Протоиерей Геннадий Беловолов (otets_gennadiy) wrote,
Протоиерей Геннадий Беловолов
otets_gennadiy

Categories:

СКЛЯНОПИСЬ - ЭТО ИКОНЫ НА СТЕКЛЕ! Новая выставка в Музее-Квартире св.Иоанна Кронштадтского

«И на земли мир…»



23 января в Мемориальном Музее-Квартире св. Иоанна Кронштадтского открылась уникальная выставка. «И на земли мир…» — это полтора десятка сияющих икон на стекле художника Галины Кузнецовой.
Склянопись - иконопись на стекле когда-то была самым распространенным жанром, характерным для Румынии, Польши, Словакии и Южной Руси (Червоная Русь, Галиция), в основном в горных районах Карпат и на Гуцульщине. Сегодня икон на стекле практически не пишут. Особые традиции написания иконы на стекле формировались веками. Склянопись восходит к народному искусству, традиции передавались из рода в род, хотя к иконам и не применялись строгие каноны. Иконы на дереве были дорогие, а потребность в образе Божьем, к которому можно обратиться со словами веры, была очень большая. Поэтому крестьяне рисовали на гутном (ручной работы) стекле. Раньше краски не смешивали, поэтому «скляный образ», как в народе называли икону на стекле, получался ярким и радостным, созвучным веселым малоросским песням.

«В крестьянских хатках было темновато, и скляный образ  был как духовное окно в комнате, луч небесного света в доме», — отметил на открытии выставки директор музея протоиерей Геннадий Беловолов. У икон на стекле судьба трагическая – они ведь хрупкие, а при советской власти их разбивали целенаправленно! Но все же часть старинных икон сохранилась, сейчас они в большинстве своем находятся в музеях и частных коллекциях. Так, в 2007 году в Москве проходила выставка склянописи из коллекции тогдашнего президента Украины Виктора Ющенко.

Архитектор по образованию, Галина Кузнецова увлеклась писанием икон на стекле в 2001 году.
О художнице:Галина Кузнецова родилась в г.Прокопьевск Кемеровской обл. в 1960 г. В 1990 г. закончила архитектурный факультет Харьковского ИСИ. Училась у В.Н.Куликова и М. Н .Добрянской. Работала архитектором в проектном институте в г. Калининграде. В 1997 — 2007 г. жила в Киеве. С 2007 г. живет в Санкт-Петербурге. Участвует в художественных выставках с начала 90-х. С 2011 г. — член творческого Союза художников IFA. Работы находятся в Киевском музее декоративно-прикладного искусства, в Государственном музее художественной культуры Новгородской земли, в Псковском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике, в частных коллекциях России, Германии, Израиля, Англии, Греции, Украины.

«Скляный образ», созданный южнорусским крестьянином, не знавшим грамоты и порой не читавшим Святого Писания, помогал в старину встретиться с Евангельскими истинами. Работая над копиями, я чувствую естественную связь с прошлым, и как оно может одухотворять современную жизнь», — рассказывает художник. Технику осваивала сама, по наитию. Сначала делала масляными красками, но масло долго сохнет и плохо соединяется со стеклом. Сейчас использую прежде всего темперу. Как основу использует обычное стекло толщиной 3 мм. Стекло обезжиривается, сверху кладется слой желатина. Потом делают обводку пером (раньше писали гусиным пером). Затем делают объемы, лик, а затем закрашиваются все внутри контура — тела, платье. Фон рисуется отдельно. Сложность заключается в том, что если обычная икона пишется от фона – к лику, то в склянописи художник наращивает слои в обратном порядке. То есть стекло расписывается в зеркальном отображении на «изнанке» и в обратной очередности наложения мазков. Порой под стекло на место нимба подкладывают фольгу. Последний слой – лак, чтобы закрепить рисунок.

Как и старинные образцы склянописи, работы Галины Кузнецовой наполнены светом. Примитивные по стилю, яркие по цвету, сияющие, лики святых и библейские сцены пронизаны искренней и радостной верой. Две иконы были написаны специально для выставки в Кронштадте – скляный образ с ликом св.Иоанна Кронштадтского и образ Божией Матери «Азъ есмь съ вами и никто же на вы…». Эти две иконы, а также икону Георгия Победоносца, Галина Кузнецова передала в дар музею.

Символично, что выставка южнорусского искусства открылась в Кронштадте в День Переяславской Рады. В этот день в 1654 году на городской площади Переяславля прошло собрание казачества под предводительством гетмана Богдана Хмельницкого, на котором было всенародно принято решение об объединении территории Войска Запорожского с Русским Царством, закрепленное вечной присягой на верность царю. С этого началось объединение Малой и Великой Руси. «Этой выставкой мы хотим показать, что для нас Южная Русь не заграница, а ее жители - не чужие люди. У нас общая вера, общая история и общее искусство. Эта выставка открывает нам наше общее наследие. Пусть она станет культурным мостом между нашими народами», — подытожил встречу на вернисаже о. Геннадий.
Источник: http://www.krongazeta.com/event/17172.html
Закроется выставка «И на земле мир…» в Прощенное воскресенье.
Музей работает ежедневно, кроме вторника, с 12.00 до 17.00.
Вход свободный.

Tags: Св.Квартира_Иоанна_Кронштадтского, выставки, иконы, музей
Subscribe

  • СОМИНО РУЛИТ!

    Или как наш сельский храм стал городским! Дорогие браться и сестры, запомните этот адрес: город Сертолово, ул.Мира,11, корп.14. Теперь этот…

  • "ДОГОВОРИЛИСЬ НА ПЯТЕРЫХ"

    ЛЕУШИНСКОЕ КРЕЩЕНИЕ НА ДАЛЬНЕМ ПРИХОДЕ Одним из дорогих членов нашей старой и доброй леушинской семьи был Максим Котов. Помню его на Леушинском…

  • СНЕЖНЫЕ СНЫ ПЕТЕРБУРГА

    Нынешнему Петербургу снег только снится в старых дореволюционных снах. Собрал подборку прекрасных снежных фотографий дореволюционного…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments