Протоиерей Геннадий Беловолов (otets_gennadiy) wrote,
Протоиерей Геннадий Беловолов
otets_gennadiy

Categories:

Зачем нужны свечки в церкви или Краткий экскурс по истории деревянных храмов в России

...Таких храмов в России не много, их можно по пальцам пересчитать. Это я о храме Рождества Божией Матери в деревне Лиственке.

Действительно, много ли в России деревянных храмов 16 века?
Я этим вопросом задался в нынешний праздник Рождества Божией Матери после службы в храме во имя этого праздника в деревне Лиственка.
К счастью, нашел в интернете полный список деревянных храмов России с датами их постройки (нельзя не выразить благодарность тем, кто сделал эту большую работу!).

Из этого списка, можно, например, узнать, какой самый древний деревянный храм из сохранившихся на территории России?

Отвечаю на поставленный вопрос: таковым является церковь Воскрешения Лазаря из Муромского Успенского монастыря на Онеге, построенная преподобным Лазарем еще в XIV веке. Сам храмоздатель преставился в 1391 г., стало быть, строительство храма относится к средине XIV века и ему, таким образом, уже более 600 лет. Находится он ныне в музее-заповеднике на острове Кижи, куда был перевезен из Муромского монастыря. Других деревянных храмов XIV века в России не сохранилось.

Из XV века до нас дошло всего два деревянных храма.
1. Церковь Ризоположения из села Бородавы (1485), ныне находится на территории Кирилло-Белозерского монастыря.


2. Церковь св.Георгия Победоносца (1496) в д.Юксовичи - Подпорожский район СПб губернии, на Юксовском озере, между Подпорожьем и Вознесеньем(Родионово).


Из XVI века в России сохранилось 8 деревянных храмов (не считая часовен). Причем большинство из них перенесены с изначального места пострйоки в музейные заповедники деревянного зодчества и являются т.о. музейными экспонатами. И всего лишь 3 три храма действующие.
Приведу список этих храмов:
1. Лявля. Архангельская обл., Николая Чудотворца, церковь (1587).


2. Кострома. Музей деревянного зодчества. Церковь Собора Пресвятой Богородицы из с. Холм (1552)


3. Великий Новгород (Юрьев). Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Успения Богородицы из деревни Никулино Любытинского района (1599)


4. Великий Новгород (Юрьев). Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Рождества Богородицы из села Передки Боровического района (1530-1540)


5. Великий Новгород (Юрьев). Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Успения Богородицы из деревни Курицко Новгородского района (1595)


6. Челмужи. Карелия. Медвежьегорский район. Богоявления Господня, церковь (1577-1605)


7. Свияжск. Казанская губерния. Церковь Троицы Живоначальной в Иоанно-Предтеченском монастыре. (1551)


8. Лиственка. СПб губерния, Бокситогорский район. Церковь Рождества Богородицы. (1599 — 1720).


Очевидно, что древние деревянные храмы являются нашим настоящим национальным достоянием. В них особая служба, особая молитва. В них сказка соединяется с былью. Они выражают душу самой России, ибо наша страна — страна бескрайних лесов. Наш народ большую часть своей истории жил и молился в деревянных стенах. Деревянный сруб — один из символов России.
Деревянные постройки необыкновенно хрупкие и беззащитные. Они легко могут сгореть, дерево в отличие от камня не долговечно. Тем более мы должны ценить и беречь чудом дошедшие до нас деревянные храмы.

Из всех названных здесь древнейших деревянных храмов России только в трех совершается Божественная Литургия (три последние храма в списке). Какая же радость и благодать знать, что один из этих трех храмов - мой. Какая же радость иметь возможность служить в одном из трех древнейших действующих деревянных храмов России! И я уже 23 года служу в этом храме.
К моему Петро-Павловскому храму на дальнем приходе в селе Сомино приписан храм Рождества Богородицы в Лиственке. Я уже писал о нем раньше в моем ЖЖ.
23 года праздник Рождества Пресвятой Богородицы я встречаю в этом дальнем и сокровенном месте Русской земли. Так что сам этот храм мне представляется Домом Пресвятой Богородицы.

В этом году во время службы шел дождь. Думал, что народу будет меньше, чем обычно. Но как всегда храм был полон людей. Ему не трудно быть переполненным, потому сруб здесь размером 5х5, и достаточно собраться двадцати прихожанам, чтобы храм было уже не войти.

В этом храме всегда представляется, что служба происходит не в 21 веке, а четыреста лет назад. Никаких примет цивилизации в храме нет, здесь ничего не напоминает о современности. В храме нет электричества, в алтаре два маленьких волоковых окна. Всю службу алтарник стоял рядом со мной и держал свечу, иначе я ничего не мог прочесть в служебнике. А во время причастия свечу пришлось держать у самого края чаши, чтобы я в полутьме мог рассмотреть Святые Дары.

Глядя на маленькую свечечку у потира, я понял, зачем нужна свеча в храме? Она изначально в церкви была не просто духовным символом, приношением Богу, но выполняла совершенно конкретную функцию, о которой мы как-то позабыли в эпоху электрического освещения. Свеча существует для того, чтобы просто светить в храме! Без свечи было невозможно служить в церкви. Мой древний храм научил меня этой простой истине.

В этот раз я так погрузился в другую эпоху, что даже позабыл поснимать его после службы. Прошу простить. Прилагаю снимки прошлых лет...

К сожалению, крыша на храме прохудилась. В притворе протечка. Нужно срочно ремонтировать. Но это памятник федерального значения. Здесь без ГИОПа даже вздохнуть нельзя. Как бы этот ГИОП еще привезти еще в такую глубинку. Все-таки это не только один из самых древних деревянных храмов России, но еще и самый дальный храм Санкт-Петербургской митрополии, все-таки 350 верст от Питера...
Tags: Литсвенка, Русь, история, фотографии, храмы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments