Протоиерей Геннадий Беловолов (otets_gennadiy) wrote,
Протоиерей Геннадий Беловолов
otets_gennadiy

Categories:

Как мы встречали правящего архиерея на дальнем приходе

Для кого-то «историческое событие» - это полет в космос, научное открытие, военная победа… А для нас – прихожан самого дальнего прихода Санкт-Петербургской, а теперь и Тихвинской епархии – самым настоящим историческим событием стало посещение правящего архиерея Тихвинской епархии владыки Мстислава. Во-первых, Потому что в последний раз архиерей у нас был только в прошлом веке – в 1995 году. Во-вторых, потому что нас первые посетил правящий архиерей вновь созданной Тихвинской и Лодейнопольской епархии.
История нашей новой епархии насчитывает всего 4 месяца. На первом же епархиальном собрании владыка Мстислав объявил, что он желает объехать и увидеть все приходы в течение этого лета. В принципе, мы ожидали архиерея, но когда позвонил секретарь епархии отец Александр Ларин и сообщил, что послезавтра к нам приедет архиерей, эта новость застала нас врасплох.
С другой стороны, оно получилось и к лучшему. Если бы знали за месяц, так целый месяц бы и готовились. А так получилось: «В чем застану, в том и сужу». По крайней мере, газоны красить зеленой краской было некогда.
В данном случае очень выручили Небесные покровители – Апостолы Петр и Павел. Мы готовимся к Престольному празднику и естественно, ограду подкрасили, газоны подкосили, дрова убрали. В общем, без особой подготовки все было готово. Я заранее изучил чинопоследование встречи архиерея, прорепетировал его заранее, но было очевидно, что этим владыку не удивишь. Хотелось какой-то нашей соминской изюминки. Я связался с руководителем соминского народного хора, который существует уже более полувека и выступал как на кремлевской сцене, так и заграницей. У нас в селе говорят, что Бурановские бабушки отдыхают перед соминскими коллегами.
В понедельник в 10 утра весь соминский хор в народных нарядах стоял перед церковной оградой с хлебом и солью, ожидая владыку. Они приготовили ему старинную соминскую здравицу. Владыка приехал точно как обещал – в половину одиннадцатого и сразу был поражен живописной картиной его встречи. Здравицу пели так громко, что я стоя, как положено, внутри храма с крестом, слышал величальные слова. Потом владыка скажет, что не ожидал такого сюрприза. Приезд владыки был ознакомительным. Он не совершал у нас служения. Прежде всего, осмотрел антиминс на престоле, отметил, что алтарь у нас – достаточно большой и вполне пригоден для архиерейской службы. Я владыку Мстислава знаю давно, так как он был секретарем нашей епархии, и мне не раз приходилось обращаться к нему или через него к митрополиту Владимиру. Несмотря на разного рода нападки на меня, он всегда меня поддерживал, поэтому мне было вдвойне приятно принимать его на приходе. Я рассказал об истории храма, о чтимых святынях, о восстановлении храма в последние годы. Особенно владыку тронул тот факт, что Сомино еще до революции предполагали преобразовать в город. И храм строился в расчете на городской пейзаж. Владыка отметил: «В некоторых городах храмы выглядят как сельские, а в вашем селе храм похож на городской. Не в каждом городе можно увидеть такой храм». Когда я перечислил тех, кто служил в этом храме, владыка был приятно удивлен, что какое-то время здесь подвизался архимандрит Кирилл (Начис). Оказывается, отец Кирилл был восприемником владыки Мстислава при монашеском постриге, и он его особенно почитает. В конце владыка благословил всех собравшихся, окропив святой водой. Он пообещал, что приедет в следующий раз, чтобы послужить в нашем храме Божественную Литургию. В настоящее время в нашем храме проходит реставрация старинных росписей. Сохранился ансамбль росписей середины 19 века достаточно высокого академического уровня. В советское время храм закрывался, в нем была устроена тракторная мастерская. Росписи, естественно, пострадали. И хотя реставрация уже проводилась, но вновь потребовалось их укрепить и восстановить отдельные фрагменты. У нас работает бригада реставраторов, до этого трудившаяся на Оптинском подворье. Работы в самом разгаре, поэтому провести архиерейскую службу среди строительных лесов невозможно. «Когда закончите реставрацию, приглашайте меня послужить у вас», - сказал владыка.
Следующим пунктом его программы был осмотр моего второго храма в пос. Подборовье во имя св. Иоанна Кронштадтского. Я сопровождал туда владыку на своей машине. Поскольку посещение Подборовья и Заборья было под вопросом, то я не объявлял о приезде владыки, и его встречали только три прихожанки. Мы подъехали к храму одновременно, но мне нужно было успеть облачиться в алтаре, раскрыть антиминс, Царские врата и выйти навстречу владыке с крестом на подносе. Можете себе представить, как я все это стремительно делал. Но владыка терпеливо подождал на паперти пока я выйду с крестом ему навстречу и благословил им меня и трех прихожанок. Зайдя в маленький алтарь, приложившись к престолу, владыка спросил: «Какого же века этот храм?». Только здесь я осознал, что до сих пор так и не сделал исторической справки о храме. «Владыка, этому храму всего лишь 15 лет. Мы его сами построили, и я его сам освящал. Владыка Мстислав был весьма удивлен, так как принял этот храм за древний. Но это было, может быть, лучшей похвалой, которую можно было придумать. Действительно, храм посторое в древнем стиле, клетского типа. Я рассказал владыке, что этот первый в нашей митрополии храм во имя Иоанна Кронштадтского мы строили по подобию часовни на родине Всероссийского пастыря в селе Сура Архангельской губернии, только увеличив ее размеры примерно в три раза. Владыка удивился тому, что храм построен руками самих прихожан, а узорчатый иконостас в древнерусском стиле вырезал староста храма Андрей Бобков.
Храм так тронул владыку, что, несмотря на нехватку времени, он не отказался попить чаю в нашей нижней трапезной. На встрече владыки присутствовал глава сельской администрации Константин Волков – один из инициаторов проведения Соминской Петровской ярмарки. Он воспользовался случаем и испросил благословение владыки на ее возрождение. Владыка прямо на плакате начертал слова: «Божие благословение на ваши труды по возрождению древней традиции». Теперь наша ярмарка приобрела особый статус благодаря высокому благословению. Об этом мы даже и не мечтали.
Далее мы предполагали ехать в третий мой храм – «Скоропослушницы» в Заборье. Но владыка, посмотрев на часы, сказал, что посетит его в другой раз. Вечером он должен возглавить всенощное бдение Тихвинском монастыре. Мы отправились назад в Сомино.
Я упомянул, что на окраине села есть чтимый источник Скорбящей Божией Матери без особой надежды, что владыка сможет его посетить. Но когда я вскользь упомянул, что в народе его называют глазным, он тут же отреагировал: давайте поедем. Маршрут неожиданно был изменен, и мы отправились к Линевой горе на источник. Тут владыка помолился, умылся и попил святой воды.
Оставался последний пункт программы – трапеза в нашем доме. Я боялся, как бы владыка ввиду цейтнота не отказался, потому что мы основательно подготовились к ней. Но наши труды не оказались напрасными. Наш маленький церковный домик посетил правящий архиерей. Он был вместе со своим секретарем и водителем, поэтому не составляло большого труда поместиться за столом. Хотелось, чтобы эта трапеза запомнилась, и мы решили угостить владыку сомом.
Это связано с одной легендой нашего села. Перед подачей блюда я спросил владыку: «Знаете ли Вы, почему наше село называется Сомино?» Владыку заинтересовал этот вопрос, и я рассказал местное предание о том, как Петр I, посетив наш край, после многих дел решил порыбачить. Он поймал в Соминке сома необыкновенно большого размера и воскликнул при этом: «Ну и сомина!» Так с легкой руки Императора наше село и стали называть «Пристань Сомина» вплоть до 1917 года. С 1917 года почему-то его переименовали в Сомино. Царь Петр лично скушал того сома, а в нашем селении возникла традиция: особенно дорогих гостей встречать сомом. «Вот и Вас, дорогой владыка, мы также встречаем этим блюдом. После такого вступления наконец и было подано блюдо на стол. Владыка сам отрезал себе кусок сома и разделил его присутствующим. «Всегда был равнодушен к сому – он обычно имеет речной привкус. Но такого сома я еще никогда не пробовал!» - заметил он. Мне оставалось толкьо сказать: «Владыка, но ведь наш сом – не простой, а соминский!», - хотя, по правде говоря, мы его привезли из Петербурга.
Благодаря сому наш разговор приобрел неформальный теплый характер. Я рассказал владыке о своей службе на приходе в течение уже 20 лет. А владыка рассказал о своем редком для монаха имени. В миру его звали Михаил. Постригал его митрополит Владимир и долго выбирал имя на ту же букву. Были варианты: Митрофан, Мисаил… А потом владыка надолго задумался и размышлял об этом почти два часа. Наконец, назвал имя Мстислав, объяснив это тем, что мощи князя Мстислава были положены в раку мощей князя Владимира Новгородского – небесного покровителя самого митрополита Владимира. И таким образом он подчеркнул свою духовную связь с новопостриженным иноком.
Прощаясь, владыка Мстислав пригласил меня сослужить ему на праздник Тихвинской иконы Божией Матери.

См. фотографии.
Tags: Петр I, Сомино, Тихвин, священство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments