Протоиерей Геннадий Беловолов (otets_gennadiy) wrote,
Протоиерей Геннадий Беловолов
otets_gennadiy

Category:

МОЛИТВА НЕИЗВЕСТНОМУ СВЯТОМУ. Помогите его узнать?



Я уже писал о необычайном обретении иконы в селении Лидь (в старину - Скверы), которая многие годы — более полувека — использовалась в качестве столешницы на кухне («Как нынче являются иконы» http://otets-gennadiy.livejournal.com/229239.html).

Вся икона оказалась закрашенной зеленой заборной краской. Судя по всему, лики на иконе не давали спокойно кушать за таким столом. Вообще страшно представить, как можно есть на иконе. Зримый образ торжества материального бытия над духовным. Такой пир на иконе сродни пиру во время чумы. Лики были густо закрашены, совесть успокоена. Обеды продолжены.
В этой истории меня сразу заинтересовал вопрос, какой же святой изображен на этой многострадальной иконе? Какой же святой столько лет терпел такое отношение к себе?</cut>
Но сколько мы на приходе в Заборье не рассматривали икону - и прямо, и сбоку, и с подсветкой — ничего рассмотреть было невозможно. Стало ясно, что икону нужно везти в Питер, показывать реставратором, делать пробные расчистки.




Позавчера я привез икону на Леушинское подворье. А сегодня приходил знакомый реставратор Алексей Черепанов, талантливый профессионал своего дела, участвовавший в больших реставрационных проектах, в частности, в реставрации иконостаса Успенского собора в Смоленске.



Алексей принес с собой все необходимое для пробной расчистки. Я его расположил в крестильне. «Икона сильно руинирована», - сказал он на профессиональном языке первичный диагноз после осмотра иконы. Потом я оставил его наедине с иконой, чтобы не мешать. Я занялся своими делами, но при этом внутренне с волнением ожидал разгадки вопроса, который волновал меня последний месяц. Часа через полтора Алексей оживленно выглянул из крестильни: «Батюшка, есть, что посмотреть...»
То, что я увидел, стало как разгадкой, так и новой загадкой. На иконе было вскрыто изображение святого, которое находилось на самом краю доски, так что часть главы была утрачена. Было очевидно, что иконуеще и опилили, приспосабливая под столешницу. Но к счастью, лик святого в целом сохранился.
Алексей пояснил, что в центре икона не только закрашена, но попросту стерта. Возможно, чтобы избавиться от взглядов святых красочный слой безжалостно счистили наждачной бумагой или абразивным кругом. Поэтому пробная расчистка не позволила выявить изображение в центре доски. Нужна более кропотливая расчистка всей иконы, чтобы составить о ней представление.



Я видел перед собой лик неизвестного святого, кротко взиравший на меня. В его лице было запечатлено страдание и горечь: что же я вам сделал плохого, что вы меня закрасили заборной краской; в его глазах читались недоумение и вопрос: у вас вообще мозги есть или нет, неужели вам стол дороже, чем икона?! Я почувствовал себя виновным перед этим святым за то, что наши предки не нашли лучшего применения святой иконе, кроме как хлебать щи на ней. Сколько же лет на святой иконе ели, пили и чай и водку, резали хлеб и колбасу. И самое страшное, не видели в этом страшного, никакого греха и кощунства.
Есть предание, что на доске, на которой некогда Господь наш Иисус Христос трапезовал на тайной вечере, впоследствии христиане написали икону (и это Владимирская икона Божией Матери). Наши предки в ХХ веке поступили с точностью наоборот, из иконы сделали кухонный стол.
Прости нас, святой угодник Божий... Я бы устроил выставку в Третьяковке всего двух икон - знаменитой Владимирской и нашей только что обретенной Скверской. Обо многом сказали бы эти две иконы русскому человеку, помещенные рядом...
Но какой же это все-таки святой? По деталям иконографии — видно Евангелие в руке, благословляющая десница, детали архиерейского облачения: омофор, саккос, - очевидно, что это святитель. Можно было бы предположить, что это святитель Николай, которому посвящен престол в храме, но нет с ним «портретного сходства». Николу Угодника сразу узнаешь на любой иконе любого стиля и любого века. У нашего святого видна длинная борода против короткой бороды у святителя Николая.



Над святым сохранился фрагмент надписи, который можно прочитать как «...оровицкий». Но я не вспомнил святителя с таким титулом.
Пока что больше вопросов, чем ответов.
Я смотрел на лик неизвестного святого и думал: какой смиренный святой — так долго терпел кощунство над своим образом, какой великий святой — по его молитвам чудесно сохранился его лик на доске и сама доска вновь возвращена в храм. Тем более захотелось узнать имя святого, чтобы научиться у него терпению. Если святой вытерпел такое поругание, что же нам остается, как не потерпеть немощи наших ближних.
Я помолился неизвестному святому и попросил его научить меня его смирению.




Итак, кто же этот святой? Может быть, у моих благочестивых читателей будут какие-то идеи. Может быть, мы всем миром сможем узнать его. Помогите открыть имя святого на этой многострадальной иконе.

Я попросил Алексея заняться этой иконой. «Она достойна того! Нужна полная расчистка, тогда картина проясниться». Икону увез к себе в мастерскую. Цену не назвал, но очевидно, что работа будет большая. Кто желает помочь в реставрации иконы-мученицы, отзовитесь в личку, могу сообщить номер карты.


</div>
Tags: Лидь, иконы, кощунство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 33 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →