Протоиерей Геннадий Беловолов (otets_gennadiy) wrote,
Протоиерей Геннадий Беловолов
otets_gennadiy

Category:

Новый год в Царской России

Историческая справка - в дополнение к предыдущему посту о Русском Национальном Тосте

Взято здесь: http://gorod-plus.tv/blog/106.html


Пройдя длинный путь - более 300 лет – привычные сегодня новогодние празднества менялись, дополнялись, а иногда и вовсе исчезали на долгое время. Город+ предлагает ознакомится с комментариями экспертов и мемуарами, воспоминаниями, архивными материалами царских особ, которые рассказывают о традициях празднования Нового года в России до революции 1917 года.

"Празднование Рождества и Нового года в России утвердилось в царствование Петра I, который решил отмечать его с 1 января 1700 года, до этого времени новый год наступал 1 сентября. Естественно, Санкт-Петербург, основанный в 1703 году стал основным центром новогоднего праздничного церемониала. Тогда же в будущей столице впервые появились новогодние елки, кроме того, наступление года отмечали пушечным салютом со стен Петропавловской и Адмиралтейской крепостей. Празднование также сопровождалось литургией.

Однако не все традиции прижились сразу – если пушечная пальба продолжалась вплоть до конца XVIII века, то елки после смерти основателя Санкт-Петербурга ставить прекратили. Возобновилась эта традиция лишь в царствование Николая I. Вплоть до конца XIX века новогодние гуляния в столице Российской империи были скромными, куда более значимым праздником являлось Рождество. Причем в первой половине XIX столетия оно отмечалось с еще большим размахом в связи с тем, что 25 декабря праздновалось и изгнание из России наполеоновских войск. Все это время неотъемлемой частью новогодних праздников являлось и Крещение, отмечавшееся 6 января. Уже в царствование Петра I в Рождество поднимали штандарт – как полагалось во все праздничные дни – и держали его вплоть до 6 января.

В начале XX века ситуация стала немного меняться – новогодние торжества и гуляния становятся более торжественными, нежели рождественские, то есть светский праздник постепенно начал вытеснять церковный. Крещенские же торжества и вовсе прекратились после 1905 года".

Царствование Петра I

Источник изображения:vk.com


20 декабря 1699 года Петр I издал указ, согласно которому, «по примеру всех христианских народов», предписывалось вести летосчисление не от сотворения мира, а от Рождества Христова. В соответствии с этим после 31 декабря 7208 года наступало 1 января 1700 года от Рождества Христова. Далее в указе говорилось:


"В знак того доброго начинания и нового столетняго века <…> после должного благодарения Богу и молебнаго пения в церкви и кому случится в дому своему, по большим и преезжим знатным улицам знатным людям и у домов Нарочитых духовнаго и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых <…> а людям скудным хотя бы по древцу, или ветве на воротья, или над хроминою своею поставить <…> а стоять тому украшению Генваря по 7 день тогож 1700 год..." (Цит. по: Иванов Е. История праздников Нового года и Рождества).

Таким образом, новогодние "ёлки" в виде еловых веток появились в России в царствование Петра I. При нем же в Петербурге утвердился порядок, по которому Новый год каждый раз отмечался пушечным салютом. Эта традиция продержалась вплоть до конца царствования Екатерины.

Царствование Анны Иоанновны

Источник изображения:vk.com

В 1733 году 4 января в газете "Санкт-Петербургские ведомости" писали:

"В день нового года по окончании службы палили из пушек с крепости и Адмиралтейства. Вечером были иллуминованы все дворы."

В 1736 году в газете появился следующий материал:

"Вечером на Неве был зажжен фейерверк, а на крепости и адмиралтействе - иллюминация.На плане фейерверка изображена была Россия в женском обряде стоящая на коленах пред ея императорским величеством, которая освещалась входящими с небес на ея императорское величество и от ея величества возвращающимися сиянием с надписью: Благие нам с тобой лета."

Царствование Екатерины II

Источник изображения:vk.com

В царствование Екатерины II при дворе празднование происходило следующим образом:


"На 1 января 1769 года назначен придворный маскарад. Празднование при дворе было обычное: дипломатический корпус и министры созваны на повесткам. В 12-м часу императрица в малой короне и мантии вошла в паре с ситом в большую церковь, в предшествии гофмаршала с жезлом. Проповедь после литургии произносил Новоспасский архимандрит Симон (Лагов), а преосвященный Гавриил (Кременецкой) - поздравительную речь." (Цит. по: Петров П.Н. История Санкт-Петербурга...)


"День 1 января 1776 г. начался обычными церемониями. В придворной церкви после литургии произносил проповедь архимандрит Виктор, а архиепископ Гавриил в кавалерской комнате, при целовании руки, приветствовал ее величество краткой поздравительной речью. Перед дворцом собранные полки окончили парад с музыкой." (Цит. по: Петров П.Н. История Санкт-Петербурга...).


Пушечная пальба фиксируется в источниках вплоть до конца XVIII века, а вот после вступления на престол Павла I таких упоминаний нет.
А вот традиция украшения дома еловыми ветками не прижилась и сохранилась лишь в украшении кабаков.

Царствование Елизаветы Петровны

Источник изображения:vk.com

В царствование Елизаветы Петровны при дворе происходил следующий церемониал:

"Сего генваря 1 числа поутру для нового года имели приезд ко двору ея императорского величества знатные обоего пола персоны и чужестранные господа министры. В 12 часу ея императорское величество и их императорские высочества из внутренних покоев при шествии наперед всего придворного штата чрез галерею изволили прибыть в придворную большую церковь для слушания божественной литургии… а по окончании происходила с обеих крепостей пушечная пальба." (Санкт-Петербургские ведомости. 1752. № 4. 14 января).

Несколько позже, в 1785 году:

"Сего генваря 1, то есть в день нового года при дворе ея императорского величества происходило следующее: по утру в 11 часов съехались ко двору знатного обего пола персоны и знатное дворянство, а в 12 часу обретающиеся при здешнем императорском дворе послы и протчие чужестранные министры…После всей Божией службы учинена с обеих здешних крепостей пушечная пальба, и в то же время в церкви ея императорскому величеству и его императорскому высочеству приносили поздравления светлейшего синода члены…" (Санкт-Петербургские ведомости. 1785. № 1. 3 января).

Царствование Николая I

Источник изображения:vk.com

"В день Нового года его величество государь император, их величества государыни императрицы и их императорские высочества изволили принимать в Зимнем дворце поздравления духовенства, особ дипломатического сословия, придворных, военных и гражданских чиновников и прочих особ, имеющих приезд к высочайшему двору. Ввечеру был великолепнейший придворный маскарад в Таврическом дворце для особ первых шести классов и именитого купечества." (Северная пчела. 1827. № 2. 3 января).

Появление главного символа Нового года – ёлки

Баронесса Мария Фридерикс (прим. Город+: Мария Петровна Фридерикс - фрейлина императорского двора, занималась благотворительностью) писала в своих мемуарах о том, что в Россию обычай ставить в доме на праздник ёлку был ввезен из Пруссии принцессой Шарлоттой (Александрой Федоровной), с которой Николай I вступил в брак в 1817 году. В некоторых областях Германии ёлочки, поставленные на столах и украшенные яблоками, сахарными изделиями и облатками (Прим. Город+: облатка — бумажный кружочек, смазанный клеем и служивший для склеивания конвертов), известны уже в первой половине XVI века.

Баронесса вспоминает, как накануне Рождества императрица приглашала членов свиты с детьми на семейный праздник:

"1837 год. Я уже совсем ясно начинаю припоминать, мне тогда было 5 лет, именно в это время приближение ёлки сильнее врезалось в мою память. Нужно сказать, что примерно за неделю до Рождества и «большой ёлки», как мы её называли в детстве, у великих княжон Марии, Ольги и Александры Николаевны, в какой-нибудь выбранный день, делалась так называемая «маленькая ёлка» (la petit Noel): тут юные великие княжны и маленькие великие князья дарили друг другу разные безделушки… По окончании нашего детского празднества нас, детей… повели пить чай в детскую великих князей".

В провинции ёлки появляются в основном в городах, где проживает много иностранцев. К.Авдеева, автор знаменитой кулинарной книги, в конце 1830-х — начале 1840-х годов жила с семьёй дочери в Дерпте. По её наблюдениям русские, живущие в городе, праздновали Рождество, а Новый год отмечали и ставили ёлку, в основном, в домах немцев.

Во второй половине XIX века новогодний праздник стал обретать знакомые нам черты. Ёлку можно было уже увидеть не только в Зимнем дворце, но и в губернских и уездных городах, в домах мещан и провинциальных помещиков. Ёлки теперь продавались на ёлочных базарах: в Петербурге — у Гостиного двора, в Москве — на Театральной площади. В 1852 году в Петербурге в Екатерингофском парке была устроена первая публичная ёлка, и с этого времени становится традиционным новогодним мероприятием.

Однако новогодний праздник приживался довольно долго. Так, 1 января 1853 года в газете "Санкт-Петербургские ведомости" сообщалось:

«Петербург проводит Васильев день точно так же, как и все другие вечера: так же играет в карты, так же танцует, так же ужинает и пьет шампанское, с той только разницею, что прибавляет поздравление с Новым годом».

Из дневника цензора Александра Никитенко

Источник изображения:vk.com

Александр Никитенко - историк литературы, цензор, профессор Петербургского университета и действительный член Академии наук.


«1 января 1829 года
12 часов ночи. Новый год встречаю я с пером в руке: приготовляю юридические лекции. Но нынешний вечер дело это особенно затруднено. Квартира моя граничит с обиталищем какой-то старухи, похожей на колдунью романов Вальтера Скотта. Там до сих пор не умолкают буйные песни вакханок, которые сделали, кажется, порядочное возлияние в честь наступающего года. Удивительно, как наши женщины низкого сословия преданы пьянству. Весь дом, в котором я квартирую, не исключая и моей хозяйки, наполнен сими грубыми творениями, которые не упускают случая предаться самому бесшабашному разгулу. Ссоры и форменные побоища обыкновенно заключают их беседы, и одна угроза квартального заставить их мести улицы усмиряет этих жалких детей невежества».

«1 января 1831 года
Новый год встретил у Деля. Собрание было большое, и все, кажется, веселились. Старинный обычай являться в масках еще держится. Многие и сюда в них явились. Дам было мало красивых. Инспектриса Екатерининского института, г-жа Штатникова, пышна, величава, но уже зрелых лет. Моей поэзией на нынешний вечер была сама хозяйка дома, Анна Петровна Дель. Она не хороша собой и не первой молодости: ей лет под тридцать. Но эта женщина меня очаровывает своим нежным женским умом, своею сердечною любезностью и невыразимо милым простодушием. Все это сообщает ее лицу такое выражение, что ее предпочтешь всякой красавице.
Поутру в Новый год я был осажден поздравителями. Никогда еще не бывало у меня такой толпы разнородных лиц - знак, вероятно, что и меня начинают считать за человека. Сам я был с визитами у институтского начальства, у князя Голицына. Вечер провел у Троицкого, который сегодня праздновал обручение свое с невестою».

«1 января 1858 года, среда
Получил из военного министерства проект положения об учебных заведениях и программы, с просьбой рассмотреть их в два дня и написать свое мнение».

«1 января 1862 года, понедельник
До половины третьего ночи в типографии, где и принял новорожденного младенца - «Северную почту». Вместе со мною работали и частные редакторы. Выход из-под пресса первого листа мы приветствовали бокалом шампанского в подвалах типографии, где начальник типографии представил мне этот лист во втором часу. Домой вернулся к трем.
В десять часов утра был уже у министра внутренних дел и представил ему первый номер газеты».

«1 января 1863 года, вторник
Новый год. Все как будто вдруг обезумели, какая беготня и суматоха! Что же это такое? В природе ли произошла какая-нибудь радикальная перемена или в людях? Ведь в сущности ни малейшего намека на то, что случилось что-нибудь новое, что образовало бы рубеж между 1862 и 1863 годами. Между тем со всех сторон сыплются поздравления, все поддаются каким-то надеждам, вероятно и в этом году таким же несбыточным, как и в прошлом. А впрочем, не худо, что такой обычай существует. За недостатком истинных благ человеку нужен хоть призрак хорошего лучшего. И вся эта беготня - своего рода занятие, которое разнообразит обыкновенную прозу жизни».

«1 января 1874 года, вторник
У меня для встречи Нового года была приготовлена, по обыкновению, бутылка шампанского, и мы, то есть я и мои домашние, встречали его с бокалами довольно живо, если не весело, и просидели до половины второго часа ночи.При этом с большим размахом проходили рождественские гуляния».

Так менялись традиции празднования Нового года в царской России. В следующих материалах Город+ расскажет о дальнейшей судьбе Нового года в нашей стране.  

Кандидат исторических наук Николай Славнитский

Tags: Рождество_Христово, Россия, история России, картинки, праздник, царь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments