Служил Литургию в храме свв.Петра и Павла на своем дальнем приходе в Сомино.
Здесь есть одна особенность в совершении исповеди. В силу того, что на службу люди приезжают из окрестных сел, кто на машине, кто на рейсовом автобусе, а кто и на велосипеде, не все успевают быть к началу службы, и я совершаю исповедь после Отче наш, после того, как сам причащусь в алтаре. К этому времени наверняка все в храме. Я выхожу с крестом и Евангелием, читаю молитвы, принимаю исповедь. Хотя случается по большим праздникам и общая исповедь, но стараюсь исповедовать каждого отдельно. Однако в этом случае, к сожалению, возникает своего рода перерыв в Литургии, иногда довольно продолжительный. Когда одни исповедуются, другие рассеиваются, начинаются посторонние разговоры… К тому же, Святые Дары на престоле, в которые уже влита теплота, остывают, а причащать по правилам нужно обязательно теплыми Дарами. Поэтому исповедь приходится совершать не мешкая. Бывает люди приходят в храм, не думая ни причащаться, ни исповедоваться, и только увидев, что священник о чем-то там говорит по душам с людьми, решаются также подойти к батюшке… Часто такие исповеди оказываются просто желанием пообщаться с батюшкой, поговорить о житейском. Сегодня как раз несколько человек так подошли на исповедь – без причастия, «случайно». Последним ко мне направился мужчина средних лет. Я спросил его: готовился ли он ко причастию. Оказалось, что нет, - и я ему тут же сказал, что сейчас исповедуются только к причастию, что он может подойти после службы. Удалился в алтарь с чувством своей полной правоты. Подумал только: жаль этот человек не понимает, почему я тороплюсь, а у меня даже нет времени объяснять ему. Но став у престола, на котором стояли Святые Дары, я почувствовал, что поступил как-то не так… «А может быть этот человек первый раз в жизни пожелал поисповедоваться? А может он, увидев мою поспешность, обидится и никогда больше не подойдет ни к одному священнику? А может он та самая овца, одна из ста, о которой повествует Евангелие?» Но с другой стороны у меня было полное оправдание: нельзя затягивать Литургию, нельзя, чтобы остывали Дары и т.д. Но в этот момент пришла одна мысль: ты ведь священник, пастырь, ты должен служить Богу и ближнему, а не доказывать свою правоту, уступи ближнему, пусть он будет прав. Это у католиков есть догмат «непогрешимости» римского папы, это он всегда прав, когда говорит «экс катедра», а у нас у православных все наоборот – всегда должен быть прав твой ближний. У нас есть неписанный «догмат погрешимости православного батюшки», который состоит в том, что всегда прав твой брат во Христе, а ты не прав. «Кто хочет быть первым, будь последним». Хочешь быть правым, признай себя неправым. Я вышел из алтаря с Чашей причащать и позвал к себе раба Божьего, спросил, как его зовут, не уйдет ли он до конца службы. А потом уже на 9 часе перед вечерней вышел еще раз с крестом и Евангелием и поисповедовал раба Божия Анатолия.
А после службы решил записать этот неписанный «догмат моей собственной погрешимости» в свой блог.