Великого поста - в честь св. Феодора Тирона готовится и освящается в храме коливо (вареная пшеница), в память его чудесной помощи, сохранившей чистоту поста.
На основании этого общего правила в народном благочестии возникли традиции испекать на Сорок мучеников — жаворонки, в Крестопоклонную неделю — т.н.«кресты», а на память преп. Иоанна Лествичника — лествицы.
Приняв эту идею на вооружение, мы в храме на престольные праздники стали также готовить какую-нибудь пищу в память празднуемого святого, освящать ее на молебне и раздавать нашим прихожанам. Легче всего было с Иоанном Кронштадтским. В воспоминаниях о Батюшке можно найти упоминание, что он любил пироги с яблоками, которые ему готовила Елизавета Константиновна. Теперь на каждый праздник Дорогого Батюшки наши прихожане выпекают много пирожков с яблоками, которые на отпусте получают все гости храма.
После этого встал вопрос:а что же печь на Иоанна Богослова? Нетрудно догадаться, какая идея тут же пришла. Стали выпекать пряники в виде орлов или с изображением орла, который является символом Евангелиста Иоанна. «Орлы» пользуются большим спросом в праздник.
Потом встал вопрос: а почему мы на святую Варвару ничего не готовим? Что же здесь такое придумать в тему? Решили, что в память тех трех окон, которые Варвара соорудила в бане, нужно приготовить особое печенье в виде треугольников. Оно получило у нас название «варваринские треугольники» (см. о них: http://otets-gennadiy.livejournal.com/229856.html).
После праздника св. Варвары в прошлом году я спросил леушинских сестер: «Всех наших святых почитаем, а матушку Таисию забыли. Надо что-то приготовить и на день ее памяти, скоро 15 января».
Вопрос не простой, какой "колач" приготовить для нашей игумении дорогой матушке Таисии? Я стал вспоминать все книги леушинской игумении, перелистал все главы ее «Записок», в поисках какой-нибудь кулинарной зацепки. И в конце концов нашел ее в описании видения игумении Таисии св. Симеона Богоприимца, бывшего ей на день памяти святого 3 февраля. В нем матушка описывает таинственную и чудесную беседу и трапезу в гостях у праведного Симеона, которой она удостоилась в день первого чтения Акафиста святому Симеону, составленного ею (см. XXII главу "Келейных записок). Игумения Таисия самым подробным образом описывает детали этой райской трапезы. Приведу этот абзац:
«Но вот св. Симеон Богоприимец сказал:"Надо же и угостить гостей моих!" Хотя никого, кроме нас, не было во всем доме, то есть где мы проходили и сидели, но вот со словом праведника явились перед нами на столе три прибора, то есть перед каждым из нас; а затем, хорошо помню, что как бы сверху спустилось блюдо, на котором лежало кушанье; еще когда спускалось оно, то, по мере его приближения, аромат его усиливался, а когда оно совсем стало на место посреди стола, то благоухание наполнило всю комнату, так что я едва выдерживала производимую им сладость души. Вид явившегося кушанья был похож на большие ломти белого хлеба, уложенные рядом один возле другого и облитые чем-то густым, белым и горячим, потому что от него шел как бы пар, издававший это благоухание. Когда все это совершилось, св.Симеон встал, возвел очи к небу, и, прочитав молитву, благословил, сказав обычные слова: "Христе Боже, благослови рабом Твоим". Помню хорошо, что все мы взяли по куску из лежащего на блюде кушанья и положили на свои тарелки. О других не знаю, вкусили ли они этой пищи, о себе же помню хорошо, что я не смела до нее дотронуться, хотя и положила к себе на тарелку. Я вкушала, и вкушала с избытком, но не вещественно лежавшую передо мной пищу, а какую-то необычную сладость сердца, которая, как у пресыщающегося пищей тленной, все более и более насыщала мою душу, и, если бы не кончилось это видение, если бы не проснулась я, то не знаю, осталась ли бы душа моя во мне».
Когда я прочел слова «Вид явившегося кушанья был похож на большие ломти белого хлеба, уложенные рядом один возле другого и облитые чем-то густым, белым», мне все стало ясно. Не надо ничего придумывать. Это должен быть простой хлеб, который нужно полить белым кремом.
Я попросил обойти нашу трапезарницу сестру Викторию окрестные пекарни и булочные, купить лучшие хлеба для пробы. В тот день у меня был особый обед: на первое — хлеб, на второе — хлеб, и на третье — хлеб. Лучшим оказался хлеб из булочной «Буше». С белым кремом — мне очень понравилось. Купили пять хлебов и совершили их рукотворное умножение. Нарезать попросили прямо в булочной хлеборезкой, чтобы все было ровненько, а главное «большими ломтями», как сказано у матушки. И на каждый ломоть поставили изображение креста из крема.


Все это разложили на несколько подносов.
После панихиды по игумении Таисии я рассказал прихожанам о новой идее — приготовить особый хлеб в память о Дорогой Матушке. Прочитал молитву, окропил святой водой. «Поминайте нашу матушку Таисию...»
Я волновался, как будет принято это начинание, не слишком ли просто - ломоть хлеба, как есть хлеб в сухомятку? Потом службы, выйдя из алтаря, с интересом спрашивал: «Ну как хлеб матушки?...» Первая же сестра ответила: «Это было объедение! Такого вкусного хлеба никогда не ела!»
Общее мнение было - "очень хорошо"!
«Тогда будем считать, что сегодня у нас возникла новая традиция — освящать в день памяти Таисии ее райский хлеб».
Будем почитать приснопоминаемую великую игумению Таисию, может быть, сподобимся стать с нею сотрапезниками в Царстве Небесном!
Tags: Леушинское подворье, игумения Таисия, праздник, престольный праздник
Subscribe

  • ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВ ДОМА РОМАНОВЫХ

    Сегодня праздник Феодоровской иконы Божией Матери, установленный в память благословения при избрании на царство Михаила Романова в 1613 году в…

  • ОСКОЛКИ КРОНШТАДТСКОЙ ИСТОРИИ

    Еще одно кронштадтское письмо писателя Валерия Колодяжного Добрый вечер, дорогой досточтимый батюшка! Занимаясь просмотром ранее мною…

  • КОГДА КРОНШТАДТ БЫЛ ЗАКРЫТЫМ ГОРОДОМ

    Кронштадтские рассказы писателя Валерия Колодяжного Писатель Валерий Аркадьевич КОЛОДЯЖНЫЙ прислал "последнее" письмо с рассказом о Кронштадте…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments