Протоиерей Геннадий Беловолов (otets_gennadiy) wrote,
Протоиерей Геннадий Беловолов
otets_gennadiy

Categories:

Урок в 9 В. Плоды забывчивости.



Смог ли бы я работать в современной школе?
Это вопрос мне иногда почему-то приходит в голову, когда я вижу современных школьников, в школе, на улице, в храме...
Если иметь ввиду формальную сторону вопроса, могу ответить утвердительно. У меня высшее филологическое образование, законченный филфак университета, аспирантура Пушкинского Дома, специальность "филолог, преподаватель русского языка и литературы" в дипломе.
Но глядя на молодых людей своего времени, я как-то не тороплюсь воскликнуть пушкинской строкой "Здравствуй, племя младое, незнакомое!» Я чувствую. что это иное поколение, иные нравы, иной менталитет.
И проходя мимо современных школ, я с почтением снимаю шляпу перед учителями, которые трудятся в них над воспитанием нашей подрастающей смены. Но смог ли бы я сам трудиться на этой ниве? Признаюсь, не знаю.
И вот в начале ноября мне позвонили из гимназии №209 и попросили провести у них открытый урок для старшеклассников.
- Но ведь я священник! Сейчас с этим строго. Батюшек в школы не пускают. Дескать, школа отделена от церкви.
- Но ведь вы филолог?
- Да, но я буду в церковном облачении с крестом.
- Про это никаких указаний нет.
Не скрою, это предложения меня хотя и озадачило, при этом все же более обрадавало. Ведь гимназия 209 располагается в стенах исторического Павловского института благородных девиц, где некогда училась великая игумения Таисия, основательница нашего монастыря. Можно только мечтать, чтобы провести урок в тех самых стенах.
Урок в 9 В классе 17 ноября был приурочен к памятному дню восшествия на престол императора Павла Первого, существованием которому, собственно, и обязан Павловский институт, а косвенно и гимназия 209, по крайней мере в этом помещении. В нынешней школе благодаря усердию директора Дмитрия Георгиевича Ефимова, историка по образованию и любителя русской истории, помнят и чествуют юбилейные даты, в том числе не забыли и день восшествия Павла Первого. Тема моего урока и была посвящена Императору Павлу.
Я основательно подготовился к уроку. Взял за основу свою книгу, посвященную т.н. мальтийским святыням ,изданную еще в 2006 году к принесению десницы св.Иоанна Предтечи из Черногории в Россию. Подготовил слайд-фильм, решив, что с ним мой рассказ будет интереснее.
Утром 17 ноября, выдернув флешку с слайд-фильмом из компьютера, я поспешил в школу, которая расположена на Знаменской (ныне ул.Восстания) поблизости от Леушинского подворья. Мой урок должен начаться в 11.15 в классе литературы как напротив директорского кабинета. Ребята терпеливо стояли у двери закрытого класса, куда-то пропал ключ, благодаря чему я успел пообщаться с моим классом еще в коридоре. Они как-то спокойно отреагировали на то, что урок будет вести батюшка.
Урок был открытый, на нем присутствовали преподаватели, представители общественности, а также сам директор школы. Как ни странно, я не волновался, видел только ребят и мне хотелось им рассказать о моем любимом Императоре. Это наверное было самое главное.
Я начал фразой, что наш урок будет историческим и не только по его теме, но по тому факту, что в этих стенах с 1917 года до меня не проводились уроки людьми в рясах . Это стало быть урок, который проводиться впервые за последние 100 лет. Я также сказал. что меня священная честь провести занятие, там где училась игумения Таисия. Начало получилось, как мне показалось, торжественным и интригующим.
Но в тот самый момент, когда я хотел приступить к показу слайд-шоу, и уже вставил флешку нотбук, я обнаружил, что на этой флешке нет папки со слайдами. Я вдруг понял, что взял не ту флешку. В моем компьютере торчало две флешки и я сбросил материал на другую...
Я думал, что это будет провал. Что мне было делать? Хотя бы я узнал минут за десять до урока, я бы еще мог послать кого-то на подворье или позвонить, чтобы мне принесли нужную флешку. Но теперь выхода не было.
Я не стал скрывать этого факта от учащихся. Однако их это обстоятельство, как мне показалось, только еще более заинтриговало: как теперь батюшка выйдет из сложного положения.
Мне теперь оставалось одно - живое общение с классом. Все, что я предполагал показывать на экране, мне теперь нужно было рассказывать словами. У меня в руках не было ничего, кроме слова и живого общения. Я просто стал смотреть ребятам в глаза и рассказывать об Императоре. Я рассказывал, описывал, вопрошал, обращался к аудитории. Главное, я не оглядывался на экран, а смотрел на лица ребят.
Этот урок я запомню надолго.
Когда прозвенел звонок на перемену, я подумал, что это не к нам, я не мог поверить, что урок пролетел так быстро. Ребята сидели не шелохнувшись, в буквальном смысле слова. У меня даже мысли не возникло делать кому-то замечание. Мне показалось даже, что это как-то неестественно, чтобы весь класс был таким прилежным, что-то в этом было подозрительное, может быть, их предварительно настрожили. Но ведь они при этом слушали, внимали, отвечали. Директор, кстати, ушел в другие классы где-то в средине урока.
В общем, после урока я был в состоянии удивления, как интересные дети. Скажу прямо, испытал педагогическое вдохновение. С такими детьми я точно смог бы работать в школе.
После в кабинете директора была небольшая разборка полетов. Он сказал, что уже поступили хорошие отзывы. Я посетовал, что забыл слайд-фильм по теме. "Оно может быть и к лучшему. Может быть, в этом и был секрет вашего успеха. У нас сейчас чуть ли не на каждом уроке учителя показывают слайды, дети к этому не только привыкли, но уже и устали. А тут вы с ними общались целый урок глаза в глаза без всякой техники. Это сейчас уже даже в школе становится дефицитом".
Этот урок стал уроком прежде всего для меня самого.
Мне оставалось только поблагодарить Бога за промыслительную забывчивость, благодаря чему у меня получился неплохой урок после долгого педагогического перерыва... В общем, теперь от работы в школе не отказываюсь.
Короче, "привет, племя младое, незнакомое".
Tags: Павловский_институт, дети, слова
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments