Протоиерей Геннадий Беловолов (otets_gennadiy) wrote,
Протоиерей Геннадий Беловолов
otets_gennadiy

Category:

Царское паломничество в Св.Землю. Ч.3. Назарет – по-русски Благовещенск

Назарет – это город великой благой вести, по-русски его можно назвать – Благовещенск. У нас город с таким названием есть на Дальнем Востоке, стоит на реке Амур на самой границе с Китаем. Там я, к сожалению, ни разу не был, а вот в Назарет приезжаю уже в третий раз.
В этот раз Назарет произвел какое-то особенно глубокое впечатление. Мы ночевали в Назарете две ночи (в новой недавно открывшейся гостинице). Заметил один момент: особенно производят впечатление те места, где удалось переночевать. Видимо, в святых местах нужно обязательно переночевать, прожить хотя бы одни полные сутки. Это тем более касается Назарета: ведь Господь наш Иисус Христос прожил здесь большую часть своей земной жизни.
В Назарете нас тоже ждала одна приятная новость. Наш путевод спросил меня, не желаю ли я послужить в Назарете Литургию? - Об этом можно только мечтать. С огромной радостью, - был мой ответ. – Я почему-то так и думал и спросил у владыки Кириака послужить Вам литургию в его домовом храме в митрополии.
Утром мы пешком дошли до митрополии.

Она расположена на пути Божией Матери к колодцу над древними каменоломнями, в которых находились по преданию мастерские св.праведного Иосифа. В них мы побывали в прошлый раз. Храм, посвященный св.Георгию Победоносцу, открыли специально для нас. Служили мы одни. Из местных были только свечница и алтарник. Это была какая-то нереальная Литургия. На клиросе пел наш леушинский знаменный хор, часы читали наши чтицы Елена и Зоя, Апостол читала наша «апостольница» Ирина, в храме стояли сестры и наши прихожане. Все было как будто в моем храме. Когда я закрывал глаза, мне казалось, что я нахожусь на Леушинском подворье. Но когда я смотрел вокруг себя, понимал, что мы служим на Святой земле – в Назарете. Возникало чувство одновременного пребывания и на Леушино и в Назарете, что и придавало всей службе какой-то нереальный чудесный характер.
[еще фото…]

Служба имела одну особенность: мы читали дополнительное зачало Апостола и Евангелия. Поскольку храм построен на месте древней синагоги, в которой Иисус Христос произнес свою первую проповедь, наш путевод Александр предложил прочитать именно это место Евангелия. «И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами». (Лк.4,13-22)
Как-то по-новому я прочитал эти слова, сказанные некогда именно на этом месте. Это зачало можно назвать «новогодним», потому что оно по календарю читается на церковное новолетие – 1/14 сентября. После службы поздравил прихожан с «новым годом» в Святой земле. Кстати в этом храме есть уникальная икона, изображающая это евангельское событие: первая проповедь Христа в Назаретской синагоге. Она помещена прямо в иконостас, так что я ее несколько раз созерцал в течение службы, выходя с каждением.
В начале Евхаристического канона в алтарь зашел седовласый старец с кротким лицом, в рясе и скуфейке. Хотя на нем не было панагии, но я сразу понял, что это митрополит Кириак. Я благословился у него. Служба для меня сразу приобрела «архиерейский чин». Можете себе представить мое волнение! Мне еще никогда прежде не приходилось служить в присутствии архиерея. Владыка тихо молился, стоя справа от меня. Периодически он что-то поправлял на престоле, подавал мне воздух, как бы исполняя послушание алтарника. Видно было, что он прислушивался к знаменному пению нашего хора. В какие моменты он даже тихонько подпевал иссоном.
После службы на проповеди я поблагодарил назаретского владыку за возможность послужить эту Литургию. После службы он пригласил всех нас в официальный зал для почетных гостей. Неожиданно мы удостоились архиерейской аудиенции. Приглашая меня сесть рядом с собой, владыка указал на место справа от себя: «А здесь три месяца назад сидел ваш патриарх Кирилл. Он также был у нас в гостях».


Я сказал, что наша поездка посвящена 400-летию Дома Романовых. Мы подарили владыке иконки царя-мучника Николая и царевича-мученика Алексия. Особенно тронуло то, что владыка тут же поставил эти иконки на самое почетное место у главного трона. Потом он выразил благодарность в нашем лице всему русскому народу: «Когда наш греческий народ был под турецким игом и мы не имели своего государства, мы считали, что наше государство – это Россия. Именно Россия помогла нам выжить и освободиться от ига». Представлять страну кажется дело дипломатов. Но здесь мы неожиданно оказались в роли представителей нашей великой страны. Лично ничего не сделавшие для греческого народа, тем не менее мы удостоились архиерейской благодарности за дела наших предков. Владыка поблагодарил также за службу, каждой из клирошанок благословил Свято-Гробский календарь.
После Литургии у нас состоялась экскурсия по «благовещенским местам» Назарета. В первую очередь мы посетили православный храм св.Архангела Гавриила, построенный над «колодцем Богородицы». Это древний родник – единственный источник воды в Назарете, поэтому нет никаких сомнений, что Матерь Божия приходила сюда за водой, Ей конечно же помогал и Отрок Иисус. Храм на этом месте был воздвигнут в 12-м веке крестоносцами. После разрушения мамлюками (в 13 веке), храм был отстроен заново в 1750 году, по особому разрешению турецкого султана. Наиболее древней является нижняя часть храма, в которая находиться колодец. В прошлый раз нам удалось в тишине почитать Акафист Божией Матери ,в этот раз в храме одновременно казались три группы паломников, причем все из России. Потолкавшись с соотечественниками бок о бок, мы едва успели трижды пропеть тропарь Благовещению и испить воды, которую пила Сама Матерь Божия и Ее Божественный Сын.

Кстати, до революции русские паломники стремились привезти из Назарета особую святыньку - камешек из этого колодца. Один из таких камней из Назарета в Санкт-Петербург привез Великий Князь Николай Николаевич-старший.
Здесь мы узнали о связи Назарета с Домом Романовых, а также с Санкт-Петербургом. Один из немногих представителей царственного Дома, посетивший Назарет был Великий Князь Николай Николаевич-старший. Он посетил град Благой Вести в 1872 году. Здесь его встречал Иерусалимский Патриарх и Назаретский Архиерей. В память о посещении августейшего гостя, сына Царя Николая Первого и брата Царя Николая Второго, патриарх преподнес в дар камни из колодца, а также старинную икону Благовещения. Эти святыни Великий Князь передал в храм лейб-гвардии конного полка в Санкт-Петербурге ,который был расположен на площади рядом с его дворцом (ныне Дворец Труда на площади Труда). Икона из Назарета стала главной святыней храма и одной из чтимых икон северной столицы. К сожалению, в советское время замечательный храм по проекту К.Тона был безжалостно уничтожен, дабы не «мешать трамвайному движению». О нем теперь напоминает только название Благовещенского моста через Неву. Судьба назаретской иконы остается неизвестной.
В благодарность Назарету из Петербурга был передан от Дома Романовых большой образ Благовещения в академическом стиле. Нам сказали, что его доставил Великий Князь Сергий Александрович. В знак уважения к августейшим дарителям икона из России была помещена на главном месте - прямо над источником, где и поныне пребывает. Особенностью иконы является то, что на ней Богомладенец изображен видимым образом во чреве Богоматери. Пред этим образом молятся тысячи и тысячи паломников со всего мира. Русский образ в арабском храме делает событие Благовещения нам еще более близким.
О Доме Романовых в Назарете напоминают целые архитектурные ансамбли. Буквально в 50 местрах от храма расположен комплекс построек, исторически называвшийся Сергиевским подворьем, а теперь именуемый в местной топонимике как «Московия».
Здание, занимающее большой квартал, представляет собой двухэтажный комплекс с двумя воротами — для пешеходов и экипажей. Оно было построено Императорским Палестинским обществом под управлением Великого Князя Сергия Александровича на земле, приобретенной в конце XIX в. Строительство было начато в 1904 г. (арх. Г.Шумахер) еще при жизни ВК Сергия Александровича, а закончено уже после его мученической трагической гибели в 1907 г. и названо в честь князя-мученика Сергиевским подворьем. Об истории подворья и его основателе — Великом Князе Сергие Александровиче сообщает Мемориальная доска на трёх языках: иврите, арабском и английском.
Подворье исполняло функцию гостиницы для русских паломников, посещавших церковь Благовещения, колодец Девы Марии и другие святыни Назарета. Комплекс включал столовую, клинику, аптеку, школу и русский культурный центр. В нем могло разместиться до 1000 паломников.
После начала Первой мировой войны в 1914 г. и революции 1917 г. поток паломников из России практически исчез, русские приезжали из эмиграции. . В период Британского мандата комплекс использовался для административных нужд. В 1964 г. комплекс был приобретен Израилем у СССР в рамках позорной т.н.«апельсиновой сделки» Хрущева, которого здесь ставят в один ряд с Иудой. До 1999 г. здание использовалось для правительственных учреждений Назарета, пока они не были перенесены в новую еврейскую часть города Нацрет-Илит. В настоящее время в русском здании расположена назаретская полиция и почта, вести со всего мира в Назарет приходят именно в здание «Московии». Нам же оставалось только в очередной раз помянуть у этого дома весь Дом Романовых, вспоминая его державные труды на Святой Земле.
Назаретская «канавка Богородицы» приводит к новому огромному собору, внутри которого сохраняется древний Дом Иосифа - главной святыне Назарета и одной из главнейших святынь Святой Земли. Прежде всего она поражает своими размерами, она видна из многих мест Назарета. Оказалось, что это самая большая христианская церковь Святой Земли (говорят, и всего Ближнего Востока).
Первоначально храм над Гротом Благовещения был воздвигнут еще во времена святой Царицы Елены одновременно с храмом Рождества Христова в Вифлееме и храмом Гроба Господня в Иерусалиме. Впоследствии он несколько раз разрушался и восстанавливался. Строительство нынешнего храма было начато в 1954 году, когда это место было полностью расчищено, были проведены обширные археологические изыскания. Находки представлены в существующем при базилике археологическом музее. Спустя 15 лет в 1969 году храм по проекту итальянского архитектора Джованни Муцио был завершен. На его освящение приезжал римский папа.
(Кстати, английской археологической экспедицией во время раскопок в 1923 году возле колодца Божией Матери было найдено удивительное окаменелое перо. Ученые не смогли его соотнести ни c одним из известных науке пернатых. Споры вокруг происхождения ископаемого пера, возраст которого определяется примерно в две тысячи лет, не утихают со времени этой поразительной находки. Верующие гораздо быстрее разгадали загадку пера, решив, что это перо архангела Гавриила).
Латинский базилика производит неоднозначное впечатление своей архитектурой. Впрочем, в большом куполе русскому глазу могут увидеться наши северные шатровые купола. Внутри храм разочаровывает. В отделке активно использованы современные технологии, все отделано бетоном, и он производит впечатление большого темного бункера. Но тем более на этом фоне как то особенно тепло воспринимается сам Грот Благовещения, как будто луч света в бетонном царстве. Он находиться в центре базилики в крипте точно под куполом. К нему нужно спуститься по лестнице. Прошлый раз шла служба, и мы только издали смогли видеть место Благовещения. В этот раз нам повезло, и мы смогли максимально близко подойти к святому месту – к простой пещере, которая была частью дома Иосифа. В ней еще в древности были установлены две колонны, которые символически оьозначают место стояния Архангела Гавриила и Пресвятой Богородицы. На полу начертаны слова на латыни: «Здесь Слово Божие стало плотью». Разговаривать, проводить экскурсии, громко молиться здесь нельзя. Мы постояли в полной тишине, потом тихонько, почти про себя пропели три раза «Богородице Дева, радуйся».


Выйдя из храма, я почувствовал некоторую «молитвенную недостаточность»: в таком святом месте хотелось помолиться больше. Вокруг храма расположена стена с навесом, образующая галерею. В ней расположены мозаичные иконы Божией Матери разных стран и народов. Они выполнены в разной иконографии, в разных стилях. Не все иконы можно назвать каноничными. На многих иконах Богородица имеет ярко выраженные национальные и этнические черты. Здесь каждый народ может найти свою Богоматерь. В этом необычном богородичном иконостасе мы увидели и нашу Русскую Богородицу – икону Владимирской Богоматери (хотя она и подписана как греческая!). Но здесь меня посетила мысль прочитать Акафист Божией Матери «Взбранной Воеводе», который по своему смыслу является именно Благовещенским акафистом, причем таким образом, чтобы кодаки и икосы читать перед каждым новым образом Божией Матери. Мы начали чтение с нашей Владимирской Богоматери, продолжили у грузинского образа. И так переходя к следующему образу мы читали следующий кондак и икос. Правда, приходилось употреблять духовную цензуру и пропускать образы, не соответствующие православной традиции. Но к нашей радости в этой галерее Божией Матери вполне хватило православных икон для чтения всего Акафиста. Многие иноземные паломники обратили внимание на наше необычное хождение с пением от иконы к иконе и присоединились, даже не понимая церковно-славянского языка. В конце Акафиста нас ожидало одно маленькое чудо. Когда мы подошли к очередной иконе и я начал читать Икос 10-й «Стена еси девам, Богородице Дево, и всем к Тебе прибегающим», увидел, что перед нами мозаичный образ, который был подписан «Стена Нерушимая». Такое совпадение мы восприняли как благословение Божией Матери. В результате такого Акафистного чтения неожиданно получился крестный ход вокруг места Благовещения Пресвятой Богородицы.


В этом месте нас посетило совершенно реальное чувство, что сегодня праздник Благовещения, с которым я от всего сердца поздравил наших паломников.
Tags: Святая Земля, паломничество, фотографии
Subscribe

  • СТИХИ В ДОРОГУ КРЕСТОХОДЦАМ

    ДОБРОГО ПУТИ, КРЕСТОХОДЦЫ! И день, и ночь, и в зной, и в стужу Идет народный крестный ход, Свершая всю дорогу службу, Незыблемо который год.…

  • СВЯТОЙ ВЛАСИЙ ОСТАЛСЯ БЕЗ ПАСТВЫ

    Сегодня в Сомино престольный праздник святого Власия. С ним я познакомился, когда еще был студентом филологического факультета и мы на занятиях…

  • ИСТОРИЯ КАРТИНЫ, КОТОРУЮ Я УВИДЕЛ 20 ЛЕТ СПУСТЯ

    Говорят, что Сомино — живописное село. Это доказывают художники, которые часто приезжают сюда на этюды. Некоторые такие творческие командировки…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments

  • СТИХИ В ДОРОГУ КРЕСТОХОДЦАМ

    ДОБРОГО ПУТИ, КРЕСТОХОДЦЫ! И день, и ночь, и в зной, и в стужу Идет народный крестный ход, Свершая всю дорогу службу, Незыблемо который год.…

  • СВЯТОЙ ВЛАСИЙ ОСТАЛСЯ БЕЗ ПАСТВЫ

    Сегодня в Сомино престольный праздник святого Власия. С ним я познакомился, когда еще был студентом филологического факультета и мы на занятиях…

  • ИСТОРИЯ КАРТИНЫ, КОТОРУЮ Я УВИДЕЛ 20 ЛЕТ СПУСТЯ

    Говорят, что Сомино — живописное село. Это доказывают художники, которые часто приезжают сюда на этюды. Некоторые такие творческие командировки…