Протоиерей Геннадий Беловолов (otets_gennadiy) wrote,
Протоиерей Геннадий Беловолов
otets_gennadiy

Categories:

Храм Божий - храм искусств!



Благодаря святой Екатерине я наконец-то сегодня побывал и послужил в храме Академии художеств.
В последнее время в связи с дежурством у могилы императора Александра III часто общался с отцом архимандритом Александром Федоровым, настоятелем как Петро-Павловского собора, так и церкви при Академии художеств. Я спросил его благословения послужить с ним на престольный праздник великомученицы Екатерины в Академии художеств и получил радушное приглашение.
Впервые переступая порог этой цитадели русского искусства, невольно вспоминаешь великие имена, которые здесь учились и творили...
Однако вскоре, когда попадаешь в неестественно длинные и узкие коридоры, благоговейное впечатление несколько гаснет. Стены и окна несут печать какой-то обшарпанности и запущенности. На многих копиях античных бюстов лежит историческая пыль, от которой они давно утратили первозданную белизну гипса. Невольно приходит мысль: хотя бы студенческий субботник устроили что ли?! Здесь зримо понимаешь, что наше образование финансируется по остаточному принципу.
Сам храм в здании академии еще нужно найти. За отсутствием указателей пришлось спрашивать спешащих на занятия студентов. Надо признаться, что вопрос: где находиться храм? - некоторых заставал врасплох. Как выяснилось, храм находится на втором этаже на противоположной от набережной Невы стороне, окнами выходит в академический сад. Прежде всего он поражает размерами: высотой и площадью. Высота приличная для кафедрального собора, а площадь храма сразу дает представлении о количестве учащихся в этих стенах. Впрочем в этот день на престольном празднике учащихся было незаметно. Видимо, шли занятия. Снаружи храм выделен куполом, который находиться на одной линии с центральным куполом над парадным входом на набережную Невы, на котором установлена бронзовая статуя Минервы — покровительницы искусств и ремесел (кстати, восстановленная к 300-летию города скульптором З.Церетели).
В этом храме испытываешь особые чувства. Ведь здесь молились и находили вдохновение классики русской живописи, учившиеся в этих стенах: Александр Иванов, Василий Суриков, Виктор Васнецов, Илья Репин, Валентин Серов, Василий Поленов, Иван Шишкин, Архипп Куинджи... Академия художеств была главной кузницей кадров русского искусства ХIХ века. И в этой кузнице было свое духовное горнило, - храм святой Екатерины.
Храм при Академии художеств по своему смыслу должен быть еще и храмом искусств. Именно таковым он и является. В нем органично соединились три основные виды изящных искусств — архитектура, живопись и скульптура. Интерьер в стиле классицизма выполнен по проекту арх. Константина Тона. Весь сводчатый потолок храма богато отделан обильной лепкой, которая так называемыми архитектурными излишествами. Даже после советского разорения, когда в храме был устроен спортзал, чудом сохранились живописные композиции в апсиде алтаре и центральной части потолочного свода: соответственно - "Сошествие Святаго Духа на апостолов» П.В.Басина и «Слава Всевышнего» Б.К.Шебуеву. Но более всего здесь представлено искусство ваяния. Смею предположить, сто это самый скульптурный храм в православной церкви. Я насчитал 19 скульптурных композиций, включая барельефы и скульптурные композиции. Скульптуры евангелистов созданы В. И. Демут-Малиновским, настенные рельефы на библейские и евангельские сюжеты – в основном работы С. И. Гальберга и его учеников.
Особенно бросаются непривычные для православного храма барельефы. Они идут практически по всему периметру храму. Когда их разглядываешь, возникает интересная задача — определить, какие именно сюжеты из Евангелия воплощены в барельефах? Известные евангельские сюжеты в скульптурном воплощении подчас становятся неузнаваемыми. Предлагаю вниманию читателей несколько барельефов. Сможете ли Вы определить эти библейские сюжеты? Пишите в комментах. Точные ответы помещу позже.

1


2


3


4


5


На праздничной службе настоятелю сослужили пять священников, включая благочинного храмов в ВУЗах протоиерея Петра Мухина, а также четыре диакона. Поэтому все было весьма празднично и торжественно. Праздничную проповедь произнес известный колумнист РНЛ диакон Владимир Василик.
В беседе с настоятелем выяснился один юбилей. О.Александр рассказал, что домовый храм в Главном здании Российской Академии Художеств был заложен 11 июля 1765 при участии императрицы Екатерины II (по проекту арх. Ф. А. Кокоринова и Ж.-Б. Вален-Деламота), причем первоначально он был посвящен прп. Иоанну Дамаскину православному "покровителю искусств". "Так что у Вас получается юбилей?" - "Какой?" - "Ну как же? 250-летие закладки храма. Дата более чем значимая - четверть тысячелетия!" - Отец Александр удивился, что они не заметили эту дату. Могли бы и вообще просмотреть. "Надо будет на проповеди сказать". Он действительно упомянул об этом юбилее в праздничной проповеди. Так неожиданно мы оказались на празднике 250-летия закладки храма при Академии художеств.
После литургии по благословению о.Александра для нас была проведенап экскурсия по храму и по зданию академии его помощником Кириллом Владимировичем Яковлевым, который поведал нам много интересных подробностей из истории АХ. Например, мы узнали, что на клиросе академического храма в свое время пел молодой Иван Шишкин, а также на каких-то службах в начале ХХ века пел и сам Шаляпин (на отпевании Врубеля).
Особенно тронуло, что в парадном вестибюле посетителей встречает статуя императрицы Екатерины Великой. С ней нельзя не сфотографироваться.
К сожалению. Знаменитый музей Академии был в понедельник выходным. Пришлось сразу планировать следующий визит...



























































Tags: Екатерина II, Санкт-Петербург, фотографии, храмы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments