Протоиерей Геннадий Беловолов (otets_gennadiy) wrote,
Протоиерей Геннадий Беловолов
otets_gennadiy

Categories:

ФОТОГРАФ, БЛАГОДАРЯ КОТОРОМУ МЫ ВИДИМ ИОАННА КРОНШТАДТСКОГО

Еще одним даром, который мы получили от о.Иоанна Кронштадтского в день его памяти, - стал старинный снимок Кронштадтского пастыря.


Дары отца Иоанна к празднику мы получаем регулярно - каждый год именно в этот день. Признаюсь, уже даже как-то привык, и более того — жду их. Но в этом году никаких даров не было, ни накануне праздника, ни перед службой, ни после службы. Кофемолку мы получили, но это было задолго до праздника. И только, когда мы уже спускались по лестнице на трапезу, ко мне подошла женщина, представилась — Зинаида Ивановна, и сказала, что желает преподнести редкую фотографию Иоанна Кронштадтского. Ну вот наконец-то, подумал я, и пригласил ее за стол. И здесь, когда мы перешли к десерту, она и сделала свой дар. Это оказалась известная фотография отца Иоанна с книгой в руках, ее часто публикуют в жизнеописаниях Дорогого Батюшки. Но передо мной был оригинал снимка, причем хорошего качества, а на обороте стояла личная авторская печать фотографа Павла Шаумана. Зинаида Ивановна рассказала, что снимок ей подарила знакомая, которая уехала на пмж в Финляндию и возвращаться в Россию не собирается. Как говорится, в качестве жеста доброй воли по отношению к своей исторической родине она передала коллекцию старинных фотографий, среди которых оказался снимок Всероссийского пастыря. Зинаида Ивановна год назад в этот самый день ездила с нами в паломничество в Кронштадт. Поездка запала ей в душу. Увидев снимок, она сразу решила, что он должен быть в Квартире Дорогого Батюшки.



Чудо это или нет? Вроде бы вмешательства высших сил не было. Все произошло по естественным законам этого мира. Но для меня это было чудесное событие. Каждую новую фотографию, книгу, икону, мемориальную вещь я воспринимаю как чудесный подарок отца Иоанна. Верю, что этот снимок также сам Батюшка Иоанн направил в свою Квартиру.


Кто же такой Павел Шауман? Что мы знаем о нем?
Об этом необыкновенном человеке, пользуясь случаем, стоит рассказать подробнее.
Это настоящий подвижник своего дела и служка Кронштадтского батюшки. Он стал фотолетописцем Всероссийского пастыря. Именно ему принадлежат первые снимки Дорогого Батюшки, он сделал сотни и сотни снимков отца Иоанна, создав целую галерею его портретов, которые представляют собой законченные образы, своего рода фотографические иконы великого пастыря. В этом смысле он достоин того высокого слова, которым первоначально называли фотографов в России - светописец. Трудно себе даже представить, как бы мы представляли себе отца Иоанна без снимков Шаумана. Он тот, благодаря которому мы имеем видеть Дорогого Батюшку Иоанна Кронштадтского. Думаю, придет время и будут изданы альбомы фотографических работ Шаумана с портретами отца Иоанна.

Их отношения кронштадтский историк Сергей Зайцев назвал «великой дружбой». Я бы назвал «великим служением». Шауман одним из первых в России призвал фотографию на служение Церкви через служение ее великому пастырю. Предлагаю краткий очерк, посвященный Павлу Петровичу Шауману, основанный на материалах С.Зайцева (http://kronvestnik.ru/history/17002).
Точной даты их знакомства нет, но доподлинно известно, что первые портреты отца Иоанна были исполнены в фотоателье П. П. Шаумана в Санкт-Петербурге на Невском проспекте, дом 10, то есть до 1878 года, Шауман получает разрешение на открытие фотографического заведения в Кронштадте. Продав фотоателье в Санкт-Петербурге, Шауман переезжает в Кронштадт и навсегда становится кронштадтцем. Это связано с именем отца Иоанна, которому и посвятил всю оставшуюся жизнь фотограф.

Господская (Николаевская) улица Кронштадта. Вид из фотоателье П.Шаумана
В Кронштадте на Господской улице в д.№ 24 в 1882 году начинает работу фотосалон Шаумана. Сюда много раз по приглашению хозяина будет приезжать отец Иоанн. Этот адрес один из иоанновских адресов Кронштадта. Он описан в воспоминаниях самовидцев.


Но помимо фотографического служения великому пастырю Павел Петрович с 1882 года становится постоянным сотрудником отца Иоанна по делам Дома Трудолюбия. Он активно популяризирует и так сказать раскручивает добрую идею отца Иоанна. В 1883 году «Кронштадтский вестник» опубликовал объявление: «О продаже в фотоателье следующих снимков»: «Закладка Дома Трудолюбия в присутствии Их Императорских Высочеств», «Столовая» и «Мастерские» Дома Трудолюбия». Не без помощи Шаумана идея Дома Трудолюбия становится известной в самых широких кругах России и в конце ХХ века в России насчитывалось около 100 таких Домов.
Шауман был не просто помощник, духовным чадом Иоанна Кронштадтского, его послушником. Ему батюшка доверяет осуществлять свои самые заветные идеи. Отец Иоанн Сергиев открывает в Кронштадте детский приют, попечителем которого с 1886 года становится Павел Шауман.
Когда Шауман начинал свой проект создания фотолетописи жизни Кронштадтского пастыря, он не думал о коммерческой стороне дела. Для него это было служение великому подвижнику. Но благодаря этому он стал одним из самых успешных фотографов северной столицы.
Популярность протоиерея Иоанна Ильича Сергиева росла год от года, соответственно росли и тиражи выпускаемых Шауманом фотографий. Фотографии с кронштадтским батюшкой становятся очень востребованными. Редкий паломник уезжал из Кронштадта без фотографического портрета Иоанна Кронштадтского. Они продавались как в ателье Шаумана, так в книжном магазине «Кронштадтского вестника» и даже в свечной лавке Андреевского собора. Последнее место торговли, впрочем, вызвало бурное негодование у недоброжелателей о.Иоанна.
Надо сказать, что батюшка взыскательно относился к работам Павла Петровича и сам принимал участие в отборе снимков , о чём свидетельствуют обнаруженные оригиналы снимков с его благословением.

О съемке в салоне Шаумана сохранились интересные воспоминания Василия Ивановича Мещерского: «Надо было спешить в фотографию П.П.Шаумана… Отец Иоанн дал нам слово сняться с нами… В ожидании его прибытия мы занялись осмотром больших коллекций фотографических карточек. Пересматривая все эти карточки и группы, я не мог не обратить внимание на одно обстоятельство, весьма любопытное и замечательное. Не было, кажется, ни одной в этом море карточек, на которой отец Иоанн был бы снят совершенно одинаково. Что ни карточка, то у него иное выражение лица. По временам эта разница достигала таких размеров, что трудно даже было узнать отца Иоанна. …
Стали быстро подниматься на головокружительную высоту, чуть не под облака, где была устроена сама фотография. … Вот нас начали рассаживать. Отец Иоанн занял почётное место в середине, около него – мы, юнцы. Во время рассаживания отец Иоанн добродушно шутил над фотографом, который часто подбегал к нему, поправляя то крест, то рясу, то голову, прося, наконец, сделать весёлое выражение лица. …
Наконец нас сняли, на половине нашего пути из-под облачных сфер на землю мы должны были проходить комнатой, в которой рассматривали и покупали фотографические карточки отца Иоанна. В этой комнате, вопреки всяким ожиданиям, нас ожидал стол с небольшим «утешением». Хозяйка дома убедительно просила отца Иоанна благословить трапезу… Мы завалили отца Иоанна накупленными карточками, прося подписать их нам на память…»


Новым словом в издательском деле стали Беседы о.Иоанн, произнесённые в Кронштадтском Андреевском соборе, и изданные особой серией книг с портретом автора. Такого в истории Православной церкви не было. Все портреты для печати были выполнены Шауманом.
Еще одним совместным делом отца Иоанна и Павла стало открытие в 1888 году трудовых мастерских при Андреевском попечительстве, организацией и управлением занимался Павел Петрович Шауман. Развивалась жизнь и в Доме Трудолюбия. В 1896 году Павел Петрович становится распорядителем Совета Дома Трудолюбия.
Можно только удивляться работоспособности выдающегося фотографа. Он участвует в многочисленных в том числе и международных фотографических выставках, где показывал выполненные в сложнейшей технике фотографические снимки с картин художника И. К. Айвазовского.

Кстати, знаменитый маринист в 1895 году подарил многочтимому отцу Иоанну свою картину «Хождение Спасителя по водам» в богатой золочёной раме. По просьбе попечителя Андреевского попечительства П. П. Шаумана, батюшка разрешил поместить картину в зале убежища для детей. Судя по всему именно эта картина в советское время попала в фонды хранения Государственного музея истории религии в Санкт-Петербурге.

В 1891 году состоялась знаменитая поездка отца Иоанна на свою родину в Суру для освящения храма Св. Николая Чудотворца. Единственным человеком, сопровождавшим батюшку, был Шауман, который взял с собой походный фотографический аппарат с 6-ю двойными кассетами. Результатами двухмесячной поездки стал прекрасный альбом с 26 видами и портретами, отпечатанными на прекрасной бристольской бумаге в одной из лучшей в России типографии Вильборга. Один экземпляр был преподнесён Царской семье. В благодарность за работу автор удостоился драгоценных подарков: от Ея Императорского Высочества Великой Княгини Александры Иосифовны – золотого перстня с рубином и бриллиантами, а от Его Императорского Высочества Великого Князя Георгия Михайловича – золотой булавки с вензелем Его Высочества, украшенной бриллиантами и рубинами.
Отец Иоанн понимал возможности фотографии и во все свои поездки брал чемоданчик с портретами, начиная с маленьких визит-портретов и заканчивая большими кабинетными фотографиями, так же и раскрашенные фотопортреты на металле, которые он благословлял своим почитателям. Почитатели батюшки верили в благодатную силу лика отца Иоанна и получали чрез них исцеления. Ни один праздник именин отца Иоанна в Андреевском соборе не проходил без подарков, главным из которых был фотопортрет отца Иоанна.
Иоанн Кронштадтский всячески поддерживал труды Павла Шаумана, был щедрым его жертвователем, так в феврале 1896 года во время Первого всероссийского съезда фотографов, проходившего в Москве и учредившего фонд по «Обеспечению помощи фотографам, потерявшим трудоспособность», он стал первым жертвователем этого фонда.

Шауман через отца Иоанна полюбил город служения великого пастыря и стал также фотолетописцем Кронштадта. Он запечатлел жизнь и красоту этого города в сотнях видов города, городских пейзажей, архитектурных памятников. Многие из них в советское время были утрачены и известны теперь только по снимкам Шаумана.
С 1897 года наступает эра первых «открытых писем» (открыток) Кронштадта. И здесь первым был Шауман. Именно с его фотопластинок были отпечатаны первые видовые открытки города. На сегодняшний день эти виды широко публикуются в книгах и альбомах, но, к сожалению, практически нигде не указан их автор.
Кронштадт оценил труды своего летописца, который был награждён тремя орденами и удостоен звания Почётного Гражданина Кронштадта.
О духовной высоте, бескорыстном подвижничестве и человеческой скромности фотографа говорит такой простой факт: среди множества снимков мастера до сих пор не найдено ни одного автопортрета. Так что мы до сих пор не знаем, как он выглядел. Согласитесь, для фотографа — это подвиг.

Троицкий храм, у которого был погребен Павел Петрович Шауман
Кончина близкого друга и духовного отца Иоанна Кронштадтского в 1908 году подорвала здоровье Павла Петровича, он серьёзно заболел. Не прошло трех лет, как 10 сентября 1911 года фотограф умирает. Отпевание происходило 13 сентября в церкви при Доме Трудолюбия. Большая похоронная процессия во главе с военным губернатором Робертом Виреном проследовала на Свято-Троицкое городское кладбище. Гроб с телом был погребён рядом с новой церковью. По завещанию Шаумана вместо венков был дан бесплатный обед для нуждающихся в духе кронштадтского пастыря.
На годовщину его смерти Городская Дума выпустила серию открытых писем с фотографиями Шаумана.
К великому сожалению, могила Павла Петровича Шаумана была утрачена.
Заслужил ли этот человек добрую память о себе? Более чем. Нам должно быть горько и стыдно, что в Кронштадте на сегодняшний день нет ни одного мемориального знака памяти великого фотографа. Никто не вспомнил фотографа в год 100-летия его памяти в 2011 г. (кстати, прошедший год было 105 лет памяти Шаумана). Безусловно, необходимо исправить эту картину. Прежде всего необходимо на доме, где жил Шауман и где было его фотоателье, установить мемориальную доску, может быть, назвать улицу или сквер его памяти, подумать о памятнике в его честь, а также установить хотя бы символический надгробный камень на Кронштадтском кладбище. Почему бы не подумать и о создании музея или мемориальной экспозиции его памяти в доме находилась его мастерская. Создали же в Санкт-Петербурге музей-салон Карлы Буллы на Невском.



Tags: Иоанн Кронштадтский, Св.Квартира_Иоанна_Кронштадтского, добрые люди Святой Руси, память, подвижники, служка, фотографии
Subscribe

  • СТИХИ В ДОРОГУ КРЕСТОХОДЦАМ

    ДОБРОГО ПУТИ, КРЕСТОХОДЦЫ! И день, и ночь, и в зной, и в стужу Идет народный крестный ход, Свершая всю дорогу службу, Незыблемо который год.…

  • СВЯТОЙ ВЛАСИЙ ОСТАЛСЯ БЕЗ ПАСТВЫ

    Сегодня в Сомино престольный праздник святого Власия. С ним я познакомился, когда еще был студентом филологического факультета и мы на занятиях…

  • ИСТОРИЯ КАРТИНЫ, КОТОРУЮ Я УВИДЕЛ 20 ЛЕТ СПУСТЯ

    Говорят, что Сомино — живописное село. Это доказывают художники, которые часто приезжают сюда на этюды. Некоторые такие творческие командировки…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments