Протоиерей Геннадий Беловолов (otets_gennadiy) wrote,
Протоиерей Геннадий Беловолов
otets_gennadiy

Category:

Царское паломничество в Св.Землю. Ч.4. В какой день была произнесена Нагорная проповедь?

С ТРЕТЬЕЙ ПОПЫТКИ
Человек предполагает, а Бог располагает, - эту духовную мудрость я не раз вспоминал в паломничестве по Святой земле. В предыдущие поездки оба раза в программе стояла Гора Блаженств, но в первый раз светский экскурсовод активно отговорил посещать эту гору, предложив взамен вкушение «рыбки апостола Петра»: «Да что там смотреть?» Во второй раз мы просто не успели: монастырь был закрыт, было уже темно. В этот раз я попросил нашего путевода посетить место Нагорной проповеди в первую очередь...

БЛАЖЕНСТВА В КАМНЕ
Когда говоришь слово «гора», представляется подошва, склоны, вершина, - и подъем на нее. С Горой Блаженств ситуация почти противоположная. Во-первых, это не гора в прямом смысле этого слова, а скорее холм на берегу Геннисаретского озера. Его высота около 150 метров над уровнем воды. Подниматься на него вообще не нужно. Сюда привозят на автостоянку, которая находится выше латинского монастыря, так что к горе приходиться спускаться.
Именно этот холм издревле христианское предание отождествляло с местом Нагорной проповеди. В конце IV века на его склоне была построена церковь, разрушенная ок. 685 г. Вплоть до начала ХХ века место пустовало. В 1907 г. этот участок был приобретен Орденом францисканцев. В 1935 г. в результате археологических раскопок здесь были обнаружены остатки древнего храма кон. IV в., украшенного мозаикой, фрагменты которой хранятся сейчас теперь в музее в Капернауме. В 1937-1938 гг. на вершине холма был построен новый храм Блаженств. Невольно вспомнил: «А у нас в России в том году как раз взорвали храм Христа Спасителя». Не нужно быть специалистом, чтобы догадаться: архитектор – итальянец (А. Барлуцци). Храм напоминает творения мастеров эпохи Ренессанса. Храм символически в архитектурным формах является воплощением Нагорной проповеди, т.с. Нагорная проповедь в камне. Он имеет форму восьмигранника по числу Заповедей Блаженств в западной традиции (8-е и 9-е «блаженства», близкие по смыслу, объединяются в одну заповедь), причем на каждой стороне восьмерика в окне купола начертана одно из 8 блаженств. Получается, «светоносные» заповеди сами становятся источником света всему миру. Престол расположен довольно необычно - в самом центре храма, что вместе с внешней галереей, опоясывающей храм, как бы изображает слушающих проповедь.

ПРОПОВЕДЬ НА ОТКРЫТОМ ВОЗДУХЕ
Однако, когда мы уже были рядом с монастырем, наш путевод неожиданно предложил нам другой план.
– Давайте спустимся ниже по старой дороге, там есть место, где можно почитать Евангелие. В латинском монастыре нам не разрешат прочитать всю Нагорную проповедь целиком.
После краткого колебания, мы согласились, и, сразу скажу, не пожалели. Здесь нужно напомнить, что на месте практически всех евангельских событий в разное время были воздвигнуты многочисленные храмы и монастыри, что совершенно естественно. Но эта архитектурная память с одной стороны являет святое место, а с другой стороны, заслоняет его собой, поскольку, очевидно, что во времена Христа этой архитектуры не было. Эта мысль особенно относится к месту Нагорной проповеди. Ведь эту проповедь Господь принципиально произнес вне городской среды, так сказать на природе. В Евангелии от Матфея сказано, что Господь, «увидев народ, взошел на гору… и отверзши уста Свои, учил их». Свое учение Господь открывает не под сводами храма, не в стенах синагоги, не на городской улице или площади, но на горе под открытым небом среди растущей травы и дерев.
Обо всем этом думалось, когда мы спускались по склону холма.
С вершины горы Блаженств открывается захватывающая панорама Геннисаретского озера, лежащего как бы в ладонях между зеленеющими холмами Галилеи и Гергесины.
Под ногами вилась простая грунтовая дороге – двухколейка, каких великое множество на нашей Русской земле. Мы шли среди зеленеющих полей. В конце февраля здесь весна в расцвете. Вокруг пестрело невероятное множество цветов: красные как маки анемоны, дикие пионы, кусты можжевельника, - все это наполняло воздух благорастворенными ароматами.



СМОГЛИ БЫ ВЫ ОТЛИЧИТЬ ПШЕНИЦУ ОТ ПЛЕВЕЛ?
Колосилась непонятно кем посаженная пшеница, так что было не ясно, будут ли ее собирать на этих крутых склонах, или же она растет здесь сама испокон веку. Но глядя на нее, нетрудно было себе представить, идущих среди этих полей путников: кроткого Учителя и «жаждущих правды» учеников, срывающих колосья, чтобы утолить дневной голод. Невольно хотелось сойти с дороги в это поле и пройти среди колосьев, забыть о времени и представить себя также следующим за Учителем. Здесь особенно чувствуешь историчность всего, что описано в Евангелиях.
Справа и слева от дороги росла же пшеница, которая так часто упоминается в евангельских историях и которую Господь не раз использовал в Своих в притчах. Тут нас ждало одно открытие. Наш путевод Александр сорвал два колоска и показал нам: «Видите эти колоски, посмотрите, чем ни отличаются друг от друга?» – «Ничем особенно не отличаются. Один худосочнее другого…» - «А между тем один из них пшеница, а другой плевелы…»
Мы, конечно, сразу вспомнили эту притчу Христа: «Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою». (Мф.13:24-30).
Когда слышишь эту притчу, как-то не задумываешься, а какие они эти плевелы, и почему из можно перепутать с пшеницей? Кажется, что это просто сорняки. На самом деле, евангельский плевел это волне конкретное растение, имеющее ботаническую классификацию: lolium multiflorum или плевел многоцветковый (рейграс итальянский) - это средиземноморский вид двулетних или многолетних трав высотой от 30 до 80 см. Он отличается быстрым ростом и отрастанием после скашивания. В греческом тексте Евангелия эта трава названа «цицания» (веревка безумия), у арабов она доныне носит родственное имя «циван». Пока плевелы еще не выколосились, они имеют поразительное сходство с пшеницей, но легко отличаются от нее после того, как нальются ее зерна. Перед сбором урожая на полях Самарии до недавнего времени можно было видеть женщин и детей, занятых выдергиванием длинных стеблей плевелов среди пшеницы.
Взяв в руки колоски пшеницы и плевела, я оценил удивительную достоверность и, если так можно выразиться, научную точность притч Христовых. Христос как Творец всего сущего знает свое творение и точно оперирует названиями и понятиями. С другой стороны, становится понятнее, почему именно домовладыка запретил до времени вырывать плевелы: их так легко перепутать с пшеницей. «Мы бы точно перепутали», - таков был итог нашего осмысления притчи на этом поле.

СКОЛЬКО РАЗ Я СЛЫШАЛ НАГОРНУЮ ПРОПОВЕДЬ...
И эти колоски, и эта дорога, и этот склон, и открывающийся вид Геннисаретского моря, растворяющийся в голубой дымке, - все это было живой иллюстрацией к Евангелию. Все земное и суетное остается здесь где-то позади, а остается главное – единое на потребу.
Мы спустились метров двести ниже латинского монастыря, дорога привела нас к маленькой площадке с одиноко стоящей старой смоквой и большим установленным камнем с отмосткой вокруг. На камне был высечен равноконечный крест и выбита надпись на латыне: «Идите и научите все народы», - без каких-либо пояснений о том, в память чего установлен этот камень.
Именно у этого камня мы и прочитали Нагорную проповедь.
Ее слова знакомы каждому христианину. Мы слышим их на каждой воскресной литургии, она поется на третьем антифоне, ее часто читают на службах преподобным (по Евангелию от Луки), да и вообще она у нас на слуху. Ее чтение не может быть чем-то совершенно новым. Но в этот раз я прочитал Нагорную проповедь как совершенно новую, хорошо знакомые слова звучали как будто в первый раз. В этот момент я понял слова, которые Господь не раз произносил перед Своими проповедями или после них: «Имеющий уши слышать, да слышит», то есть для слышания Евангелия нужен особый духовный слух. Я прочитал всю Нагорную проповедь, которая составляет три главы Евангелия от Матфея. Читал я медленно, торопиться никуда не хотелось. Слова Спасителя как никогда глубоко проникали в душу, так глубоко, что, казалось, они касались самой глубины души. Это было какое-то необыкновенное чтение. Мне казалось, что я так никогда прежде не читал Слово Божие. В этот момент я вспомнил слова апостола Павла о том, что «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр.4, 12). Признаюсь, я едва сдерживал слезы радости и умиления. Хотя я не смотрел на слушающих, но чувствовал, что и они в эти минуты переживают те же чувства, что и я. Слова Христа были исполнены такой живой силы, что хотелось только одного – вместить их в свое сердце, исполнить их, жить по ним и следовать за Тем, Кто их сказал. В этот момент мне стало понятно, почему так легко первые ученики Христа оставляли свои занятия, бросали сети на берегу озера, изменяли весь строй своей жизни и следовали за Христом. Если сейчас по прошествии двух тысяч лет Его слова могут так глубоко захватывать сердце, то можно себе только представить, какова же была сила эти слов, когда их произносил Сам Христос!

ГОРА БЛАЖЕНСТВ, ГОРА СОЛИ, ГОРА ГОРЯ
…Теперь, уже вернувшись домой и составляя эти записки паломника, я спрашиваю себя, какое самое сильное впечатление осталось от поездки, и говорю себе: все впечатления сильные, но одно из самых сильных – это было чтение Нагорной проповеди на Горе Блаженств. Во время этого чтения я пережил настоящее блаженство. И к тем блаженствам, которые изрек Христос на этой горе, я внутренне присоединяю еще одно, сказанное Господом в другом месте: «блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его (Лк. 11, 27–28)». Теперь эта гора для меня действительно является Горой блаженств, не только по названию, но по тому состоянию, которое я пережил на ней и которое можно выразить одним словом: блаженство.
У этой горы на разных языках существуют разные названия: «Гора Счастья», «Гора Блаженств», «Гора Нагорной Проповеди». Но когда читаешь проповедь Христа на этой Горе, хочется назвать ее еще и другими именами.
Гору Блаженств можно назвать Горой Золотого правила, ибо здесь Господь впервые изрек моральную заповедь ,которую потом несколько раз повторял в Своих проповедях, и которую принято называть Золотым правилом человеческой морали: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф.7:12),
Эту гору можно назвать Горой соли и света, ведь именно здесь Господь призвал своих учеников и всех христиан быть «солью земли» и «светом мира».
Это еще и Гора Горящей Свечи: «И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». На этой Горе Господь явил прежде всего Сам Себя как Горящую и Неугасающую Свечу всему миру. Она великий подсвечник Духовного Света.
С таким же правом эту Гору можно также назвать Горой «Отче наш», ведь именно на ней Господь даровал нам главную нашу молитву.
Но не только о блаженствах говорил Христос на этой Горе. В Евангелии Луки приводятся и его жесткие обличения фарисейства и религиозного лицемерия, которые особенно неприятны Господу. «Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне, ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне, ибо восплачете и возрыдаете. Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо, ибо так поступали с лжепророками отцы их». (Лк.6,24-26) Так что эту Гору можно назвать и Горой горя для тех, кто не слышит слово о блаженстве.

МОЖНО ЛИ ПРАЗДНОВАТЬ ДЕНЬ НАГОРНОЙ ПРОПОВЕДИ?
Но кроме этих духовных открытий, хочу поделиться еще одним, которое, может быть, со стороны покажется менее важным, но для меня оно как раз стало самым неожиданным. В Нагорной проповеди Христос учит своих последователей не заботиться об одежде и внешнем благоукрашении, приводя в пример полевые цветы: «Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!» Господь в этих словах не просто напоминает о красоте полевых цветов ,но предлагает взглянуть на них. Очевидно, что они в тот момент росли и цвели вокруг, также как и трава, которую упоминает Господь, в тот день очевидно зеленела. Но все, о чем сказал Господь, было вокруг нас и мы также увидели вокруг себя такие полевые цветы и зеленеющую траву. Значит, Господь произнес Нагорную проповедь в то самое время года ,в которое мы оказались в Святой земле. Весна в Святой земле яркая, но короткая. Быстро наступают жаркие месяцы и вся зелень буквально выгорает, цветы теряют свой соломонов наряд. Уже в начале лета пейзаж Святой земли превращается в желтые краски. То есть мысль, которая меня осенила, была совсем простой и состояла всего лишь в том, что Нагорная проповедь произнесена весной, что это по сути своей весенняя проповедь человечества, исполненная цветущего благоухания и великих надежд. Мы не знаем точную дату этой проповеди и в церкви нет праздника, посвященного ей, но я теперь буду праздновать свой личный праздник 26 февраля - День Нагорной проповеди. На память об этом утештельном чтении я сорвал несколько колосков и цветов с Горы Блаженств, которые стоят теперь у меня в святом углу…

ЦАРСКАЯ ПРОПОВЕДЬ НА ГОРЕ
Когда мы уже спускались к берегу Галилейского озера, одна паломница меня спросила: «Батюшка, а как же царская тема? Вроде бы здесь ничего не связано с царями?»
- Как же не связано?! Ведь вся проповедь Христа о Царстве Божием. Посмотри, с чего она она начинается? Первая же заповедь блаженств говорит о гражданстве Христова Царства: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Также и восьмое блаженство призывает к верности и верноподданности этому Царству: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное». Если внимательно перечитать Нагорную проповедь, то оказывается, тема Царства является ее сквозной идеей и главным целеустремлением духовной жизни. Всего в Нагорной проповеди Царство Небесное упоминается девять раз.
Ведь и завершается проповедь призывом Христа: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам». Это квинтэссенция всей Нагорной проповеди, так сказать Царская заповедь Господа. Поэтому можно определенно сказать, что на этой благословенной Горе на берегу этого священного озера Спаситель начал благовествовать Свое Царство. С этой горы Блаженств мир услышал проповедь о Царстве Христа.
И сам Господь здесь явил Себя как Царь-Законодатель. Очевидна параллель между дарованием Ветхого закона на горе Синай Моисею и Новозаветного "закона" на Горе Блаженств Господом Иисусом Христом. Там дано 10 заповедей, и здесь тоже дается 10 заповедей, если считать десятой – «Радуйтесь и веселитесь». Оба дарования происходят на горах. Оба дают основание Ветхому и Новому Заветам.
Так что здесь прозвучала Царская проповедь о Царстве Божием.
- И саму Гору можно назвать Царской!
- Точно так! Аминь!

(фотки позже)

Tags: Евангелие, Иисус_Христос, Святая Земля, видео, паломничество, фотографии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments