Протоиерей Геннадий Беловолов (otets_gennadiy) wrote,
Протоиерей Геннадий Беловолов
otets_gennadiy

Category:

"И ста Князь Владимир на Москве..."



Вот на открытии какого памятника я бы хотел побывать, - Святому Князю Владимиру в Москве. Я даже благословил руководителя нашей паломнической службы организовать приходскую поездку на открытие. Но оказалось, что церемония закрытая, попасть на нее можно было только по спецприглашениям. А жаль! Ну что ж, побываю позже, но обязательно побываю.

Установка памятника Крестителю Руси в любое время и в любом месте априори была бы большим событием. Но памятник установленный в Москве у стен древнего Кремля в память 1000-летия преставления великого князя, да еще в праздник народного единства, становится событием историческим в прямом смысле этого слова, то есть таким событием, которое не только останется в исторической памяти, но и само влияет на ход истории. Думаю, что мы имеем дело именно с таким событием.
После открытия этого памятника наша история не может остаться прежней, она на наших глазах делает решительный разворот к своему историческом руслу.
По своему месту, по своему значению, по своей идее — это это теперь по сути главный памятник нашей страны.
С его воздвижением наконец-то внесена ясность в современную идеологию нашей страны. Она оказалась выраженной не в программных текстах и речах, но отлита в бронзе, а это, как известно, прочный и долговечный материал.
Князь Владимир на открытии памятника был назван символом единства нашей страны.
Но понятие народного единства предполагает определение его основы, проще говоря, вокруг чего, а главное - кого, мы все объединяемся. В самой идее нового праздника основа этого единства выражена лишь исторической отсылкой к Смутному времени. Памятник предлагает исчерпывающий ответ на этот вопрос. Именно князь Владимир, основатель Православной Руси, полагается как фундаментальный принцип единства России.
Путин на церемонии назвал князя Владимира «духовным основателем государства Российского». Стоя у ног величественной фигуры своего небесного покровителя, Путин высказал важные программные идеи, недвусмысленно заявив себя преемником великого князя: «Князь Владимир навсегда вошел в историю как собиратель и защитник русских земель, как дальновидный политик, созидавший основы сильного, единого, централизованного государства, объединившего в результате в одну огромную семью равные между собой народы, языки, культуры и религии».
В этих словах главы государства понятие единства распространилось и на прошедшие века вплоть до основания самой Руси. Символично, что прилегающая территория вокруг памятника оформлена в виде расходящихся кругов, как бы одновременно напоминая о великом событии крещения Руси и о расширении как территории Русской земли, так и заветов князя Владимира до нашего времени.
Имя князя Владимира нераздельно сочетает в себе три основополагающих понятия русской идеологии: Православие, Самодержавие, Народность. Владимир крестил Русь и должен быть назван крестным отцом русского народа. Его выбор определил наше духовное и национальное бытие. Его выбор никто и никогда не сможет изменить. Князь Владимир вполне может считаться державным строителем Руси, ибо именно он основал Святую Русь, став ее небесным покровителем. Князь Владимир выразил наш народный русский образ, что народ узнал себя в нем. Воспел его в песнях и былинах, назвав его Владимиром Красным Солнышком (солнышком у нас называют только, кого любят!)
И это солнышко взошло нынче над Москвой... Дай Бог, чтобы оно светило ярче. Как поется в песне, «пусть всегда светит солнце»! У этого памятника песня обретает новый исторический смысл.
Жалко только, что фоне всего этого церемония была проведена в жанре унылого мероприятия, да к тому же в узком кругу престарелых политиков и актеров пенсионного возраста, ну и, конечно, глав религиозных организаций, тех самых которых не выбрал князь Владимир тысячу лет назад. Народ на открытие почему-то не пустили. Хотя бы молодежные организации поставили вокруг. Открытие такого масштабного памятника должно было бы стать праздником для всех. (Соображения безопасности здесь неуместны, ведь как-то проводят парады на Красной площади). Очевидно, князь Владимир достоин более масштабного торжества. Устроили бы пир на весь мир в духе пиров князя Владимира, с русскими песнями и хороводами. Провели бы парад древних воинов в кольчугах с мечами и щитами. Показали бы княжеский турнир, или реконструкцию княжеского выхода той эпохи. Как уместно у этого памятника прозвучала бы былина под звуки гуслей «о старом князе Володимере». Завершили бы это салютом в честь князя. Но организаторам не хватило то ли желания, то ли фантазии.
Надо сказать, что открытие этого памятника особенно значимо перед лицом братоубийственной бойни, развязанной земле исторической Малой Руси. В этом смысле памятник более чем актуален. Она напоминает о едином истоке Русского Мира (в том числе и заблудшим жителям Малой Руси). Патриарх Кирилл сказал, что мы все дети князя Владимира. И поэтому «памятник отцу может быть везде, где живут его дети. Но плохо, если дети забывают, что у них один отец». Конечно, эти слова обращены к многострадальной Малой Руси.
Не удивительно, что на Украине не без ревности восприняли установку памятника Князю Владимиру в Москве (тем более, что он выше киевского памятника). Киевские власти хотели бы быть монопольными владельцами этого имени. Официальный твиттер-аккаунт Украины выдал следующий залп: «Не забывайте, как выглядит настоящий памятник Князю Владимиру. Киев принес на Русь православие». В этом забавном напоминании есть отрезвляющая и горькая для украинских идеологов правда. Дело в том, что «настоящий памятник Князю Владимиру» был изготовлен повелением императора Николая Павловича, его любимым архитектором Петром Клодтом (это тот, который «кони на Аничковом мосту). Отлит киевский памятник был также в Санкт-Петербурге и доставлен в Киев. То есть памятник, ставший неформальным символом Киева является исключительно подарком столь ненавистной украинским националистам Российской империи. Так что в пору напомнить официальному Киеву откуда был принесен «настоящий памятник Князю Владимиру».
Конечно, после столь высоких слов, высказанных высокими лицами у подножия памятника князю Владимиру Крестителю, как-то невольно напрашивается резонный вопрос, а что тут совсем невдалеке делает другой мумифицированный Владимир, которого иначе как Крушителем Руси и не назовешь? Что общего у этих двух Владимиров? Не пора ли одного из них предать земле? Почему памятники князю Владимиру Крестителю в России можно по пальцам пересчитать (Белгород, Владимир, Астрахань), а Владимиру Крушителю - тысячи и тысячи (Ленин установил абсолютный рекорд книги Гиннесса по количеству памятников: в СССР их было около 14 000!). Почему в России тысячи улиц и площадей Ленина и нет ни одной (ни одной!) улицы князя Владимира? Имя святого князя у никак не отражено на карте, то есть на лице Русской земли? Справедливо было бы переименовать все улицы и площади Ленина именем князя Владимира Великого. Это бы адекватно отражало историческое значение князя для России. А если сторонники КПРФ будут опять говорить, что это наша история, впору ответить, так и князь Владимир - тоже наша история. Надо восстановить исторический баланс. Кто же будет против?!
Хочется верить, что добрый почин Москвы найдет широкий отклик и мы увидим парад памятников Великому Князю на просторах Русской земли! Какой будет следующий город? Пора становиться в очередь...
А я теперь буду ждать первой же возможности посетить Москву, чтобы побывать у князя Владимира...

Tags: Путин, история России, памятник, патриарх_Кирилл, юбилей
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments