Протоиерей Геннадий Беловолов (otets_gennadiy) wrote,
Протоиерей Геннадий Беловолов
otets_gennadiy

Category:

Пасха - 2013: мечты сбываются!

Вот и Великий пост позади, и Пасху встретил, и Светлая седмица прошла… Пора возвращаться в Интернет.
В прошедший Великий пост появилось желание попоститься на интеренет. Не потому, что я считаю Интернет чем-то нечистым. Господь дал четкое определение тому, что оскверняет человека: «не то что входит внутрь, а что исходит из сердца». В пище как таковой нет ничего нечистого, тем не менее мы в пост воздерживаемся от каких-то видов пищи. Так и я решил воздержаться о Интернета, и сразу скажу, не без пользы.
Однако должен извиниться перед своими глубокоуважаемыми читателями, что не предупредил и заставил волноваться, не случилось ли чего-нибудь со мной? Такие вопросы мне задавали при очных встречах.
Единственное, о чем сожалею, было много событий, о которых не успел рассказать, запечатлеть на память. Но что-то буду вспоминать задним числом.
Начну с Пасхи!
Встречал, как и прежние годы в Сомино. Для меня Сомино и Пасха стали уже синонимами. Но Пасха получилась неожиданная. В этом году сбылась одна моя мечта, о которой я даже и мечтать-то не решался.
Начать нужно с того, что у нас в Сомино нет профессионального хора, а на Пасху приезжает множество людей. Начинал я служить на дальнем приходе тогда, когда во всем Бокситогорском районе с его двумя большими городами не было ни одного действующего храма, кроме моего - соминского. Народу на Пасху приезжало так много, что приходилось в пасхальную ночь крестным ходом трижды обходить храм, пока все из него не выходили. Хотелось, чтобы служба дополнила торжество. Тогда я стал приглашать на Пасху хоры из Питера. Церковные хоры на Пасху все заняты в своих храмах. Светские хоры слишком дорогие, а главное не способны передать дух пасхальной радости. Остаются детские хоры. Их то я и стал приглашать на дальний приход.
Первым ко мне приехал хор Ирины Валентиновны Болдышевой. Это было в 1996 году. Сейчас это известный коллектив, он называется Юношеский хор имени преподобного Иоанна Дамаскина. Где только они не выступали: даже в Святой Земле пели Литургию.
Ирина Валентиновна одной из первых в храмах стала исполнять древнюю знаменную и византийскую службу. Не все ее понимали. В начале перестройки еще не были востребованы в храмах древние песнопения. Ирина Валентиновна пожаловалась, что ей негде исполнить знаменную всенощную. Я пригласил ее на престольный праздник, где и прозвучало первое знаменное всенощное бдение в нашей епархии. Потом она об этом не раз писала в своих буклетах.
Приезжала она к нам и на Пасху с византийской службой. Вначале сельские прихожане удивлялись византийским распевам, но потом проникались их молитвенной глубиной и говорили, что пасхальная служба хотя и была долгой: мы заканчивали к 7 часам утра, но прошла незаметно на одном дыхании.
Помню, на той службе я подумал, что такую знаменную службу нужно служить не при электрическом свете, а при свечах. Тогда был бы полный знаменный дух древней службы. Я поделился своим замыслом: вот бы послужить знаменную пасхальную службу без электричества, но сказал об этом с улыбкой, ибо сам понимал, что просто так выключить свет в храме в пасхальную ночь, - вряд ли кто оценит такой шаг.
Потом ко мне приезжал другие детские хоры. Уже был отработан вариант с привозом детей на газпромовском автобусе. Совместное разговенье, многошумный звон на колокольне. Для детей это становилось незабываемым событием, как впрочем и для наших прихожан. Детские Пасхи производили необычайно глубокое и трогательное впечатление.
В последние годы к нам приезжал хор под управлением Натальи Святославовны Павловской при Спасо-Парголовском соборе, тот самый, который с Эдуардом Хилеем исполнил песню о блаженной Ксении.
Но в этом году я слишком поздно стал обзванивать знакомые детские хоры. Все были заняты. Тогда я поставил перед фактом наш Леушинский знаменный хор: надо ехать в Сомино - петь Пасху. Хор у нас на Леушино один, а Пасхи две: в Сомино и на Леушино. Пришлось хор разделить. Хорошо, что у нас два регента. Ольга осталась в Питере, а Лена отправилась на дальний приход с четырьмя голосами.
Я волновался, как наши сестры будут слушаться после детей!? Помог сам храм. В нем такая прекрасная акустика, что даже четыре негромких голоса казались мощным хором. Я это сразу ощутил еще на пасхальной полунощнице перед крестным ходом. Когда же мы вернулись в храм и хор запел пасхальный канон, мне не верилось, что это поют наши тихие сестры.
Но именно здесь и произошло то, что позже я назвал исполнением свой мечты. Войдя в храм, я включил весь свет, какой только был в храме. Это удивительный момент, когда первым входишь в храм и остаешься несколько секунд совершенно один и вспоминаешь, как также когда-то первыми вошли во гроб Христов жены-мироносицы…
Первая ектенья, первые христосования, радость переполняет сердце, ликование бьет через край. Если мы спустя 2000 лет так живо радуемся Христову воскресению, что же пережили жены-мироносицы и апостолы?!
Но когда пропели третью песню канона и вышел на амвон возглашать «Христос воскресе!», - вдруг свет во всем храме погас и мы погрузились в темноту. Горели только свечи. Изредка такое бывало и раньше: от напряжения вырубало пробки на щитке. Нужно было немного подождать, кое-что отключить и снова нажать на пробку. Местные специалисты сразу бросились исправлять ситуацию. Я не волновался, надеясь, что скоро свет зажжется снова. Но служба продолжалась, а свет не загорался.
Когда алтарник Вениамин вернулся в алатрь, сказал: «Батюшка что-то серьезное…» Прошло еще время. Пасхальный канон мы пели в темноте. Я улучив момент сам вышел из алтаря к щитку. Александр Чеблуков меня не смог утешить: «Все прозвонили. Пришлось взломать пломбу на щитке… Пока ничего не могу найти, наверно где-то на улице кабель распаялся. Думаю, что сейчас не починить…»
Тут меня и осенило: «А ведь когда-то ты мечтал послужить при свечах, без электирчества?! Вот и служи себе… Все как в старину. Сам бы не решился, Господь помог».
С этого момента у меня действительно началась другая служба. Я думал: « А ведь действительно, именно так и встречали Пасху на Руси почти Тысячу лет, только последние полвека стали встречать при электрических лампочках... Так служили и в этом храме, и по всей Руси. Так встречали Пасху и русские государи и мои неведомые предки». Служба сразу стала ночной! Христос воскрес именно ночью. Видны были только иконы, перед которыми стояли свечи. Я видел в храме больше ликов святых, нежели лиц прихожан. Я чувствовал присутствие множества людей, а в то же время было какое-то чувство уединенной встречи с воскресшим Господом. Знаменные песнопения были как нельзя более кстати.
Когда причащал, поставил две свечи рядом с Чашей, чтобы видеть частицы Святых Даров и не пронести их мимо уст.
Мы служили до самого рассвета. Появление первых отблесков солнца воспринималось совершенно иначе: восход солнца как явление Пасхи! Такой службы у меня еще никогда не было, и наверно и не будет. Это была настоящая старинная русская царская Пасха, «Пасха таинственная»...

Сомино. Пасха 2013 г. Сомино. Пасха 2013 г. Сомино. Пасха 2013 г. Сомино.Пасха 2013 г. Сомино.Пасха 2013 г. Сомино. Пасха 2013 г. Сомино. Пасха 2013 г. Сомино. Пасха 2013 г. Сомино. Пасха 2013 г. Сомино. Пасха 2013 г.
Tags: Пасха, Сомино, дальний_приход, дети, знаменный_распев
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments